Тема 3. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента
Тема 1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.
Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.
Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления- это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.
Тема 2. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место.
Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.
Другое понятие менеджмента: менеджмент- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.
Однако термин менеджмент применяется лишь к управлению социально экономическими процессами на уровне фирмы
Действующей в рыночных условиях, хотя в позднее время его стали применять и в отношении не предпринемательскаих организаций. Этот термин обычно не употребляют для обозначения государственного или общественного управления.
Менеджер- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.
Менеджмент как научная дисциплина за сто летний период прошел несколько этапов эволюционного развития. Каждый этот этап представлял особую научную школу. Сменяя друг друга, эти школы менеджмента не конкурировали между собой, а дополняли теорию и практику менеджмента. В результате сложился современный динамичный менеджмент, в котором используются принципы, методы и инструментарий, формировавшийся в течение всего ХХ в.
Развитие управления менеджмента как науки представляло собой формирование разных подходов, которые не всегда совпадали, и поэтому позволяют рассматривать системы управления с разных сторон. Успехи в теории управления зависили от других, связанных с управлением наук, в частности математики, кибернетики, психологии, социологии, экономики, философии, политологии.
Тема 3. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента
К.19в - 1920-е гг. Рыночный спрос на бол-во видов продукции был устойчив и предсказуем. Стабильность пр-ва постоянного ассортимента продукции. Контрольная модель упр-я - соблюдении стандартов и правил - текущий контроль технологических процессов, сбыта, поставок. 2.1920-70-е гг. В эк-ке - нестабильность, но будущее еще оставалось предсказуемым на основе статистических и математических моделей. Плановая модель упр-я - реализация долгосрочных и текущих планов и допускающая их корректировку с учетом изменения ситуации. 3.С 1970-х гг. - период нестабильности рын. среды – непредсказуемость хоз-ой жизни. Появление стратегического упр-я
Зарождение менеджмента как науки произошло в конце Х1Х в. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивались под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социообщественных факторов.
Классификация школ менеджмента.
Школа | Вклад в развитие науки | Выдающиеся представители | Внешняя среда |
Классическая школа (школа научного управления) | Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение трудовых движений, функции управления, административная теория и др. | Г. Гант (1908), Ф. Тейлор 1911),Ф. и Л. Гилберт (1911),А. Файоль (1916),Дж. Муни (1931),Л. Урвик (1943) и др. | Рост размеров организации, рост объемов рынка товаров, первая мировая война, депрессия в экономике, постиндустриальная революция, рост влияния менеджеров |
Поведенческая школа (школа человеческих отношений) | Учет собственности конкретного индивидуума, мотивация труда, управление в целом и др. | Э.Мэйо(1945),П. Друкер,(1945),М. Вебер (1947),А. Маслоу (1960) | Вторая мировая война, рост влияния профсоюзов, потребность в подготовленных менеджерах |
Школа управленческой науки | Исследование операций, теория игр, теория решений и др. | Н.Винер (1949),Г. Саймон (1955),Д. Мак-Грегор (1960),И. Ансоф (1965),Л. Канторович (1976) и др. | Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военно-промышленного комплекса |
Системный подход в управлении (ситуационный, маркетинговый и др.) | Динамическое окружение, матричные разработки, социальная ответственность, организационные изменения, информационные изменения и др. | Д.Томпсон (1967),П. Лоренс (1967),В. Оучи (1975), Г. Мицберг (1973),Р. Стюарт (1976), М. Портер (1980) и др. | Расширяющаяся (глобальная) экономика, космическое соперничество, высокотехнологичные продукты, рост числа профессий высокой квалификации |
Школа научного управления. В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма в среде производства. В области рационализации производства и труда были разработаны: анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, исследования рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда- все это рассматривалось как средство совершенствование производства. Предлагались для этого эффективные процедуры, инструменты и оборудование.
Школа научных отношений. Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии, Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.
Школа управленческой науки. Суть подхода- исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации.