Расходы центрального правительства
в развитых странах в 1972 и 1990 гг. (в% к ВНП)
Великобритания
ФРГ
Греция
Канада
Финляндия
Франция
Швеция
32,0
24,2
27,5
20,2
24,3
32,3
27,7
34,8
29,4
50,9"
23,4
31,1
43,0
42,3
* 1986
Источник: The World Bank. World Development Report 1992 N.Y.:
Oxford University Press, 1992. Table II
Размеры государственного сектора ведущих стран мира в
1992 г. показаны в табл 2—3. Общие государственные расходы
Таблица 2—3
Государственный сектор некоторых стран
Организации экономического сотрудничества и развития в 1992 г.
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Франция
Германия
Италия
Япония
Нидерланды
Швеция
Великобритания
США
Общие государственные
доходы
в текущих
ценах (в %
к ВВП)
33,7'
47,2*
50,2
43,1"
46,1
45,3
43,3
34,4*
54,1
60,0*
38,8*
32,2»
Общие государственные
расходы
в текущих
ценах (в %
к ВВП)
36,6»
45,7»
55,2
47,9*
48,5
44,4
25,4»
55,3
59,8»
39,7»
36,4»
Всего
18,6»
17,8"
16,8е
18,0d
18, Зь
17,5»
9,2»
15,3d
27,0Ь
21,3»
18,1»
Государственные расходы на конечное
(в % от ВВП)
Оборона
2,2»
1,0Ь
2,6е
2,9d
2,2Ь
1,9»
0,9»
2,7d
2,6Ь
4,3'
Общественный
порядок
и безопасность
1,3»
0,8»
1,6е
0,8"
1,5Ь
1,7»
1,4Ь
2,0*
Образование
4,1»
4,0Ь
6,2е
4,6d
3,5Ь
4,8»
3,1»
4,6d
5,2Ь
3,9»
Здравоохранение
3,2»
4,6Ь
0,5е
3,0d
5,6Ь
3,6»
0,4»
6,5"
5,1»
потребление
Соцстрахование
и благосостояние
1,0»
3,2"
1,0е
l,4d
2,2Ъ
0,8»
0,6»
0,7dl
5,2Ь
1,7»
Жилищно-
коммунальное
хозяйство
0,3»
0,0Ь
0,2е
-1,1"
0,3Ь
0,5»
0,6»
0,5»
0,6»
Чистые
государственные
сбережения
(в % к ВВП)
-2,9»
1,5'
-5,0
-4,9»
-2,4
0,9
-7,9
9,0»
-1Д
0,2
-0,9-
-4,2»
, 1
8 2 - _ * • =•
Работники
дарствен?
секторг
(в % к обще
нятоста
17,5
21,0
19,0-
20,3*
23,3
14,7
15Д
5,9*
12,9
32,2»
19,9»
14,9а
Примечания:
.. — нет данных. 1 Производители государственных услуг, за исключением Австралии, Австрии, Канады и Франции, которые
представлены государственными служащими.
а 1991 с. 1986 е. 1988
Ь. 1990 d 1989 f. включая социальное страхование.
Источник OECD m Figures. Statistics in the Member Countries. Pans. June/July 1994. P. 40-41.
66Глава 2. Базовые экономические понятия
составляют ныне, значительную часть валового внутреннего продукта:
от 32,2% в США до 60% в Швеции. Структура этих расходов
представлена в таблице. Основными статьями расходов являются
расходы на оборону, образование и здравоохранение. Работники государственного
сектора составляли заметную часть занятых: от 5,9%
в Японии до 32,2% в Швеции.
По степени участия государства в экономике с известной долей
условности можно было бы расположить все страны на оси,
одним концом которой является рыночная экономика, а другим —
командная. Большинство стран разместилось бы между этими полюсами.
Их обычно и относят к смешанной экономике. На рис. 2—8
приведены некоторые из государств. В таких странах, как Россия,
Швеция, Нидерланды, государство играет большую роль, чем в
Англии, Японии и США. Как это сложилось и почему — об этом мы
узнаем в последующих главах.
3 к к
а я 5 S
S | §. & 1 § § |
I J
ю« К> >
S
X
Юя ч
<
Командная Смешанная Рыночная
Рис. 2—8.Ось "командная—смешанная—рыночная экономика"
Вопросы для повторения
1. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности
экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует
решать проблему редкости этих ресурсов?
2. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных
издержек? Приведите собственные примеры.
3. Каковы альтернативные издержки забастовки шахтеров
— для общества в целом?
— для забастовщиков, если профсоюз: а) поддерживает их материально
на уровне 100% заработка? б) 50% заработка? в) не поддерживает
вовсе? Обсудите ситуацию с точки зрения рационального
экономического выбора.
4. Что происходит с кривой производственных возможностей,
если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества?
Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии
технологии?
5. Может ли экономика работать эффективно при незанятости
части ресурсов?
6. Джон Мейнард Кейнс писал: "Идеи экономистов и политических
мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются —
Примеры решения задач 67
имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности
только они и правят миром Люди практики, которые считают
себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям,
обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого.
Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают
свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического
писаки, сочинявшего несколько лет назад" (Кейнс Дж. М. Общая
теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 458).
Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена
экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на
экономическую политику России?
7. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриаль-
ной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?
8. Каким образом традиционное общество, рыночная и командная
экономика решали проблему редкости ресурсов?
9. Возможно ли существование "чистой" рыночной или командной
системы? Приведите примеры, когда государство в рыночной системе
трансформирует автоматическое действие системы цен. В каких
формах рынок оказывал влияние на экономику СССР в 30—80-е гг.?
10. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших
социалистических стран по сравнению с западными державами
на основании данных об отставании производства потребительских
товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе
аппарат кривой производственных возможностей.
Примеры решения задач
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. Понятие альтернативной ценности составляет одну из важнейших
концептуальных основ неоклассической микроэкономики.
Да Нет
1.2. Принцип рациональности в неоклассической теории означает,
что человек должен заботиться только об удовлетворении своих
потребностей.
Да Нет
1.3. "Если хочешь сделать человека счастливым, не прибавляй
ему вещей, а убавляй желания". Это изречение противоречит принципам
экономического мышления.
Да Нет
1.4. Принцип рационального ведения хозяйства предполагает
минимизацию издержек или максимизацию полезности.
Да Нет
1.5. Экономическая мотивация субъектов традиционного хозяйства
существенно отличается от мотивации в рамках рыночной
экономики.
Да Нет
r,8 Глава 2 Базовые экономические понятия
1.6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода в рамках
чистого капитализма объясняет формирование рыночных цен.
Да Нет
1.7. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу
связан с изменением роли ресурсов в производстве.
Да Нет
1.8. Компаративистика — отрасль науки, посвященная сравнительному
анализу экономических систем.
Да Нет
Ответы
1.1.Да. На концепции альтернативных издержек базируются
практически все микроэкономические теории, разработанные в рамках
неоклассической школы.
1.2. Да. Еще А. Смит сформулировал "моральный парадокс":
заботящийся только о своих интересах рациональный товаропроизводитель
может достичь своей цели, только если он удовлетворяет
потребности общества.
1.3. Нет. Напротив, это изречение хорошо согласуется с экономическим
мышлением. Одно и то же благо приносит малое удовольствие,
если потребности велики, и большое, если потребности малы.
1.4. Да. Рациональное ведение хозяйства предполагает анализ
издержек и выгод, причем оптимальное решение предполагает минимизацию
издержек или максимизацию выгод (полезности).
1.5. Да. Поскольку максимизация денежного дохода выступает
мотивацией экономических субъектов исключительно рыночной
экономики.
1.6. Нет. Формирование рыночных цен объясняется закономерностями
функционирования рынков потребительских товаров и
услуг и рынков факторов производства.
1.7. Да. Поскольку критерием разделения на доиндустриаль-
ное, индустриальное и постиндустриальное общества служит различная
роль ресурсов в производстве благ.
1.8. Да. Сравнительный анализ экономических систем является
предметом компаративистики.
Выберите правильный ответ
2.1. Полное использование всех ресурсов на кривой производственных
возможностей показывает любая:
а) точка, лежащая вне кривой производственных возможностей;
б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;
в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей;
г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей,
в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей
членов общества.»
2.2. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете
отражает:
Примеры решения задач 69
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получать, бросив учебу;
в) затраты государства на образование среднестатистического
специалиста;
г) затраты родителей на содержание студента.
2.3. Характеристиками экономического блага выступают:
а) способность удовлетворять потребность;
б) редкость;
в) ценность;
г) верно все указанное.
2.4. Какое из перечисленных крылатых выражений характеризует
проблему определения ценности экономических благ:
а) "Экономист — человек, у которого ничего нет, но который
может дать совет, как потерять то, что у вас есть";
б) "Если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй
ему вещей, а убавляй желания";
в) "Семеро одного не ждут";
г) "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей"?
2.5. Укажите среди пар экономических целей противоречивую:
а) социально-экономическая стабильность и экономический рост;
б) ускорение экономического роста и охрана окружающей среды;
в) социально-экономическая стабильность и полная занятость;
г) экономический рост и ускорение НТП.
2.6. В простой модели кругооборота ресурсов, продуктов, дохода
в рамках чистого капитализма государство:
а) опосредует оборот на рынке продуктов;
б) опосредует оборот на рынке ресурсов;
в) верны ответы а и б;
г) не включено в модель.
2.7. В модели кругооборота домохозяйства:
а) выступают субъектами на рынке ресурсов;
б) выступают субъектами на рынке продуктов;
в) выступают субъектами на рынке доходов;
г) верны ответы а и б.
2.8. По мнению американского институционалиста Дж. К. Гэлб-
рейта, причиной "революции управляющих" является рост значимости
такого ресурса, как
а) труд, в) предпринимательство,
б) капитал, г) информация.
Ответы
2.1, е. Поскольку кривая производственных возможностей представляет
собой комбинацию точек, соответствующую полному использованию
всех ресурсов.
2.2, б. Поскольку альтернативная ценность представляет собой
ценность блага, от которого пришлось отказаться
2.3, г. Поскольку и способность удовлетворять потребности, и редкость,
и ценность составляют характеристики экономического блага.
70Глава 2 Базовые экономические понятия
2.4, г. Так как ценность внимания мужчины для женщины, по
мнению А. С. Пушкина, тем выше, чем его меньше.
2.5, б. На этапе развития индустриального общества загрязнение
окружающей среды выступает издержками (побочным эффектом)
экономического роста.
2.6, г. Государство не включено в простую модель кругооборота
ресурсов, продуктов и доходов в рамках чистого капитализма.
2.7, г. Домохозяйства выступают субъектами одновременно на
рынке продуктов и на рынке ресурсов.
2.8, г. По мнению Дж. К. Гэлбрейта, рост значения менеджеров
(техноструктуры) в управлении производством обусловлен именно тем,
что они являются владельцами особо ценной информации и навыков.