Землевладение и землепользование
В новом краю формировалось активное сельское население при очень небольшом удельном весе городского населения. Люди занимались ремеслом, рыболовством, охотой. Торговля, в отличие от Киевской Руси, не имела такого же влияния, поэтому хозяйство долгое время оставалось натуральным.
В результате русской колонизации Волжско-Окских земель здесь стали создаваться иные формы отношений между князем и населением. Если многолюдные городские общины в Киеве, Новгороде и др. зачастую приглашали к себе князей на престол, чтобы они организовывали военную оборону города, следили за внутренним порядком, то на северо-востоке Руси процесс был обратным. Сначала князь начинал владеть достаточно малолюдными земельными пространствами, а потом приглашал к себе колонистов для заселения этих земель.
С XII—XIII веков в феодальной земельной собственности Владимиро-Суздальского княжества утвердилась иерархическая структураземлевладения. Во главе иерархической лестницы стоял старший князь, который являлся верховным владетелем по отношению к феодалам, занимавшим более низкую вассальную ступень и непосредственно зависящим от старшего князя. Эти, в свою очередь, тоже могли иметь своих вассалов. Старший князь мог передать вассалам в условное владение часть своих земельных угодий взамен оказания ими определенной помощи, например, участия в военных походах.
Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли, становились «удельными князьями»,а их владения назывались «уделами». Кстати, эти термины в Киевской и Новгородской Руси были совершенно неизвестны. Такие наследные землевладельцы становились полновластными господами в своих уделах по отношению к живущим на их территории земледельцам, у них появлялись юридические полномочия собирать подати, разрешать судебные споры и т.д. Подобная вассальная система достаточно крепко удерживала власть над крестьянами
В данных условиях Основной привилегированной формой землевладения по-прежнему являлась боярская вотчина, которая оставалась крупной, независимой хозяйственной единицей. Как правило, вокруг нее сосредоточивались хозяйства зависимых от вотчинников вассалов. Боярин практически беспрепятственно господствовал над большими территориями и проживавшими там земледельцами. Вотчинные хозяйства оставались почти полностью натуральными, все основные потребности удовлетворялись за счет той продукции, которая производилась внутри вотчины.
Большую роль не только в идеологической, но и в экономической жизни страны стало играть духовенство.Церковные землевладения по своим размерам не уступали боярским вотчинам. Церкви и монастыри, так же как и феодалы, захватывали общинные земли, наступали на права крестьян. Особенно крупными земельными угодьями обладали такие монастыри, как Троице-Сергиевский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др., которые владели десятками сел и деревень, обширными пашнями, лесами, сенокосными лугами и пр. Причем эти владения не дробились и закреплялись за церковью навечно.
В период господства вотчинного хозяйства все более заметное место стало занимать поместноеили условное землевладение. Князья, бояре, монастыри все чаще приглашали к себе на военную службу различных людей: младших княжеских и боярских детей, разорившихся ремесленников и крестьян.
В ходе образования государства, в противовес общинному землевладению, все большую роль начинает играть дружина князя. Бояре теперь уже не просто воины, это люди, которые разбогатели на службе у князя. Первоначально князь и его дружина жили за счет дани с завоеванных земель. Со временем были установлены нормы дани «от дыма» или «от рала» (пахотное орудие). В дальнейшем князь стал раздавать земли своим дружинникам – боярам. До конца XI века они получали землю без крестьян, в дальнейшем - вместе с крестьянами (смердами) – так возникло крупное феодальное (вотчинное) землевладение.
Кроме светских землевладельцев, появились и церковные. Оно сначала возникло за счет княжеских пожертвований, затем росло за счет завещаний имущества церкви. Бояре сажали на землю своих холопов (рабов). Прежде они были заняты лишь в домашнем хозяйстве, а теперь им стали выделять землю, чтобы они кормили себя и своего господина. Крестьяне, отданные вместе с землей боярину, пока платили только оброк и могли уйти от своего господина.
Очень важным дополнением к земледелию были лесные промыслы: охота, рыболовство, бортничество.