Задания для самостоятельной работы. · Цена рабочей силы на рынке труда
Темы рефератов
· Цена рабочей силы на рынке труда.
· Значение роста производительности труда для отдельной фирмы и национальной экономики.
· Заработная плата и её виды. Коллективный договор как форма социальной защиты.
· Номинальная и реальная ставки процента и факторы, на них влияющие.
· Различные варианты оценки земли и формирование цен на землю в российской экономике.
ТЕМА 8. ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Теоретические основы для подготовки
К практическому занятию
Характеристика состояния рыночного равновесия; принцип оптимальности В. Парето. Частичное, общее, реальное равновесие.
Модели равновесия в основных экономических школах: "экономическая таблица" Ф. Кенэ, схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса, модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, модель "затраты-выпуск" И. Леонтьева.
Равновесие в плановой экономике. Формирование планового баланса в условиях совершенного плана. Плановый баланс при несовершенном плане. Дефицит как форма неравновесия.
Современные модели рыночного равновесия: паутинообразная модель, модель очереди, модель рыночного равновесия при вмешательстве государства.
Формы и экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы: принцип "невидимой руки", система проб и ошибок, банкротства предприятий, конкурентное ценообразование, финансовая, денежно-кредитная и налоговая политика государства в регулировании конкуренции.
Тест
1. Общее экономическое равновесие характеризует состояние экономической системы, при котором в равновесии находятся:
а) рынки экономических благ;
б) рынки факторов производства;
в) рынки экономических благ и факторов производства;
г) нет верного ответа.
2. Частичное равновесие отличается от общего экономического равновесия тем, что:
а) принимает во внимание цены на все блага;
б) может проводиться только в рамках краткосрочного периода;
в) применяется для исследования эффективности;
г) изменения цен на одном рынке не оказывает существенного влияния на другие рынки.
3. Достижение экономической эффективности означает:
а) максимальное благосостояние всех потребителей;
б) непрерывный экономический рост;
в) справедливое распределение экономических благ;
г) все ответы верны.
4. Мысль о том, что эффективная экономика лежит на грани производственных возможностей принадлежала:
а) К. Марксу;
б) В. Парето;
в) Р. Коузу;
г) А. Пигу.
5. Эффективность, при которой общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуска другого, возникает:
а) при монополии;
б) олигополии;
в) совершенной конкуренции;
г) монополистической конкуренции.
6. При обмене экономическими благами между потребителями выигрыш получают оба, поскольку:
а) растет общая полезность благ;
б) растет общий объём потребления;
в) растет общий объём благ;
г) все ответы верны.
7. Какое из указанных ниже утверждений неверно:
а) граница возможных благосостояний имеет отрицательный наклон;
б) Парето-оптимальность соблюдается только при совершенной конкуренции;
в) каждая точка на границе возможных благосостояний характеризуется справедливым распределением доходов;
г) каждая точка на границе возможных благосостояний соответствует Парето-оптимальности.
8. Принцип Парето не обладает эффективностью:
а) в первичном и вторичном распределении;
б) производстве;
в) обмене;
г) все ответы верны.
9. Количество единиц одного товара, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительную единицу альтернативного товара, показывает:
а) предельная норма технического замещения;
б) предельная норма трансформации;
в) предельные издержки;
г) предельный продукт.
10. Таблица "затраты-выпуск" используется для отражения:
а) эффекта масштаба производства;
б) закона убывающей производительности факторов производства;
в) закона убывающей предельной полезности;
г) взаимосвязи между различными отраслями национальной экономики.
11. Общественные блага характеризуются:
а) неисключаемостью;
б) неделимостью;
в) неконкурентностью;
г) все ответы верны.
12. Ситуацию, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без её оплаты, характеризует:
а) эффект Пигу;
б) теорема Коуза;
в) проблема безбилетника;
г) коробка Эджуорта.
13. Кривая спроса на общественное благо:
а) показывает общую стоимость, которую все индивидуумы платят за каждую единицу блага;
б) идентична кривой спроса на частное благо;
в) определяется горизонтальным суммированием всех индивидуальных кривых спроса;
г) все ответы верны.
14. Прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем, называют:
а) дотации;
б) субсидии;
в) экстерналии;
г) налоги.
15. Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим:
а) отрицательный внешний эффект;
б) положительный внешний эффект;
в) средний внешний эффект;
г) нулевой внешний эффект.
16. Согласно теореме Коуза регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне:
а) на основе административно-законодательного контроля;
б) на основе создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности;
в) посредством интернализации внешнего эффекта;
г) без вмешательства государства.
17. Если все индивидуумы в обществе станут альтруистами, то:
а) проблема общественных благ и внешних эффектов исчезнет;
б) проблема общественных благ и внешних эффектов останется;
в) проблема общественных благ исчезнет, а проблема внешних эффектов останется;
г) проблема внешних эффектов исчезнет, а проблема общественных благ останется.
18. К "провалам" государства не относится:
а) инфляция и безработица;
б) экономический кризис;
в) социальная напряженность в обществе;
г) несовершенство политического процесса.
19. Первым о "фиаско рынка" стал говорить:
а) В. Леонтьев;
б) А. Пигу;
в) Ф. Эджуорт;
г) Р. Коуз.
20. Микроэкономическая функция государства, связанная с эффективностью распределения ресурсов, называется:
а) аллокативная;
б) дистрибутивная;
в) регулирующая;
г) контролирующая.
Практические задания
1. Пусть заданы краткосрочные кривые спроса и предложения на следующих рынках: рынок земли под строительство различных объектов, рынок строительных работ и услуг, рынок строительных материалов и рынок вторичного жилья. Изобразите графически реакцию рынков на сокращение предложения земли под жилое строительство. Обсудите возможные изменения на данных рынках.
Замечание: земельные участки под вторичным жильем считать относящимися к рынку жилья.
2. В условной экономической системе, состоящей из двух отраслей, спрос и предложение заданы следующими функциями:
= 35 – 5PA + PB; = 4PA – 2PB – 10;
= 46 + 3PA – PB; = 2PB – 2PA – 8.
Определите, возможно ли установление в этой системе общего экономического равновесия, и при каких значениях цен оно достигается?
3. Рыночные функции спроса и предложения на взаимодополняющие продукты представлены следующими уравнениями:
= 80500 – 2,5PA – 30000PB; = 15000PB + 35000;
= 5250 – 12,5PA – 750PB; = 11,75PA – 350.
Определите изменение равновесных цен и объёмов товаров, возникших после сокращения спроса на товар А, причём
= 76000 – 2,5PA – 30000PB.
4. Функции полезности двух потребителей заданы следующими уравнениями:
UI = ( – 10)0,5 × ( – 10) 0,4; UII = ( – 4)0,35 × ( – 8) 0,6.
При этом каждый потребитель имеет равное количество благ: 20 ед. блага А и по 30 ед. блага В.
Определите, является ли для исходного блага распределение Парето оптимальным. Сравните эффективность распределения благ между индивидами при QA,I = 25 ед., QB,I = 14 ед., QA,II = 15 ед., QB,II = 46 ед. с исходным распределением.
5. Условная экономическая система производит две группы товаров: предметы потребления и средства производства. Производственные возможности экономики отражены в табл. 44.
Таблица 44
Количество ресурсов | Средства производства | Предметы потребления |
Изобразите кривую производственных возможностей экономической системы и определите предельные нормы трансформации.
6. Заполните табл. 45, распределив перечисленные ниже экономические блага в соответствующие колонки. Обоснуйте ваш выбор соответствующими доводами.
Таблица 45
Экономические блага | услуги парикмахера, производство безалкогольных напитков, лекции в университете, производство автомобилей, вывоз мусора,услуги сотовой связи, книгоиздательство, банковские услуги, уборка квартиры, оптовая торговля, приготовление еды, оборона государства, защита от чрезвычайных ситуаций, кабельное телевидение | ||
Материальные блага | Нематериальные блага | Частные блага | Общественные блага |
7. Машиностроительный завод занимается производством изделий, при этом при нанесении покрытия в гальваническом цехе образуются отходы, которые сбрасывают в близлежащий водоём, тем самым создавая отрицательный внешний эффект.
Предельные частные производственные и внешние издержки предприятия заданы уравнениями:
MPC = 1420 +15Q; MEC = 2Q.
Спрос на продукцию предприятия имеет вид: P = 2850 – 11Q.
Определите объёмы производства и цену изделия без и с учётом создаваемого внешнего эффекта.
8. Готовность абитуриентов платить за учёбу в некотором коммерческом вузе выражается функцией:
P = 30 – 0,3N,
где Р – сумма платы, тыс. руб.; N – число абитуриентов, тыс. чел.
Выраженная в деньгах предельная общественная полезность высшего образования отображается функцией:
MU = 50 – 0,3N,
где MU – предельная общественная полезность.
Общие затраты вузов на подготовку специалистов заданы функцией:
TC = 15N + N2.
Определите:
1) величину внешнего эффекта подготовки 1 тыс. специалистов с высшим образованием;
2) число студентов, соответствующих максимуму их суммарной полезности;
3) число студентов, соответствующих максимуму их общественной полезности;
4) величину платы за обучение одного студента и размер дотации Пигу на 1 тыс. специалистов, соответствующие максимуму общественной полезности высшего образования.
9. Опрос показал, что спрос на услуги кабельного телевидения в двух соседских домах выражается следующими функциями:
= 500 – 2,5P; = 525 – P.
Предельные издержки на кабельное телевидение составляют 100 руб. в месяц.
Изобразите общую функцию спроса на кабельное телевидение для двух случаев:
а) услуга является чисто общественным благом;
б) услуга является чисто частным благом.
10. В комнате студенческого общежития проживают 2 студента: студент А и студент Б. Деньги из совместного бюджета они распределяют между частными благами (еда, предметы гигиены) и общественными товарами (холодильник, телевизор, ноутбук), которыми пользуются совместно и совместно их финансируют. Функции полезности студентов заданы уравнениями:
UA = 2MА × G и UБ = MБ × G,
где М – количество денег, которые они расходуют на частные блага; G – количество денег, расходуемых на общественные блага. Месячный доход, расходуемый на частные и общественные блага, составляет 8000 рублей. Распределите эту суммы между частными и общественными благами в соответствии с принципом оптимальности Парето.
Примеры решения задач
Задача 1
В хозяйстве, состоящем из двух отраслей, спрос и предложение представлены следующими функциями:
= 32 – 3PA + 2PB; = –10 + 2PA – PB;
= 43 – 2PB+ PA; = – 5 + PB – 0,5PA.
Определите, возможно ли установление в этой системе общего экономического равновесия и при каких значениях цен оно достигается.
Решение
Приравняв функции спроса и предложения на ранках отдельных благ, определим частичное равновесие.
Уравнение линии цен частичного равновесия на рынке блага А имеет вид
32 – 3PA + 2PB = –10 + 2PA – PB;
PA = 8,4 + 0,6PB;
Уравнение линии цен частичного равновесия на рынке блага В имеет вид
43 – 2PB+ PA = – 5 + PB – 0,5PA;
PB= 16 + 0,5PA.
Построение указанных линии цен частичного равновесия на рынках благ А и В представлено на рис. 31.
Рис. 31
Поскольку эти линии пересекаются при положительных значениях первых слагаемых в правой части, то равновесие устойчиво.
Определим цены общего равновесия, подставив одно уравнение в другое.
PA = 8,4 + 0,6 (16 + 0,5PA.);
0,7PA = 18;
PA = 25,71.
Тогда
PB = 0,5 × 25,71 = 28,855.
Задача 2
Готовность абитуриентов платить за учёбу в вузах выражается функцией:
P = 50 – 0,5N,
где Р – сумма платы, тыс. руб.; N – число абитуриентов, тыс. чел.
Выраженная в деньгах предельная общественная полезность высшего образования отображается функцией:
MU = 70 – 0,5N,
где MU – предельная общественная полезность.
Общие затраты вузов на подготовку специалистов заданы функцией:
TC = 10N + N2.
Определите:
1) величину внешнего эффекта подготовки 1 тыс. специалистов с высшим образованием;
2) число студентов, соответствующих максимуму их суммарной полезности;
3) число студентов, соответствующих максимуму их общественной полезности;
4) величину платы за обучение одного студента и размер дотации Пигу на 1 тыс. специалистов, соответствующие максимуму общественной полезности высшего образования.
Решение
1. Величина внешнего эффекта есть разность между общественной полезностью высшего образования и индивидуальной его полезностью для окончившего вуз. Согласно условиям задачи она составляет
(70 – 0,5N) – (50 – 0,5N) = 20.
2. Число студентов, соответствующих максимуму их суммарной полезности, можно найти из равенства Р = МС.
Поскольку МС есть частная производная ТС, то МС = 10 + 2N.
Тогда
50 – 0,5N = 10 + 2N;
N = 16.
Таким образом, 16 тыс. студентов соответствуют максимуму их суммарной полезности.
3. Число студентов, соответствующих максимуму их общественной полезности, можно найти из равенства MU = МС.
Из равенства следует, что
70 – 0,5N = 10 + 2N;
N = 24.
Таким образом, 24 тыс. студентов соответствуют максимуму их общественной полезности.
4. Сумма платы за обучение, обеспечивающая поступление 24 тыс. студентов, равна
50 – 0,5 × 24 = 38 ден. ед.
Предельные затраты вуза при таком наборе составляют
10 + 2 × 24 = 58 ден. ед.
Следовательно, величина дотации Пигу будет составлять 20 ден. ед.