Элементы рынка труда: спрос, предложение, цена рабочей силы

Формы, методы привлечения профессионального отбора и найма работников

Рынок труда.

Рынок труда – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и его предложение.

В результате такого взаимодействия для каждого вида труда устанавливается превалирующая цена. Специфика рынка труда заключается в том, что товар на данном рынке не имеет вещественной формы. Принципиальное отличие труда от всего множества товаров и видов производственных ресурсов состоит в том, что он является важнейшей сферой жизнедеятельности человека, формой самовыражения человеческой личности.

Взаимодействие, когда работники предлагают свой труд, а работодатели его приобретают, осуществляется при помощи специальных организаций, назначение которых состоит в том, чтобы способствовать развитию контактов между покупателями и продавцами: агентств по найму, отделов кадров, отделов управления персоналом и т.д.

В результате между двумя сторонами сразу же происходит обмен информацией о цене и предстоящих результатах труда в качественном и количественном отношениях. По достижении договоренности между субъектами рынка труда оформляется трудовой договор (контракт), в котором отражаются условия труда и его оплаты, срок, на который предлагается работа, и т.д.

Окончательным результатом сделок на рынке труда является распределение работников по рабочим местам, профессиям, фирмам, отраслям и регионам. Таким образом, это распределение, осуществляемое на рынке труда, служит не только интересам отельных работников, но также интересам и потребностям общества в целом.

Объектом рынка труда является труд.

Субъектами выступают работодатели, безработные, наемные работники, самостоятельно занятые работники.

Структуру рынка труда составляют:

1. конкурентные отношения между работниками и предпринимателями, а также внутри каждой из этих групп;

2. механизм государственного регулирования рынка рабочей силы;

3. система социальной защиты населения.


Главными составляющими рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе.


Неотъемлемой частью рынка труда является конкуренция. Конкуренция – это соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ.

Конкуренция на рынке труда есть соперничество между независимыми покупателями и между продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий оплаты труда и т.д.

Элементы рынка труда: спрос, предложение, цена рабочей силы

Предложение на рынке труда представлено определенными группами трудоспособных людей: теми, кто не имеет работы, но хочет ее найти и ищет; теми, кто имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает себе другое место работы; теми, кто имеет работу, но предполагает, что может в ближайшем будущем ее потерять, и поэтому на всякий случай ищет другое место работы.

Спрос на рынке труда представляют работодатели. Спрос характеризует потребность в труде, т.е. отражает, какое количество рабочих готовых нанять производители в определенный момент при заданном уровне заработной платы. Значит, спрос может отражать число вакансий.

Спрос на труд носит производный характер. Дело в том, что в отличие от обычных товаров, труд покупается не для удовлетворения потребителя, а для того, чтобы производить какую-то конкретную продукцию. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке, он чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса на товары, а также на изменение производственных технологий. Если в экономике растут потребности в развитии рыночной инфраструктуры, значит, возрастет спрос на банковских служащих, бухгалтеров, юристов. Если растет потребность в одежде или обуви, значит, увеличится спрос на обувщиков и портных.

Спрос и предложение в своем единстве определяют емкостьрынка труда, т.е. она обусловлена, с одной стороны, количеством вакансий, а с другой – количеством лиц, занятых поиском работы.

Применительно к соотношению, складывающемуся между составляющими рынка труда, используют понятие «конъюнктура рынка труда». Возможны три типа конъюнктуры рынка труда:

1).дефицит работников, когда рынок испытывает недостаток предложения труда;
2) безработица, когда на рынке труда имеется избыток предложения труда;
3) равновесие, когда спрос на труд соответствует его предложению.


На рынке труда цена труда выступает в форме ставки – заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключае­мом между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в зависимос­ти от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.

Конкурентоспособность предприятия на рынке труда.

Конкурентоспособность предприятия (КСП) на рынке труда ─ это совокупность параметров и характеристик, существующих на данный момент и способных возникнуть

в будущем: отношений и взаимосвязей предприятия с его фактическими и потенциальными работниками, а также параметров внутренней среды предприятия, которые дают возможность удовлетворять потребности в работниках, численность, квалификация и мотивированность которых обеспечивает эффективное достижение стратегических и тактических целей предприятия в условиях постоянно изменяющейся

рыночной среды.

КСП на рынке труда ─ это, во-первых, способность предприятия быть приоритетным при выборе места работы потенциальным работником, во-вторых, способность удержать и мотивировать имеющиеся человеческие ресурсы, в-третьих, способность достичь определенного уровня эффективности.

Конкурентоспособность предприятия на рынке труда прямо зависит от способности предприятия своевременно предложить работнику конкурентоспособный набор благ, который давал бы возможность формировать, развивать и реализовать потенциал работника. Другими словами – от способности эффективно удовлетворить запросы реальных и потенциальных работников.

Критерии отбора кандидатов на вакантные рабочие места.

Источники найма работников и их эффективность.

Наши рекомендации