Виды и методы конкуренции
Виды:
1- Внутриотраслевая к. – это к. между аналогичными товарами
2- межотраслевая – между товарами разных отраслей
Методы:
1-Ценовая – это установление различных цен на однотипную продукцию
2-Неценовая – это конкуренция потребительских свойств товаров при одинаковой цене.
Покупателей интересует экологичность, энергоёмкость, безопасность, дизайн, условия продажи- гарантийное и постгарантийное обслуживание.
При неценовой к. широко используются товарные знаки и торговые марки.
Итак по вышеприведённым признакам можно выделить следующие рынки:
а) Рынок совершенной (свободной) конкуренции является идеальной моделью рыночной экономики, характеризуется следующими признаками:
— большое количество продавцов и покупателей на рынке;
— на рынке производится однородная, т.е. одинаковая по свойствам и качеству продукция, торговые знаки и марки отсутствуют;
— неспособность отдельного продавца повлиять на цену, сложившуюся на рынке продукции, так как доля покупок или же продаж каждого участника не велика;
— полная свобода «входа» на рынок и выхода с рынка, т.е. легко организовать или закрыть дело.
- следующий признак- абсолютная мобильность ресурсов
- каждый участник рынка имеет полную информацию о ценах, качестве товара, объемах продаж
- свободное ценообразование (без вмешательства гос-ва)
- идеальный рынок аполитичен , то есть участников рынка не интересует национальность,
партийная принадлежность, семейное положение, поступки и т.д.
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции практически не встречается, это абстракция, существует только в теории. Он представляет собой идеальную модель, к которой существующие рынки лишь в большей или меньшей степени могут приближаться. Наиболее полно критериям «рынка совершенной конкуренции» соответствуют биржевые рынки,
Рынки монополистической конкуренции, олигополии и абсолютной монополии относятся к рынкам несовершенной конкуренции.
Рынок монополистической конкуренции. Характерными чертами его являются:
— большое количество продавцов на рынке;
— -широкая дифференциация продукта — продаваемая продукция может значительно различаться по свойствам и качеству;
— способность продавца в определенных пределах влиять на цену своей продукции;
— относительная свобода входа на рынок новых фирм (барьеры на вход незначительны).
Олигополистический рынок
Слово «олигополия» означает «немного продавцов» (например, частным случаем олигополии является «дуополия» — на рынке существует только «два продавца» товара).
Характерными чертами этого рынка являются:
— небольшое количество продавцов на рынке;
— производители предлагают либо однородную, либо дифференцированную продукцию;
— продавцы имеют возможность влиять на цену, сложившуюся на рынке;
— высокие барьеры для входа на рынок (затруднен доступ новых фирм на рынок).
Если на рынке существует незначительное число покупателей и много продавцов продукции, то такая рыночная структура называется олигопсонией.
Рынок абсолютной монополии.- антипод рыночной совершенной конкуренции
На этом рынке существует только один продавец («моно» — единственный). Характерными чертами его являются:
— единственный продавец (монополист);
— реализуемый продукт не имеет близких заменителей, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену;
— полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
— доступ новых фирм на рынок практически невозможен (очень высокие барьеры на вход).
Виды барьеров:
- исключительные права, полученные от органов власти
- патенты, лицензии и авторские права
- собственность на все предложенные товары (певцы, актёры, художники…)
- масштабы производства (необходимы значительные финансовые ресурсы для создания таких предприятий как металлургический комбинат, автозавод…)
В роли монополии могут выступать гос.кампании, (почта)
Монополия означает контроль над ценами, но м, не может чрезмерно повышать цены.
Причины:
1- покупательский спрос ограничен
2- боязнь появления в отрасли конкурентов
3- боязнь стать регулируемой кампанией
Возможность монополий диктовать свои цены, как правило, наносит ущерб покупателям продукции таких фирм. Поэтому в большинстве развитых стран мира деятельность монополистов регулируется государством. Некоторые монополии принадлежат государству, поскольку представляют огромную значимость как для государства, так и для его граждан. Такие предприятия называются естественными монополиями. Ест. мон. – это фирмы, которые полностью удовлетворяют рыночный спрос. К естественным монополистам относятся предприятия муниципального городского и железнодорожного транспорта, электростанции, предприятия газо- и водоснабжения, линии связи.
Если на рынке существует единственный покупатель продукции, то такая рыночная структура называется монопсонией.
Ситуация на рынке, когда существует единственный продавец продукции и только один покупатель называется двусторонней монополией.
Чистая монополия как и совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует. Монополию можно встретить на местном рынке.
- единственный магазин в деревне, единственный врач