Кейнсианская концепция потребительского рынка
Дж.М. Кейнс: субъекты формируют своё потребление в зависи- мости от полученного ими текущего дохода.
Дж.М. Кейнс писал о том, что предпочтения потребителей влия- ет на деление дохода на сбережение и потребление и что люди больше тратят на потребление при увеличении доходов, но меньше, чем растёт доход.
Желание людей сберегать их доход обусловлено (по Кейнсу):
– откладывать на экстренный случай;
– на старость, на образование;
– делать вклады для получения процентов;
– оставаться независимыми;
– оставить наследство детям;
– чувством жадности.
Есть показатель средней склонности к сбережению и потреблению.
Средняя склонность к сбережению (APS) – доля сбережений в располагаемом доходе:
S
APS = ,
DI
где S – сбережения; DI – от английского disposable income – распола-
гаемый доход.
0 < APS < 1.
Средняя склонность к потреблению (APC) – доля потребления в располагаемом доходе:
C
APC = ,
DI
где С – потребление; DI – располагаемый доход.
0 < APC < 1.
Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сбе- регается, при любом его уровне сумма потребляемой и сберегаемой частей должны исчерпать весь доход:
АРС + APS = 1.
При изменении располагаемого дохода вычисляют предельную склонность к сбережению и потреблению.
Предельная склонность к сбережению (MPS) – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода:
∆S
MPS =
,
∆DI
где ∆S – изменение величины сбережений; ∆DI – изменение распола-
гаемого дохода, вызвавшего такое изменение сбережений.
0 < МPS < 1.
Предельная склонность к потреблению (MPC) – доля прироста потребления в изменении располагаемого дохода:
∆C
МРС =
,
∆DI
где ∆C – изменение величины потребления; ∆DI – изменение распо-
лагаемого дохода, вызвавшего такое изменение потребления.
0 < МPC < 1.
МРС + MPS = 1.
Кейнсианская теория включает следующие элементы:
1) функцию потребления как зависимость от располагаемого до- хода С = С(DI), где DI – располагаемый доход;
2) предельную склонность к потреблению (MPC);
3) Кейнсианская функция потребления:
С = С0 + MPC·DI,
где С0 – автономное потребление (минимальный уровень потребления).
В каждой точке биссектрисы потребление равно располагаемому доходу (рис. 2.1), т.е. C = DI.
Графически сбережения – это величина, на которую фактиче- ское потребление за любой год отличается от положения биссектрисы (рис. 2.2):
S = DI – C.
Рис. 2.1. График потребления
4) Функция сбережений: S = –C0 + MPS·DI.
Рис. 2.2. График сбережений
Предельная склонность к потреблению
МРС (рис. 2.3) – это числовое значение угла наклона кривой по- требления: МРС = 15:20 = 0,75.
C
DI
Рис. 2.3. Предельная склонность к потреблению
Предельная склонность к сбережению
MPS (рис. 2.4) – это числовое значение угла наклона кривой сбе- режений:
MPS = 5:20 = 0,25.
Рис. 2.4. Предельная склонность к сбережению
Саймон Кузнец, американский экономист, в своей первой книге
«Столетняя динамика производства и цен» (1930 г.), посвящённой анализу экономического роста, пришел к выводу о существовании циклической составляющей в динамике производства товаров и цен.
Инвестиции
Инвестиции – вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции могут быть:
1) производственные;
2) в жильё;
3) в запасы сырья, материалов и т.д.
Валовые инвестиции – сумма вложений на расширение произ- водства и амортизационных отчислений.
Чистые инвестиции – прирост основного капитала страны в те- чение года; равны валовым инвестициям минус амортизационные от- числения.
Инвестиционный спрос – это сумма спросов на восстановление капитала и увеличение вложений в производство.
Факторы, влияющие на инвестиционный спрос:
1) объективные (ожидаемая норма прибыли, ставка процента);
2) субъективные (решения предпринимателей).
Эта кривая (рис. 2.5) является нисходящей, отражая обратную зависимость между реальной процентной ставкой и совокупным объ- ёмом спроса на инвестиции.
Кривая спроса на инвестиции смещается вправо, если есть фак- тор, приводящий к росту нормы прибыли от инвестиций.
Любой фактор, уменьшающий ожидаемую норму прибыли от ин- вестиций, приводит к смещению кривой спроса на инвестиции влево.
|
|
|
|
|
Факторы, влияющие на инвестиционный спрос.
1. Расходы на приобретение, техническое обслуживание
и опе-
рационные издержки.
Если расходы на эксплуатацию
и ТО повыша-
ются,
ожидаемая норма прибыли снижается, кривая спроса на
инве-
стиции смещается влево. И наоборот.
2. Налогообложение фирм.
Рост налогов приводит
к сдвигу
кривой
спроса
на инвестиции
влево и, наоборот, уменьшение налогов – вправо.
3. Технологический прогресс стимулирует инвестиции. График инвестиций сдвигается вправо.
4. Запас капитальных товаров. Если склады готовой продукции
затоварены, а производственные мощности не загружены полностью, ожидаемая норма прибыли будет относительно низкой.
Компании, имеющие избыточные не имеют стимулов заниматься инве
производственные мощности, тированием в новый капитал.
Кривая спроса при этом сдвигается влево.
Если производственных мощностей мало, это привлекает новые
инвестиции в
отрасль. Компании будут наращивать
производство,
кривая спроса на инвестиции смещается вправо.
5. Ожидания.
Ожидания предпринимателей базируются на прогнозах:
– экономической конъюнктуры;
– внутреннего политического климата;
– международной обстановки;
– роста численности населения;
– изменения вкусов потребителей и на субъективных представ- лениях.
Оптимистичный
прогноз
продаж,
затрат
и прибылей сдвигает
кривую спроса на инвестиции влево, пессимистичный – влево.