Свободные экономические зоны – инструмент привлечения государством иностранного капитала
Государства, заинтересованные в привлечении иностранных инвестиций, используют свободные экономические зоны для стимулирования инвестиционной активности. В мире функционирует около 2000 свободных экономических зон разных видов и назначений.
Свободные экономические зоны – часть территории государства, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйствующих вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
Выделяют следующие экономические зоны:
1. Внешнеторговые зоны впервые были созданы в США. Их цель – сокращение расходов за счет снижения импортных пошлин при ввозе товаров, хранении, сортировке, упаковке. Во внешнеторговые зоны входят порты, аэродромы, склады, доки, транзитные транспортные узлы, пограничных пунктах, на железнодорожных узлах.
2. Функциональные, или отраслевые зоны специализированы на одной или нескольких отраслях промышленности. Так, в Южной Корее промышленная зона в г. Куми специализирована на выпуске электронных и электротехнических изделий, а в г. Чханвоне – на производстве машиностроительной продукции.
3. Научно-технические зоны организуются в государствах, заинтересованных в развитии наукоемких отраслей производства. Названия таких зон различны. В США самая крупная научно-техническая зона называется «Силикон Вэлли» (Силиконовая долина), в Голландии и Германии такие зоны получили название технопарков, в Японии – технополисов. В Индии (г. Бангалора) на начало 2005 г. расположено 39 технопарков, в которых функционируют около 7 тыс. наукоемких предприятий. Зарубежным инвесторам там предоставляются налоговые каникулы в течении 5 лет и разрешен беспошлинный ввоз оборудования.
4. Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) получили распространение в странах, производящих экспортно-ориентированную экономическую политику. К началу 21 в. насчитывалось около тысячи ЭПЗ. Развивающиеся государства специализируются на изготовлении готовой одежды и сборке электронных компонентов. По данным ЮНКТАД, ЭПЗ наиболее эффективно функционируют в Китае, Коста-Рике, Доминиканской Республике, на Филиппинах, в Сингапуре.
5. Оффшорные зоны служат своего рода «налоговыми оазисами» для обслуживания международных финансовых операций, предоставляя им налоговые льготы, практически отсутствие валютного контроля, возможность проведения финансовых операций в любой иностранной валюте, конфиденциальность условий международных расчетов. Эти зоны располагаются на островных те5рриториях – Антильских, Багамских, Бермудских, Виргинских и других островах.
Для принимающего государства СЭЗ привлекательны тем, что увеличивают поток прямых иностранных инвестиций, новых технологий, поступлений в государственную казну, создают новые рабочие места и ограждают местных производителей от конкуренции иностранных фирм.
Для экономики принимающей страны СЭЗ создают благоприятные условия для роста сбыта товаров и услуг благодаря увеличению ассортимента, расширяют деловые связи местных фирм с зарубежными предприятиями, содействуют проведению НИОКР и созданию логистических центров.
Создание СЭЗ позволяет достичь следующие цели:
1. Научно-технические:
- приток передовой технологии и техники;
- концентрация научно-технических кадров и средств на приоритетных направлениях;
- ускорение внедрения полученных результатов в производство;
- переход на качественно более высокий уровень в конкретном научном направлении.
2. Экономические:
- повышение конкурентоспособности национального производства;
- увеличение притока валюты от экспорта товаров и услуг и от иностранных инвестиций;
- сокращение затрат на приобретение импортной продукции;
- ускорение освоения производства новых изделий и услуг;
- расширение экспорта готовой продукции;
- рационализация импорта;
- изменение структуры производства;
- освоение новых форм хозяйствования.
3. Социальные:
- ускорение развития отсталых районов;
- повышение занятости;
- повышение квалификации рабочих, инженеров, управленцев;
- повышение жизненного уровня населения.
Условия успешного развития зон:
1. Специальный (льготный) таможенный режим.
2. Особый валютный режим.
3. Система налоговых льгот.
4. Смягчение (отмена) нетарифных мер регулирования экспорта и импорта.
5. Разрешительный порядок осуществления инвестиций на территории зон.
6. Выгодность экономико-географического положения.
7. Определение оптимальных размеров зоны.
8. Наличие производственной инфраструктуры.
9. Наличие транспортной инфраструктуры.
Сферы деятельности СЭЗ:
1. Транспортная.
2. Наука и техника.
3. Производство: экспортное и импортное.
4. Банковские услуги.
5. Страховые услуги.
Для иностранных инвесторов СЭЗ привлекательны тем, что:
- они имеют всю необходимую для функционирования предприятий инфраструктуру;
- право свободного перевода прибылей и капиталов за границу;
- освобождение от пошлин импортируемого оборудования и материалов;
- освобождение от подоходного и других налогов (на определенный срок);
- возможность получения земли, помещений, транспортных услуг в аренду по льготным тарифам;
- особый режим для рабочей силы – ограничение социальной защиты, запрет профсоюзов;
- наличие жилищных условий, торговых, лечебных учреждений;
- администрация СЭЗ упрощает контакты с властными структурами принимающей страны.
Например, в Республике Корея, предприятия иностранных инвесторов в СЭЗ не облагаются подоходным налогом и налогами на землю и имущество первые три года функционирования, а в последующие два года налоги сокращены на 50%. В течение трех лет иностранные предприятия СЭЗ имеют право на беспошлинный ввоз оборудованию. В распоряжении семей сотрудников предприятий в СЭЗ предоставлены школы с преподаванием на иностранных языках, больницы и аптеки.
При организации СЭЗ широко используется механизм концессионного характера, когда государство заключает с частными фирмами концессионный контракт, в соответствии с которым фирмы несут ответственность за: возведение строений, сооружение инфраструктуры, общее благоустройство территории, а также предоставления оборотного капитала. После окончания действия условий концессионного контракта все активы СЭЗ переходят в собственность государства. Концессия – право, предоставляемое государством иностранной фирме, осуществлять хозяйственную деятельность на территории своей страны: добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию промышленных предприятий.
В России СЭЗ не получили широкого распространения и до 2005 г. не было общего закона о СЭЗ. Создание СЭЗ в России началось с 1990 г. Основными целями создания СЭЗ в РФ стали:
1. развитие экспортного потенциала;
2. увеличение валютных поступлений и активизация внешнеэкономической деятельности России и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, передовой техники, технологии, управленческого опыта.
В России создано 13 СЭЗ. Наиболее крупные расположены в Находке, Новгороде, Выборге, Калининграде. Новгородская СЭЗ специализируется на выпуске бытовой электронике и туризма. В Находке ведется глубокая переработка сырья и продуктов морского происхождения. Специфика Калининградской СЭЗ заключается в использовании ее геополитического положения и наиболее развитых отраслей промышленности, имеющихся в пределах зоны. В Выборге планируется освоение новых наукоемких технологий, создание современных производств, развитие туризма.
3.