Характеристика целевого сегмента
Целевой рынок - это наиболее подходящая или выгодная для туристического предприятия группа сегментов рынка (или один сегмент), на которую направлена его маркетинговая деятельность.
Определение целевого рынка представляет собой оценку привлекательности каждого сегмента рынка и выбор одного или нескольких сегментов для выхода на них со своей услугой или продуктом.
ООО «A&A» обслуживает, в основном, людей в возрасте от 26 лет и далее (рис. 2).
Рисунок 2 - Сегментация клиентуры ООО «A&A» по возрасту
Этот контингент составляет основную массу клиентов, это обосновывается тем, что эти люди, возможно, находятся на достойном уровне свое карьеры и имеют стабильный доход, следовательно, могут позволить себе дорогостоящие туры за рубеж. Небольшой 12%-й сектор составляет молодежь, которая по большей части довольствуется «горящими турами» или просто недорогими путевками
Дети от 0 до 8 лет – эти дети, которых родители берут отдыхать вместе с собой, тем самым, объясняя понятие семейного туризма. От 15 до 18 лет детей часто отправляют в зарубежные лагеря, школы, колледжи. Рассмотрим сегментацию клиентуры ООО «A&A» по возрасту на рис.3. Анализируя эту информацию, можно предложить направить усилия на привлечение клиентов – молодежи и детей. Разработать больше интересных предложений отпусков во время детских и студенческих каникул.
Рисунок 3 - Сегментация клиентуры ООО «A&A» в 2012 году
по мотиву поездки
Как мы видим из рис.3, основная часть туристов выезжает за рубеж с целью отдыха (как пассивного, так и активно-познавательного), не исключение и клиенты ООО «A&A» - 55% туристов выбирают курортный отдых и экскурсии. Другие два направления, по которым работает фирма – это оздоровление и обучение занимает примерно одинаковое количество клиентов 15% и 16% соответственно.
Поскольку приключенческий и экстремальный туризм является еще стратегическим сегментом на стадии начала, то это направление создает лишь 5% туристов. Деловой туризм – не столько многочисленный, сколько стабильный и составляет почти десятую часть клиентов.
Самая распространенная туристическая поездка длится от 7 до 14 дней (рис.4).
Рисунок 4 - Сегментация клиентуры ООО «A&A» в 2012 году
по продолжительности туров
Выбор между одной неделей отдыха и двумя сопряжен по большей части с финансовой стороной. Соответственно всегда появляется выбор «похуже, но подольше» или «получше, но поменьше». Большое количество клиентов может позволить себе и двухнедельные дорогостоящие поездки. Однако существует «золотая середина», которую и выбирают большинство туристов (31%) – это тур на 10 дней, который не так больно «бьёт по кошельку» и дает возможность полноценного отдыха.
Большинство клиентов предпочитают путешествовать парами, поэтому мы причисляем их к группе «семья без детей» (рис. 5). Здесь имеются в виду не только семейные пары, но и, например, 2 друга или 2 подруги. Часто тяжело собраться большой компанией в отпуск, одному ехать скучно, поэтому люди ищут себе пару для отдыха. Этим и объясняется многочисленность «парного» туризма (56%).
Рисунок 5 - Сегментация клиентуры ООО «A&A» в 2012 году
по составу семьи
Одиночный туризм чаще всего происходит с конкретной целью: лечение, обучение, работа и случается довольно часто. Семьи с детьми едут отдыхать во время школьных каникул. Это постоянный поток туристов, составляющий 21%. Многосемейный туризм встречается редко, но в этом случае приносит хорошую прибыль. Это как раз тот случай, когда друзья планируют заранее провести отпуск вместе, за счет чего складывается компания из нескольких семей сразу. Так как этот сегмент приносит хороший доход, следует разработать программы по привлечению больших компаний, возможно сделать скидку, начиная с какого-то числа туристов.