Механизм макроэкономического регулирования
Макроэкономическое регулирование обусловлено проведением антициклической, стабилизационной и антиинфляционной политик государства. Антициклическая политика представляет собой, совокупность мероприятий, направленных на достижение и поддержание экономической стабильности, на содействие экономическому росту, и включает следующие элементы:
· стабилизацию совокупного спроса, который должен расти со скоростью, соответствующей темпу роста объема национального производства. Если допустить слишком быстрый рост совокупного спроса, то усилятся инфляционные процессы. В то же время, если совокупный спрос растет слишком медленно, то национальная экономика перейдет в состояние спада;
· стабилизацию совокупного предложения путем сочетания налогово-бюджетной и монетарной (денежно-кредитной) политики. Так, во время спада экономики обычно увеличиваются государственные расходы и снижаются налоговые ставки, что увеличивает совокупный спрос, а в конечном итоге – производство и совокупное предложение. Когда экономика находится в состоянии подъема, государство использует мероприятия, направленные на снижение деловой активности. Для этого проводится ужесточение налогообложения, сокращаются государственные расходы. В результате покупательский спрос снижается, что ведет к сокращению национального производства и совокупного предложения.
Монетарная политика, проводимая с целью стабилизации совокупного предложения, предполагает жесткое или мягкое воздействие на него. Так, монетарная политика считается жесткой, если правительство и центральный банк своими мероприятиями ограничивают эмиссию (печатание) денег, а также сокращают денежную массу, устанавливая высокие процентные ставки на получение кредита. Данные мероприятия служат уменьшению притока инвестиций в экономику и сдерживают производство и предложение товаров и услуг. Такие меры применяются, когда национальная экономика находится в фазе подъема, чтобы не допустить ее «перегрева». Мягкая монетарная политика, наоборот, способствует получению дешевых кредитов, увеличению денежной массы, стимулирует инвестиции и, тем самым, рост производства и совокупного предложения. Она осуществляется во время спада национальной экономики для ее оживления.
Стабилизационная политика включает автоматическую и регулируемую стабилизацию. В первом случае действует автоматические (встроенные) стабилизаторы, ведущие национальную экономику, как автопилот, по заданному курсу. К ним относятся нормы, правила, законы, постановления, указы, позволяющие автоматически, без непосредственного государственного вмешательства, приводить национальную экономику в прежнее состояние при отклонении ее от устойчивого положения. Так, при спаде производства, когда большинство предприятий и фирм прекращают работу, падают доходы и растет безработица, автоматически (без специальных указаний правительства) снижается величина налоговых поступлений с доходов, растут выплаты пособий по безработице. Это способствует поддержанию спроса населения и замедляет экономический спад.
В период экономического роста под воздействием встроенных стабилизаторов загружаются производственные мощности, растут доходы предприятий и фирм, увеличивается занятость населения. Вследствие этого увеличиваются налоговые поступления в бюджет, сокращаются государственные расходы на выплату пособий по безработице.
Автоматическая стабилизация обычно дополняется регулируемой стабилизацией, для чего применяются такие инструменты, как изменение налоговых ставок, программы общественных работ и оказание материальной помощи. Так, в период экономического спада для улучшения положения предприятий и фирм снижаются налоговые ставки, вводятся налоговые послабления и льготы. Чтобы смягчить положение безработных, их привлекают к выполнению общественных работ, за что им выплачиваются деньги. С целью избежание резкого падения уровня жизни, наряду с автоматически действующими пособиями по безработице, используются разовые выплаты, дополнительные пособия, оказывается материальная помощь.
Антиинфляционная политика государства подразделяется на долгосрочную и краткосрочную.
Долгосрочная инфляционная политика, или антиинфляционная стратегия – это долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на устранение основных причин инфляции. Основными ее направлениями являются:
· долгосрочная политика ограничений денежной массы, осуществляемая через комплекс мероприятий центрального банка;
· снижение бюджетного дефицита путем изменения структуры расходов и доходов бюджета в соответствии с требованиями современной рыночной экономики;
· проведение эффективной внешнеторговой и валютной политики, направленной на защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий, путем регулирования валютного курса и сальдо платежного баланса.
Антиинфляционная стратегия дополняется рядом мероприятий, способствующих увеличению совокупного предложения и приведению его в соответствие со спросом. К ним относятся: структурная перестройка национальной экономики, государственное стимулирование научно-технического прогресса, привлечение внутренних и внешних инвестиций для развития национального производства.
Краткосрочная антиинфляционная политика, или антиинфляционная тактика, - это комплекс краткосрочных мер по быстрому наращиванию предложения без адекватного повышения спроса или резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
В первом случае осуществляется льготное налогообложение предприятий и фирм, приватизация государственной собственности, увеличивающая доходную часть государственного бюджета. Кроме того, быстрому наращиванию совокупного предложения способствуют меры государства по увеличению импорта потребительских товаров и частичная реализация государственных товарных запасов.
Во втором случае государство повышает проценты по вкладам и депозитам, принимает меты по удержанию их в банковской системе ( вводится временное замораживание вкладов «до востребования»). Кроме того, выпускаются государственные облигации и повышаются проценты по ним, вводятся новые виды страховых услуг, развиваются акционерные формы собственности. Все эти меры отвлекают денежные средства населения, предприятий и фирм и способствуют уменьшению совокупного спроса.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Совокупный спрос -это реальный объем национального производства, который потребители, предприятия (фирмы) и государство готовы купить при различных уровнях цен.
Совокупное предложение -это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено на национальный рынок при разных уровнях цен.
Экономический цикл -это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.
Инфляция -это такое состояние национальной экономики, которое сопровождается обесцениванием денег вследствие их избытка в обращении и ростом цен на товары и услуги.
Безработица –это социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работу, хотя может ее выполнять.
Фрикционная безработица –это вид безработицы, при которойпоиск или ожидание лучшей работы в лучших условиях предполагает перемещение рабочей силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой профессии.
Структурная безработица –это такая разновидность безработицы, при которойтехнологические перемены в производстве вызывают структурные изменения в спросе на рабочую силу. Новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся структура рабочей силы, что вызывает вытеснение из производства части работников.
Естественная безработица –это совокупность фрикционной и структурной безработицы.
Антициклическая политика –это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение и поддержание экономической стабильности, на содействие экономическому росту.
Автоматическая стабилизация -это действие норм, правил, законов, постановлений, указов, позволяющих автоматически, без непосредственного государственного вмешательства, приводить национальную экономику в прежнее состояние при отклонении ее от устойчивого положения.
Антиинфляционная стратегия -это долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на устранение основных причин инфляции.
Антиинфляционная тактика -это комплекс краткосрочных мер по быстрому наращиванию предложения без адекватного повышения спроса или резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое совокупный спрос и какие факторы на него влияют?
2. Что такое совокупное предложение и каковы определяющие его факторы?
3. Что такое макроэкономическое равновесие?
4. В чем проявляется макроэкономическая нестабильность?
5. Каковы основные фазы экономического цикла?
6. Что такое инфляция и каковы ее основные причины?
7. Каковы основные виды и формы инфляции?
8. Каковы основные формы безработицы и ее причины?
9. К каким социально-экономическим последствиям приводят инфляция и безработица?
10. В чем суть антициклической политики?
11. Каковы основные направления стабилизационной политики государства?
12. Для чего осуществляется антиинфляционная политика и каковы ее основные направления?
ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. На рост совокупного предложения влияют:
а) рост цен на ресурсы;
б) рост налогов;
в) снижение издержек производства;
г) все ответы верны.
2. На совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:
а) изменения потребительских расходов;
б) изменения в производительности труда;
в) изменения правовых норм;
г) изменения в инвестиционных расходах;
д) изменения в государственных расходах.
3. Продолжительность цикла составляет 10 лет. С каким циклом мы имеем дело:
а) коротким:
б) средним;
в) длинным.
4. Сумма уровней фрикционной и структурной безработицы характеризует:
а) полную занятость;
б) рациональную занятость;
в) эффективную занятость.
5. Повышение совокупного спроса может стать следствием:
а) снижения уровня налогов;
б) трансфертных платежей;
в) дефицита государственного бюджета.
6. Ценовые факторы предложения показывают движение:
а) по кривой совокупного предложения
б) смещают эту кривую вправо;
в) смещают эту кривую влево.
7. Стагфляция характеризуется:
а) падением производства и снижением цен;
б) ростом производства и повышением цен;
в) спадом производства и ростом цен;
г) оживлением экономики и понижением цен.
8. Безработным считается любой человек:
а) не имеющий работы;
б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу;
в) не работающий, не получающий пособие по безработице;
г) утративший способность к труду.
9. Формой проявления вынужденной безработицы является:
а) структурная безработица;
б) региональная безработица;
в) фрикционная безработица;
г) циклическая безработица;
д) все перечисленное.
10. Закон Оукена выражает :
а) уровень отставания фактического объема ВВП от его потенциального объема из-за наличия безработицы;
б) уровень превышения безработицы над ее естественным уровнем;
в) разрыв между потенциальным и фактическим объемами ВВП, вызванный превышением фактической безработицей ее естественного уровня;
г) достижение потенциального объема ВВП благодаря росту производительности труда.
Задание1. Реальный ВВП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. денежных единиц в текущем году. Рассчитайте: а) темп роста и б) темп прироста ВВП в текущем году по сравнению с прошлым годом в процентах.
Задание 2. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень – 9%. Пользуясь законом Оукена, определите: а) величину отставания объема ВВП в процентах; б) какой объем продукции был потерян из-за безработицы, если номинальный ВВП в том же году равнялся 500 млрд. долл.
Ответы к теме 8
Тесты: 1.- в); 2.- а), г) и д); 3.- б); 4.- а); 5.- а) и б); 6.- а); 7.- в); 8.-б); 9.- д); 10.- в).
Задание 1.
а) - темп роста, то есть реальный ВВП в текущем году составил 105% от уровня прошлого года;
б) , или 105% - 100% = 5% - темп прироста, то есть реальный ВВП в текущем году увеличился по сравнению с реальным ВВП прошлого года на 5%.
Задание 2.
а) закон Оукена гласит: каждый 1 % превышения фактического уровня безработицы над ее естественным уровнем приводит к потере ВВП в размере 2,5%. В соответствии с этим, процентное отставание объема ВВП составило: (9% -5%) 2,5 = 4% 2,5 = 10%.
б) для решения необходимо воспользоваться формулой:
где Δ ВВП – изменение объема ВВП;
ū – естественный уровень безработицы;
u – фактический уровень безработицы;
α – коэффициент Оукена, равный 2,5.
Подставляя данные задачи в формулу, определяем, какой объем продукции был потерян из-за безработицы:
ΔВВП = 2,5 (9% - 5%) 500 = 10% 500 = , то есть в результате превышения фактическим уровнем безработицы естественного уровня на 4% национальная экономика недополучила ВВП в размере 50 млрд. долл.