История развития культурно-досуговой активности в россии

Досуг и развлечения русских людей в древности и в средневеко­вый период.В дохристианский период у восточных славян существова­ли традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт куль­туры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вечерами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киевской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.

После принятия христианства славянами и жившими рядом с ними угро-финскими народами стали распространяться христианские праздни­ки, а также регламентироваться свободное время в соответствии с религи­озными догматами. В Киевской и Московской Руси развивалось также та­кое явление, как русская святость, вырастающая из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей, оказавшее заметное влияние как на по­вседневную жизнь населения России, так и на досуг простых людей.

Именно благодаря религиозному мировоззрению в обществе закреп­лялось отношение к труду не как к источнику богатства, а как к душе­спасительному занятию. Церковь формировала подозрительное отноше­ние не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. От

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем

история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru верующих и особенно от клира требовалось не увлекаться внешним, а сосредоточиваться на совершенствовании внутреннего мира. Так же как и в средневековом западно-европейской обществе, человек должнен был каждодневно присутствовать на церковных службах, соблюдать обря­ды. В свободное время рекомендовались душеспасительные занятия — освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышле­ния, молитвы. Весьма почитались те, кто предпринимал многодневные паломничества в отечественные монастыри, пустыни, а также на Святую землю. Поэтому общественные формы досуга долгий период развивались на церковно-религиозной основе.

Но в народной культуре продолжали воспроизводиться фольклор­ные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время буден и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на откры­том воздухе, а также борьбу, кулачные бои, которые в городах проходи­ли на улице, в деревнях — на открытом воздухе. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» — травлю медведей и волков собаками. Для царя устраивали медвежью «потеху» в Кремле или в его подмосковных усадьбах. Представители всех сосло­вий любили соколиную охоту, охоту с борзыми, хотя и та и другая были доступны далеко не всем. Позже охота с кречетами и борзыми превра­тилась в забаву господствующих слоев.

По улицам городов и деревенских поселений, по ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыканта­ми, циркачами, танцорами. В конце XVII в. протест церкви против ско­морошества прерывает эту традицию развлечения. Хотя в измененных формах остатки скоморошества еще долго продолжали существовать в русской провинции.

Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных селах, а также во многих семьях можно было встретить сказителя, гусельника, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в зернь (фишки, покрашенные в белый и черный цвета), шашки, карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы. Деревенские девушки и женщины водили хороводы, соби­рались зимними вечерами в одном из домов, занимаясь рукоделием, бесе-

Глава 1

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем



история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru дой. Девушки нередко проводили такие посиделки совместно с парня­ми. Для женщин из простых семей во дворах устраивались качели.

Все эти особенности свободного времяпрепровождения жителей села и горожан в XVI-XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходи­ли за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специально оборудован­ных общественных помещениях; не было также организаторов, кото­рые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан. И только в XVIII-XIX вв. в городах страны предприимчивые люди на­чинают организовывать развлечения простых людей.

В селах же и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом выпол­няли торговые агенты-одиночки или представители торгово-ремеслен-ных артелей — офени, коробейники. Они несли в глубинку не только городские товары повседневного спроса (мелкие предметы для домаш­него хозяйства, дешевые женские украшения и др.), но и книги, способ­ные привлечь внимание крестьян и их детей, а также «образы на лис­тах», т.е. лубки, гравюры, народные картинки с краткими и выразитель­ными стихами-пояснениями, выражающими суть изображенного сюжета нередко поучительного характера.

В послереформенное время, когда из русской деревни молодежь стала уходить в город, традиционные формы деревенского досуга переживали кризис, хотя и смягченный деятельностью офеней с их культурным това­ром. Офени доносили до жителей глубинки влияние фабричной, «трак­тирной культуры» с ее новшествами и уродствами, с ее грамотностью и тягой к развлечению, юмору.

Безграмотный крестьянин, затерянный в дебрях сибирской тай­ги или муромских лесов, узнавал о многих событиях только тогда, когда ему говорила об этом картинка. Пришел в деревню коробей­ник и рассказал, что война на Кавказе окончилась. В подтвержде­ние своих слов показал картинку «Сдача Шамиля с Мюредами». Пришел еще коробейник и сообщил, что в России провели «чугун­ку» или железную дорогу, которая «сама собою, без лошадей хо­дит». И опять в подтверждение своих слов показал картинку с изоб­ражением поезда, да еще «стихами ударил».

Сытин И. Д. Страницы пережитого // Жизнь для книги.

М., 1978.

Досуг представителей дворянского сословия.В Киевской и Мос­ковской Руси досуг аристократии и состоятельных городских слоев мало

чем отличался от проведения свободного времени простым народом. Но социальные различия все же были, постепенно углубляясь и умножа­ясь. Их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, который вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду.

Досуг дворянского сословия послепетровского времени повлиял на развитие всей отечественной культурно-досуговой деятельности. Ново­европейская ментальность, формы активности и бытовые нормы дво­рянства, с одной стороны, безусловно, расширяли и обогащали гори­зонты отечественной культуры, задавая эффективные образцы социаль­ного поведения и отдыха. Но, с другой стороны, дворяне во многом игнорировали отечественные традиции (например, отказавались от рус­ской речи в своей среде); между народом и высшими слоями постепен­но углублялись культурные различия, что привело к XX в. к вырожде­нию дворянства, к снижению его роли в культурном развитии страны.

Дворянская среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться каменные особняки и сельские усадьбы. Комнаты состоятельных людей «наряжались» по-европейски: вместо лавок — стулья и кресла, на стенах большие зеркала и портреты владельцев. Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные спе­циалисты по личным услугам: доктора с университетским образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и т.п. Самые дорогие образцы одеж­ды, обуви, парфюмерии выписывали из-за границы. Семейный досуг про­водили лишь в узкосословном кругу. Вместе с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские творческие занятия (живописью, орга­низацией театра, исполнением светской музыки и др.), коллекционирова­ние, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получа­ют возможность проводить немало времени в заграничных путешестви­ях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получения образования в университетах Западной Европы.

Свободное время и досуг у среднеобеспеченных и бедных слоев населения.Широкие слои населения Российской империи свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на отдых, а на воспроизводство быта, поддержание здоровья и гигиены, на воспи­тание детей.

Жизненные потребности русских крестьян, городского мещанства со средним и низким достатком, бедных ремесленников и торговцев удов­летворялись во многом самообслуживанием на основе традиций и на­родных занятий. Если человеку нездоровилось, он обращался к знаха-

Глава 1

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем



история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru рю. Гигиена поддерживалась систематическим посещением бани, лич­ной или общественной. Однако общественная баня в нашем обществе не стала местом социального общения, как, например, в Древнем Риме или на Ближнем Востоке. Посещение бани рассматривалось как гигие­ническая и оздоровительная мера.

Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых швей. Самостоятельно стро­или жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, делали нехитрые ук­рашения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.

Под народными промыслами понимаются те направления хозяйствен­но-вспомогательной деятельности народов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым самообслуживанием крестьян жителей разных национальных территорий, крупных, малых и средних городов. Для беднейших слоев промыслы стали делом, к которому обращались в свободное от основного занятия и которое рассматривалось в качестве ис­точника дополнительного заработка. Известны разные формы и обозна­чения народных промыслов — крестьянские, отхожие, кустарные, ху­дожественные.

Наиболее распространенными видами русских народных промыс­лов стали плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вязание, вы­шивки, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек. Отдельные промысловые занятия (ремесленного или рукодельного ха­рактера) впоследствии выполнялись представителями других социаль­но-профессиональных групп, которые делали их основным источником существования, развивали, ориентируясь на удовлетворение высокого вкуса знатоков и ценителей. В городах развивались виды промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорс­кая резьба по кости, великоустюжское чернение серебра и др. В поме­щичьих мастерских создавались особо изысканные виды вышивки (мстерская белая гладь, нижегородские гипюры). В мужских монасты­рях традиционно культивировались ремесла: кузнечное дело, столяр­ное, плотницкое; иконопись и ювелирное дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетеньем или вязаньем круже­ва, шитьем.

На основе народных промыслов и ремесел нередко создавались про­изведения искусства, которые высоко ценились знатоками. Уже в XX в. народные ремесла и промыслы стали развиваться с учетом рыночного

спроса. Их товарная продукция в конце концов превратилась в важный компонент досуговой деятельности разных групп населения. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей, как украшение в част­ных домах, в личных коллекциях и музейных фондах. В советский пе­риод многие промысловые занятия становятся неотъемлемой частью су­венирной промышленности, изделия которой востребованы на внутрен­нем и зарубежном рынках.

Развивающие досуговые формы в России в XIX-XX вв.В разви­вающих формах досуга прежде всего следует учитывать уровень гра­мотности населения. Распространение грамотности в нашем обществе в разные периоды было неодинаковым. В XIV в. многие горожане были грамотны, о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. Затем в течение долгого периода уровень грамотности снижался, осо­бенно среди крестьян, городской бедноты. Жители национальных окра­ин также чаще всего были неграмотными.

Развивающие досуговые формы формировались преимущественно в процессе досуга представителей российской интеллигенции, которая в первой трети XIX — начале XX в. динамизировала интеллектуальный и художественный потенциал всего российского общества. Запросы де­мократических, культурно развитых кругов русского общества порож­дали новые формы общественных занятий и предпринимательских на­чинаний. Только в России получили распространение, например, такие издания, как «Литературная газета» (основана А. С. Пушкиным), а так­же множество общественно-художественных («толстых») журналов, по­мещающих на своих страницах литературно-поэтические произведения, критические статьи и публицистику.

Посещение общественных музеев, библиотек, театров, чтение худо­жественной литературы — наиболее распространенные виды досуго-вых занятий, представителей интеллигенции и членов их семей. На ру­беже XIX и XX вв. представители высокооплачиваемой части интелли­генции стали выезжать в западноевропейские страны на отдых или для посещения музеев.

Постепенно ситуация менялась и в других слоях. Поскольку обще­ство становилось на путь индустриального развития, то требовалось уве­личение грамотных работников. Начиная с середины XIX в. в России па­раллельно с государственными учебными заведениями создавались част­ные, корпоративные, земские и муниципальные. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований стимулировала начальную и





Глава 1

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем



история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru среднепрофессиональную подготовку детей и юношей низших сословий, обучение немассовым профессиям, образование девочек. Важную роль в организации частного и общественного образования играли местные круги профессионалов, заинтересованные многодетные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль организаторов и попечителей. В круп­ных городах появились учебные центры и высшие учебные заведения, которые на определенных условиях (сравнительно доступная плата, бла­готворительные стипендии и др.) принимали всех желающих получить образование. Таким был Институт Шанявского в Санкт-Петербурге.

Массовые праздничные гулянья, ярмарки и рождение современ­ных массово-демократических форм проведения досуга.Развитие общественного досуга, связанного с массовыми праздничными гулянь­ями и ярмарками, берет начало в далеком прошлом. Но на рубеже XIX-XX вв. массовые формы досуга интегрируют в себе много новых форм. В это время общенародные гулянья, ярмарки, праздники, которых в иное время насчитывалось более 30 в год, приобретали в России красочный, живой характер, сохраняя связь с народными зрелищами и развлечени­ями. Обычными видами развлечений для широких слоев населения бьши карусели, зверинцы, балаганы, цирки, народный театр. Публика смот­рела выступления артистов в небольших помещениях временного типа. Уже на улице всех желающих приглашали посетить представление спе­циальные мастера устной рекламы — зазывалы, речь которых была на­сыщена фольклорными образами и оценками. Зимой организовывались катания с ледяных гор.

Во время гуляний или ярмарок жители лакомились сладостями, по­купали лубочные картинки, дешевую художественную литературу, а так­же игрушки, свистульки. Картина Б. Кустодиева «Масленица» ярко пе­редает колорит таких гуляний и ярмарок. В XIX в. в крупных городах появляется немало организаторов массового досуга, которые пытаются вести дело так, чтобы привлечь как можно больше публики.

Немало интересного об организаторах «культурно-досуговой сферы» можно почерпнуть из воспоминаний русского писателя Ива­на Шмелева (1873-1950) о своих детских годах. Живя после рево­люции во Франции, он вспоминает свое детство, которое прошло в Москве в 70-е годы XIX в. в патриархальной староверческой семье. Его дед занимался строительством, а отец вынужден был подря­жаться на разные заказы, в том числе на заказ от городской власти на организацию отдыха москвичей.

Писатель вспоминает о «рядовых исполнителях» подрядного дела: «...В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Много было ремесленников — бараночников, сапожников, скорня­ков, портных. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружали и раскрашивали щиты для иллюминации. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рын­ка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев. Здесь были моря с плавающими китами и крокодилами, и корабли, и диковинные цветы, и люди с зверскими лицами, крылатые змеи, арабы, скелеты — все, что могла дать го­лова людей в опорках, с сизыми носами, все эти «мастаки и Архи­меды», как называл их отец».

Шмелев И. Воспоминания // Русская литература. 1973. № 4.

Накануне революции 1917 г. массовые развлечения в городах Рос­сии носили во многом уже современный характер как по содержанию, так и формам организации. Ряд особенностей художественно-эстетичес­ких процессов и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры.

В этот период широкая публика в столичных городах России с удовольствием ходила в театры, но массовая аудитория серьезным пьесам предпочитала оперетту. На эстраде царил романс — клас­сический, цыганский, городской. За откидное место на концерте певицы Анастасии Вяльцевой платили по 25 рублей (в то время это были немалые деньги). Начинал входить в моду кинематограф. В 1914-1916 гг. популярны были киноактеры Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич.

Накануне войны 1914 г. вошли в моду спортсмены (особенно цирковые борцы — Поддубный, Заикин, Крылов), а также автогон­щики и авиаторы. В апреле 1912 г., чтобы посмотреть на «мертвую петлю» в исполнении А. Габера-Волынского, на московском аэро­дроме собралось около 200 тыс. зрителей.

Демократические формы общественного питания долгий пери­од развивались на городских улицах через торговлю в разнос, а так­же в форме дешевых питейных заведений, харчевен, трактиров. Посещение ресторанов как своеобразной формы проведения сво­бодного времени стало возможным лишь в XIX в. и было поначалу доступно представителям высших и богатых сословий.





Глава 1

история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru Эти виды досуговой деятельности с современными элементами орга­низации развивались в дореволюционной России в столицах и крупных городах — административных или культурных центрах. Русская про­винция, тем более национальные окраины (кроме городских центров Польши, отчасти Северного Кавказа), оставались во власти традицион­ных культур народов России.

Свободное время и досуг в советский период.Сфера досуга и сво­бодного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культур­ной политики, в то время как этнонациональные традиции, религиоз­ные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.

Быт, досуг, а также оздоровительная и культурно-досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноцен­ного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финанси­рование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отсле­живая их массовую эффективность.

Особенно тщательной проверке подвергалось содержание досуга, идеологических аспектов всех компонентов, задействованных в досуго­вой деятельности населения. В стране не было свободного доступа к информационным и художественным каналам СМИ зарубежных стран. Трудно было познакомиться и с отечественным аналитическим и худо­жественным наследием дореволюционного периода. Информационно-художественная и культурная продукция, создаваемая за рубежом, до­ходила до советской аудитории лишь после тщательной цензуры. Осо­бенно непримирима была советская пропаганда по отношению к зарубежной массовой культуре, к информации о качестве и уровне жиз­ни граждан развитых стран, к современным формам общественной ин­формации и искусства.

Вместе с тем в советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустри­ального общества, правда, не на рыночной, а на государственно-плано­вой основе. Наряду с платным потреблением услуг в СССР существова­ло «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Фи­нансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов и ма­териальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинс­кое обслуживание (лечение, питание в больницах, обслуживание насе-

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем

история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru ления в поликлиниках и др.), образование, потребление бесплатных ус­луг культурных учреждений и др. В городах в большинстве случаев для граждан оставалось бесплатным предоставление жилья. Наконец, су­ществовало льготное потребление — потребление, частично оплачива­емое населением (жилищно-коммунальные услуги, услуги школьных и детских оздоровительных учреждений, домов-отдыха, санаториев, ту­ристских организаций — региональных и городских, а также профсо­юзных и комсомольских специализированных фирм, например «Спут­ник»).

К 1960-1970-м годам благодаря социалистической модели жизнеде­ятельности создались предпосылки для формирования в стране средне­обеспеченных слоев. Их нельзя назвать средним классом, какой был в развитых странах Запада. Социальная структура советского общества заметно отличалась от структуры западноевропейского общества (хотя бы тем, что у нас не было богатых и сверхбогатых слоев). Среднеобес­печенные слои можно было сблизить со средним классом лишь по неко­торым, хотя и важным, признакам, прежде всего таким, как повышение жизненного уровня и выравнивание стандарта потребления.

В 1970-х годах XX в. статистические данные свидетельствовали о по­вышении уровня жизни больших групп советского населения. Происходи­ло более равномерное, нежели в 1950-1960-х годах, распределение важ­нейших материальных благ: заработной платы, доходов из других источ­ников, обеспеченности жильем, а также множеством потребительских услуг, включая культурно-досуговые (образование, повышение профессиональ­ной квалификации, доступ к массовой информации, к рекреационным, спортивно-оздоровительным развлекательным и туристским услугам).

В стране действовала достаточно эффективная для своего времени система общего образования и медицинского обслуживания. Для слабо защищенных слоев, а также для жителей отдаленных территорий и сель­ских уголков страны существовала система социального обеспечения, был доступен средний объем рекреационных услуг, информационных ресурсов и культурно-художественных ценностей (отвечавших средним мировым нормам культурного и оздоровительного развития).

На территории страны сложилась единая информационная социо­культурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, ма­лых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, ки­нотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже дело обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выез история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru жали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.

Глава 1

Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем



У разных групп населения, представителей этнических и региональ­ных сообществ существовали общие признаки образа жизни: оптималь­ное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды куль-турно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы дея­тельности. Членам среднестатистической семьи был доступен ряд жизненно важных культурных благ: обучение детей (от школы до вуза), медицинское обслуживание, организованный отдых (в том числе тури­стический, санаторный), освоение культурных ценностей. Семья имела двух- или трехкомнатную квартиру со стандартным набором мебели и электробытовых приборов. Советский период примечателен тем, что была достигнута, по-видимому, наиболее возможная в условиях полно­го государственного регулирования потребительская, образовательная, информационно-культурная общность граждан страны.

Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания широ­ких слоев советского общества в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались раз­нообразием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к сниже­нию. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и раз­влекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания. В 1980-е годы в стране ощу­щалась нарастающая общественная потребность в современных досу-говых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизуальных форм досуга, мно­гих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных и компьютерных игр, ночных клубов, баров и т.п.

Из-за сложившейся в СССР информационной и художественной об­становки государственная политика тотального идеологического конт­роля стала заложницей приближающейся информационной революции. В условиях дефицита сведений о мировой практике в области быта, до­суга, оздоровления советским людям, особенно молодежи, казалось, что именно за рубежом достигнут высокий уровень жизни и отдыха для всего населения и что в этих областях в развитых странах не существует ни­каких проблем. Конечно, это было не так, но в 1970-1980-е годы совет­ской пропаганде уже перестали верить.

Широкий доступ людей к отечественным и зарубежным материа­лам СМИ во время перестройки окончательно обесценил идеологию

советского марксизма. Все это свидетельствовало, что к середине 1980-х годов в стране назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего в сфере экономики и труда, в инфор­мационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое свободное время, отдых, досуг? Укажите их общие и отличи­тельные особенности.

2. Какова связь между рекреацией и досугом?

3. Почему в первобытном обществе у людей не было свободного времени и досуговых занятий в современном понимании?

4. Из каких явлений первобытной культуры вырастали досуговые занятия бо­лее поздних времен?

5. Какие факторы и предпосылки лежали в основе формирования досуга у свободных граждан в государствах Древнего мира?

6. Перечислите художественно-эстетические и зрелищно-массовые формы до­суга в культурах Древнего мира.

7. Какие общие факторы определяли развитие досуга в средневековом обще­стве?

8. Как изменялось свободное время и досуговые занятия в индустриальном обществе?

9. Раскройте роль массового искусства и массовой культуры в организации современного досуга.

10. Охарактеризуйте особенности проведения и организации досуга в условии ях Киевской и Московской Руси.

11. Какие досуговые занятия существовали в российском обществе дореволю­ционного и советского периодов?

Литература

Бедя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. М., 1993.

Бэшем М. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Виолле деДюк Э. Э. Жизнь и развлечения в Средние века. СПб., 1999.

Вылова Л. В. Русские народные игры. М., 1988.

Гагин В. Н. Национальные праздники и обряды или праздничность как феномен рус­ской культуры. М., 2005.

Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы советской власти. М., 1990.

Гумев В. Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. СПб., 1993.

Клюско Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения России. (1945-1985). М., 1999.

Козьякова М. И. Эстетика повседневности, материальная культура и быт Западной Европы XV-XIX вв. СПб., 2001.





история развития культурно-досуговой активности в россии - student2.ru Куцетов П. А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства. М, 2001.

Мец А. Мусульманский Ренессанс / Пер. с нем. М., 1983.

Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища кон­ца XVIII — начала XX в. Л., 1988.

Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. СПб., 2000.

Соколов Б. М. Художественный язык русского лубка. М., 1999.

Терехова О. В. Индустрия досуга в США. М., 1983.

Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005.

Чечетин А. И. История театрализованных представлений. М., 1996. Вып. 1-4.

Глава 2

Наши рекомендации