Развитие работ по сертификации (в том числе сертификации систем качества)
Идея и общий смысл сертификации известны давно. Обычная маркировка продукции ее изготовителем издавна считалась подтверждением высокого качества изделия. Заверения продавца о качестве товара также были старейшей и простейшей формой того, что мы сейчас называем сертификацией. Изменившиеся в мире социальные и экономические условия привели к изменениям и усложнению форм и методов сертификации, смещению самого акцента сертификации, особенно в сфере международных отношений.
Известно, что сертификация продукции в промышленно развитых странах зародилась в 20—30-х гг. нашего столетия (например, в Германии сертификационные знаки соответствия стандартам были утверждены в 1920 г., однако национальные системы сертификации начали широко создаваться только в 60-е гг.).
Статус национальных систем сертификации зависит от того являются ли стандарты, на соответствие которым проводится сертификация, обязательными, или их применение добровольно. При этом каждая национальная система имеет свою специфику. В основе всех систем лежат различные законодательные акты, декреты, своды, правила. Сертификация может проводиться под контролем как правительственных, так и неправительственных организаций, Конкретные формы, правила и методы реализации основных принципов сертификации весьма многообразны, так как отражают различия в целях, задачах, экономических и технических возможностях, национальных традициях и этапах развития сертификационной деятельности в каждой стране.
Отличительной чертой национальных систем сертификации до середины 60-х гг. являлось стремление к ограждению отечественных изготовителей от конкуренции изготовителей других стран. В дополнение к определенным барьерам в торговле, связанными с национальными различиями в правилах сертификации, в начале 60-х гг. стали создаваться региональные системы сертификации закрытого типа, как, например, системы в рамках Европейского Экономического Сообщества и Европейской зоны свободной торговли. Такое положение не могло оставить равнодушными США, Японию, Канаду и другие страны, чьи интересы в международной торговле ущемлялись.
Если введение сертификации первоначально было обусловлено главным образом интересами потребителя (требования безопасности и эксплуатации, защиты окружающей среды, гигиены труда все более усложнялись), то по мере роста готовой продукции, прежде всего машиностроительной, в мировом товарообмене сертификация все чаще становилась одним из основных условий экспортно-импортных контрактов, распространяясь на все важнейшие показатели качества: надежность, эргономичность, соблюдение технико-экономических параметров и т.д. Причем уже изготовители продукции проявляли не меньшую, чем потребители заинтересованность в сертификации как гарантированном подтверждении независимым органом рекламируемых показателей изделий.
Организационному становлению и развитию современной сертификации способствовал целый ряд масштабных международных решений. В конце 60-х гг. при ИСО был создан специальный Комитет СЕРТИКО. В 1975 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе сертификация была признана одним из важнейших средств устранения препятствий в международной торговле и промышленном сотрудничестве. В Хельсинкском заключительном Акте Правительства 35 стран выразили готовность содействовать заключению международных соглашений и достижению договоренности о свидетельствах соответствия продукции принятым стандартам и техническим условиям. В 1985 г. в рамках ИСО на основе Комитета СЕРТИКО был образован Комитет по оценке соответствия (КАСКО). Целью его создания стали направление и координация деятельности в мире по сертификации, надзору и испытаниям продукции. Комитет разрабатывает руководства по организационно-методическому обеспечению систем сертификации.
Основным итогом работы этого комитета явилось создание стандартов ИСО серии 9000.
В 1987 г. были опубликованы стандарты ИСО серии 9000, разработанные Техническим комитетом 176 "Общее руководство качеством и обеспечение качества" Международной организации по стандартизации (ИСО\ТК 176). Их приняли в качестве национальных более 90 стран, в том числе Россия, все страны — члены Евросоюза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Япония и США. Эти стандарты составили основу семейства ИСО 9000, в которое вошли все стандарты с номерами ИСО 9000—9004, ИСО 10001-10020 и ИСО 8402.
Семейство стандартов ИСО 9000 получило широкое распространение. Тысячи компаний и организаций, в том числе такие крупные, как "Фольксваген", "Дюпон", "Рэнк Ксерокс", "Рено", "Мобил", "Оливетти" приняли программы внедрения стандартов ИСО 9000 на своих предприятиях. "Большая тройка" автомобильных гигантов США — "Дженерал моторе", "Форд" и "Крайслер" — совместно разработала стандарты QS-9000, базирующиеся на ИСО 9001 и содержащие ряд дополнительных требований, специфических для автомобильной промышленности. Стандарты ИСО 9000 применяются при раз работке и сертификации систем качества предприятий, при заключении контрактов на поставку продукции. Сертификация (регистрация) систем качества третьей стороной с целью проверки их соответствия требованиям стандартов ИСО 9000 проводится более чем в 90 странах мира.
Многие системы сертификации, признанные на национальном и международном уровнях (например, BSI Kitemark в Великобритании, LS Mark в Японии, AFNOR во Франции), включили требование внедрения стандартов ИСО 9000 в качестве обязательного условия маркировки продукции знаками этих систем.
За годы, прошедшие после опубликования первой версии стандартов ИСО 9000, теория и практика формирования систем качества получили значительное развитие, роль систем качества как фактора конкурентоспособности продукции резко возросла. В то же время некоторые пользователи стандартов ИСО 9000 при создании систем качества сталкиваются с трудностями, связанными с особенностями их продукции. Специальная группа экспертов ИСО\ТК 176 обобщила и проанализировала эти трудности и пришла к следующим выводам:
действующие стандарты оперируют терминами преимущественно машиностроительных и других отраслей, в которых осуществляется сборка компонентов, и поэтому их применение в других отраслях (например, в сфере услуг, перерабатывающих отраслях) затруднено;
тексты стандартов носят общий характер и не подкреплены подробным руководством по их содержанию и применению;
различия между стандартами "методических указаний" (ИСО 9000 и 9004) и стандартами "требований" (ИСО 9001, 9002 и 9003) выражены недостаточно четко;
необходим пересмотр элементов системы качества в стандартах ИСО 9001—9004 с тем, чтобы обеспечить их завершенность и совместимость;
необходимо обеспечить соответствие терминов, применяемых в стандартах ИСО 9000—9004, стандарту ИСО 8402.
Выводы экспертов были в определенной степени учтены в процессе пересмотра стандартов ИСО 9000—9004, завершившегося в 1994 г.
В поисках ответа на вопрос о перспективах развития стандартов ИСО 9000 по просьбе руководства ТК 176 был подготовлен документ "Прогноз 2000". Он определяет четыре стратегические цели, к которым следует стремиться в процессе совершенствования основных стандартов семейства ИСО 9000 и вспомогательной документации к ним: приемлемость стандартов для любых категорий продукции и услуг, их совместимость и гибкость в перспективе.
В дальнейшем планируется существенная актуализация этих документов и сокращение их числа путем слияния ряда стандартов, преобразования некоторых из них в технические отчеты и методические брошюры, а также отмены ряда стандартов.
Начиная с 2000 г. семейство ИСО 9000 состоит из следующих документов:
ИСО 9000. Понятия и терминология.
ИСО 9001. Системы качества. Требования к обеспечению качества.
ИСО 9004. Системы качества. Руководящие указания по общему руководству качеством.
ИСО 10011. Руководящие указания по проверке систем качества.
ТО1000Х. Технический отчет или брошюра "Выбор и применение".
ТО 1000Х. Технический отчет или брошюра "Принципы качества и их применение в практике управления".
Таблица 2
ДОКУМЕНТЫ ИСО/ТК 176
Документы 1996 г. | Документы 2000 г., в которые были преобразованы документы 1996 г. | Документы 1996 г. | Документы 2000 г., в которые были преобразованы документы 1996 г. |
ИСО 8402 | 9000 (8402) | ИСО 10005 | 9004-1 |
ИСО 9000-1 | Брошюра/9000 (8402) | ИСО/ПСК 10006 | Технический отчет |
ИСО 9000-2 | 9004-1 | ИСО 1007 | 9004-1 |
ИСО 9000-3 | 9004-2 | ИСО 10011 | Стандарт |
ИСО 9000-4 | передан МЭК | ИСО 10012-1 | Стандарт (или с частью 2) |
ИСО 9001 | ИСО 10012-2 | Стандарт (или с частью 1) | |
ИСО 9002 | ИСО 10013 | Снят | |
ИСО 9003 | Новый ИСО 10013 | 9004-1/ Технический отчет | |
ИСО 9004-1 | ИСО 10014 | 9004-1/ Технический отчет | |
ИСО 9004-2 | 9004-1 | ИСО 10015 | 9004-1/ Технический отчет |
ИСО 9004-4 | Стандарт/Технический отчет | ИСО 10016 | 9004-1, 10013 |
ИСО/ПСК 9004--8 | Брошюра | ИСО 10017 | Технический отчет (при участии ТК 69) |
В основе сертификации систем качества, как и других объектов сертификации, лежат нормативные документы, соответствие которым и подтверждает сертификат. В национальных системах качества обычно используют национальные стандарты, в международных — международные. При сертификации систем качества на соответствие ИСО 9001—9003 в сертификате указывается, как правило, национальный стандарт — аналог соответствующего стандарта ИСО (СТБ ИСО 9001, СТБ ИСО 9002 и т.д.).
Сертификация систем качества строится на ряде общих принципов. Приведем основные из них:
Сертификация носит добровольный характер и проводится только по инициативе заявителя, т.е. самого изготовителя продукции.
Воспроизводимость результатов оценок при сертификации обеспечивается применением правил и процедур, основанных на единых требованиях, документальном оформлении результатов оценок и четкой организации учета и хранения документации органов по сертификации.
Объективность оценок систем качества гарантируется независимостью сертификационных органов и соответствующей компетенцией их экспертов.
Ответственность за результаты сертификации несет заявитель (орган по сертификации не гарантирует фирме положительного результата сертификации).
Сертификация носит строго конфиденциальный характер, это означает, что полученная в ее ходе информация, а также причины отказа о выдаче сертификата (если это имеет место) не являются предметом гласности, в то же время все документы, представляемые предприятием в процессе сертификации, являются собственностью органа по сертификации.
Положительные результаты сертификации, как правило, регистрируются в соответствующих реестрах (бюллетенях), что является средством рекламы и повышения престижа предприятия.