Развитие работ по сертификации (в том числе сертификации систем качества)

Идея и общий смысл сертификации известны давно. Обыч­ная маркировка продукции ее изготовителем издавна счита­лась подтверждением высокого качества изделия. Заверения продавца о качестве товара также были старейшей и простей­шей формой того, что мы сейчас называем сертификацией. Из­менившиеся в мире социальные и экономические условия при­вели к изменениям и усложнению форм и методов сертифика­ции, смещению самого акцента сертификации, особенно в сфе­ре международных отношений.

Известно, что сертификация продукции в промышленно развитых странах зародилась в 20—30-х гг. нашего столетия (например, в Германии сертификационные знаки соответствия стандартам были утверждены в 1920 г., однако национальные системы сертификации начали широко создаваться только в 60-е гг.).

Статус национальных систем сертификации зависит от того являются ли стандарты, на соответствие которым проводится сертификация, обязательными, или их применение доброволь­но. При этом каждая национальная система имеет свою специ­фику. В основе всех систем лежат различные законодательные акты, декреты, своды, правила. Сертификация может прово­диться под контролем как правительственных, так и неправи­тельственных организаций, Конкретные формы, правила и ме­тоды реализации основных принципов сертификации весьма многообразны, так как отражают различия в целях, задачах, экономических и технических возможностях, национальных традициях и этапах развития сертификационной деятельности в каждой стране.

Отличительной чертой национальных систем сертифика­ции до середины 60-х гг. являлось стремление к ограждению отечественных изготовителей от конкуренции изготовителей других стран. В дополнение к определенным барьерам в тор­говле, связанными с национальными различиями в правилах сертификации, в начале 60-х гг. стали создаваться региональ­ные системы сертификации закрытого типа, как, например, системы в рамках Европейского Экономического Сообщества и Европейской зоны свободной торговли. Такое положение не могло оставить равнодушными США, Японию, Канаду и дру­гие страны, чьи интересы в международной торговле ущемля­лись.

Если введение сертификации первоначально было обуслов­лено главным образом интересами потребителя (требования бе­зопасности и эксплуатации, защиты окружающей среды, ги­гиены труда все более усложнялись), то по мере роста готовой продукции, прежде всего машиностроительной, в мировом то­варообмене сертификация все чаще становилась одним из ос­новных условий экспортно-импортных контрактов, распрос­траняясь на все важнейшие показатели качества: надежность, эргономичность, соблюдение технико-экономических пара­метров и т.д. Причем уже изготовители продукции проявляли не меньшую, чем потребители заинтересованность в сертифи­кации как гарантированном подтверждении независимым ор­ганом рекламируемых показателей изделий.

Организационному становлению и развитию современной сертификации способствовал целый ряд масштабных между­народных решений. В конце 60-х гг. при ИСО был создан спе­циальный Комитет СЕРТИКО. В 1975 г. участниками Совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе сертификация была признана одним из важнейших средств устранения пре­пятствий в международной торговле и промышленном сотруд­ничестве. В Хельсинкском заключительном Акте Правительства 35 стран выразили готовность содействовать заключению международных соглашений и достижению договоренности о свидетельствах соответствия продукции принятым стандартам и техническим условиям. В 1985 г. в рамках ИСО на основе Ко­митета СЕРТИКО был образован Комитет по оценке соответ­ствия (КАСКО). Целью его создания стали направление и коор­динация деятельности в мире по сертификации, надзору и ис­пытаниям продукции. Комитет разрабатывает руководства по организационно-методическому обеспечению систем сертифи­кации.

Основным итогом работы этого комитета явилось создание стандартов ИСО серии 9000.

В 1987 г. были опубликованы стандарты ИСО серии 9000, разработанные Техническим комитетом 176 "Общее руковод­ство качеством и обеспечение качества" Международной орга­низации по стандартизации (ИСО\ТК 176). Их приняли в ка­честве национальных более 90 стран, в том числе Россия, все страны — члены Евросоюза и Европейской ассоциации свобод­ной торговли (ЕАСТ), Япония и США. Эти стандарты состави­ли основу семейства ИСО 9000, в которое вошли все стандарты с номерами ИСО 9000—9004, ИСО 10001-10020 и ИСО 8402.

Семейство стандартов ИСО 9000 получило широкое рас­пространение. Тысячи компаний и организаций, в том числе такие крупные, как "Фольксваген", "Дюпон", "Рэнк Ксерокс", "Рено", "Мобил", "Оливетти" приняли программы внедрения стандартов ИСО 9000 на своих предприятиях. "Большая трой­ка" автомобильных гигантов США — "Дженерал моторе", "Форд" и "Крайслер" — совместно разработала стандарты QS-9000, базирующиеся на ИСО 9001 и содержащие ряд допол­нительных требований, специфических для автомобильной промышленности. Стандарты ИСО 9000 применяются при раз работке и сертификации систем качества предприятий, при заключении контрактов на поставку продукции. Сертифика­ция (регистрация) систем качества третьей стороной с целью проверки их соответствия требованиям стандартов ИСО 9000 проводится более чем в 90 странах мира.

Многие системы сертификации, признанные на националь­ном и международном уровнях (например, BSI Kitemark в Ве­ликобритании, LS Mark в Японии, AFNOR во Франции), вклю­чили требование внедрения стандартов ИСО 9000 в качестве обязательного условия маркировки продукции знаками этих систем.

За годы, прошедшие после опубликования первой версии стандартов ИСО 9000, теория и практика формирования сис­тем качества получили значительное развитие, роль систем ка­чества как фактора конкурентоспособности продукции резко возросла. В то же время некоторые пользователи стандартов ИСО 9000 при создании систем качества сталкиваются с труд­ностями, связанными с особенностями их продукции. Специ­альная группа экспертов ИСО\ТК 176 обобщила и проанализи­ровала эти трудности и пришла к следующим выводам:

действующие стандарты оперируют терминами преиму­щественно машиностроительных и других отраслей, в кото­рых осуществляется сборка компонентов, и поэтому их приме­нение в других отраслях (например, в сфере услуг, перераба­тывающих отраслях) затруднено;

тексты стандартов носят общий характер и не подкрепле­ны подробным руководством по их содержанию и примене­нию;

различия между стандартами "методических указаний" (ИСО 9000 и 9004) и стандартами "требований" (ИСО 9001, 9002 и 9003) выражены недостаточно четко;

необходим пересмотр элементов системы качества в стан­дартах ИСО 9001—9004 с тем, чтобы обеспечить их завершен­ность и совместимость;

необходимо обеспечить соответствие терминов, применя­емых в стандартах ИСО 9000—9004, стандарту ИСО 8402.

Выводы экспертов были в определенной степени учтены в процессе пересмотра стандартов ИСО 9000—9004, завершив­шегося в 1994 г.

В поисках ответа на вопрос о перспективах развития стан­дартов ИСО 9000 по просьбе руководства ТК 176 был подготов­лен документ "Прогноз 2000". Он определяет четыре стратеги­ческие цели, к которым следует стремиться в процессе совер­шенствования основных стандартов семейства ИСО 9000 и вспомогательной документации к ним: приемлемость стандар­тов для любых категорий продукции и услуг, их совмести­мость и гибкость в перспективе.

В дальнейшем планируется существенная актуализация этих документов и сокращение их числа путем слияния ряда стандартов, преобразования некоторых из них в технические отчеты и методические брошюры, а также отмены ряда стан­дартов.

Начиная с 2000 г. семейство ИСО 9000 состоит из следующих документов:

ИСО 9000. Понятия и терминология.

ИСО 9001. Системы качества. Требования к обеспечению качества.

ИСО 9004. Системы качества. Руководящие указания по общему руководству качеством.

ИСО 10011. Руководящие указания по проверке систем ка­чества.

ТО1000Х. Технический отчет или брошюра "Выбор и при­менение".

ТО 1000Х. Технический отчет или брошюра "Принципы качества и их применение в практике управления".

Таблица 2

ДОКУМЕНТЫ ИСО/ТК 176

Документы 1996 г. Документы 2000 г., в которые были преобразованы документы 1996 г. Документы 1996 г. Документы 2000 г., в которые были преобразованы документы 1996 г.
ИСО 8402 9000 (8402) ИСО 10005 9004-1
ИСО 9000-1 Брошюра/9000 (8402) ИСО/ПСК 10006 Технический отчет
ИСО 9000-2 9004-1 ИСО 1007 9004-1
ИСО 9000-3 9004-2 ИСО 10011 Стандарт
ИСО 9000-4 передан МЭК ИСО 10012-1 Стандарт (или с частью 2)
ИСО 9001 ИСО 10012-2 Стандарт (или с частью 1)
ИСО 9002 ИСО 10013 Снят
ИСО 9003 Новый ИСО 10013 9004-1/ Технический отчет
ИСО 9004-1 ИСО 10014 9004-1/ Технический отчет
ИСО 9004-2 9004-1 ИСО 10015 9004-1/ Технический отчет
ИСО 9004-4 Стандарт/Технический отчет ИСО 10016 9004-1, 10013
ИСО/ПСК 9004--8 Брошюра ИСО 10017 Технический отчет (при участии ТК 69)

В основе сертификации систем качества, как и других объектов сертифи­кации, лежат нормативные документы, соответствие которым и подтверждает сертификат. В национальных системах качества обычно используют национальные стандарты, в международных — меж­дународные. При сертификации систем качества на соответствие ИСО 9001—9003 в сертификате указывается, как правило, нацио­нальный стандарт — аналог соответствующего стандарта ИСО (СТБ ИСО 9001, СТБ ИСО 9002 и т.д.).

Сертификация систем качества строится на ряде общих принципов. Приведем основные из них:

Сертификация носит добровольный характер и проводит­ся только по инициативе заявителя, т.е. самого изготовителя продукции.

Воспроизводимость результатов оценок при сертифика­ции обеспечивается применением правил и процедур, основан­ных на единых требованиях, документальном оформлении ре­зультатов оценок и четкой организации учета и хранения до­кументации органов по сертификации.

Объективность оценок систем качества гарантируется не­зависимостью сертификационных органов и соответствующей компетенцией их экспертов.

Ответственность за результаты сертификации несет зая­витель (орган по сертификации не гарантирует фирме положи­тельного результата сертификации).

Сертификация носит строго конфиденциальный харак­тер, это означает, что полученная в ее ходе информация, а так­же причины отказа о выдаче сертификата (если это имеет мес­то) не являются предметом гласности, в то же время все доку­менты, представляемые предприятием в процессе сертифика­ции, являются собственностью органа по сертификации.

Положительные результаты сертификации, как правило, регистрируются в соответствующих реестрах (бюллетенях), что является средством рекламы и повышения престижа пред­приятия.

Наши рекомендации