Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды организации

Составляющие Число Насколько разно­ Сложная Как часто Степень неопре­
деловой среды элемен­ образны элементы или происходят деленности
    тов в в группе (одно­ простая изменения деловой среды
    группе родны, неоднород­ среда (часто, нечасто, 1 — низкая;
        ны, очень разно­     очень редко)? 2 — умеренно-
        образны)         низкая;
                    3 — умеренно-
                    высокая;
                    4 — высокая
Потребители                    
Поставщики                    
Конкуренты                    
Инфраструктура                    
Государствен­                    
ные и муници­                    
пальные орга­                    
низации                    
Международ­                    
ный сектор                    

Вопросы для обсуждения

1. Что называют деловой средой организации? Действительно ли в нее включают только те элементы, с которыми организация непосредственно взаимодействует?

2. Что означает неопределенность деловой среды? Как ее измерить?

3. От чего в большей степени зависит неопределенность — от сложности или от изменчивости деловой среды? Обсудите.

4. Почему сложность деловой среды влияет на сложность организации? Объясните, в чем это проявляется.

5. Для чего необходима дифференциация и интеграция подразделений? При какой степени неопределенности деловой среды существует наибольшая потребность в дифференциа­ции и интеграции подразделений и при какой наименьшая?

6. Как неопределенность деловой среды влияет на тип организационной структуры?

Учебный элемент № 5. Взаимодействие организации с деловой средой

Учебные цели элемента

1.Дать представление о природе и характере взаимодей­ствия организации с деловой средой и о наиболее су­щественных причинах, затрудняющих такое взаимодей­ствие.

2.Научить понимать основные направления решения про­блемы ресурсной зависимости вашей организации.

3.Определить возможные пути решения проблем взаимо­действия.

5.1. Сущность взаимодействия

Любая организация, осуществляющая взаимодействие, об­менивается с окружающей средой энергией, товарами, ус­лугами, информацией и т.п., т.е. суть взаимодействия зак­лючается в обмене, который является условием жизнедея­тельности организации как открытой системы. Одним из показателей успешности этой жизнедеятельности является эффективность взаимодействия.

5.2. Факторы эффективности взаимодействия

Взаимодействие организации с деловой средой — процесс двусторонний. Его можно назвать и процессом взаимодей­ствия деловой среды с организацией, но при этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существен­ное влияние на характер и содержание этого взаимодей­ствия, т.е. увеличивать поле возможностей, таящихся в де­ловой среде, и предотвращать появление в ней угроз. В то же время не все зависит только от организации, многое определяется характером окружающей среды. Поэтому при анализе взаимодействия организации с деловой средой можно разделить все факторы, определяющие взаимодей­ствие, на две группы (табл. 5.1):

• обусловленные состоянием внешней среды;

• обусловленные состоянием внутренней среды организации.

Такое выделение достаточно условно, поскольку в реаль­ной жизни действие внутренних и внешних факторов тес­но взаимосвязано, но оно позволяет менеджерам провести анализ и выработать мероприятия по улучшению взаимо­действия. Следует заметить, что один и тот же фактор на различные организации влияет по-разному. Например, для одной организации колебания курса доллара по отноше­нию к рублю создают дополнительные возможности для получения прибыли, а для другой являются серьезным пре­пятствием для устойчивого развития.

Окружающая среда в период с 1992 по 1999 г. в России по отношению к отечественным товаропроизводителям явно враж­дебна: почти моментальная потеря оборотных средств в 1992 г., невозможность получения кредитов под «разумные» проценты, откровенно фискальная государственная политика в области налогов, рэкет и т. п.

Таблица 5.1

Наши рекомендации