Анализ сложности, динамичности и неопределенности деловой среды организации
Составляющие | Число | Насколько разно | Сложная | Как часто | Степень неопре |
деловой среды | элемен | образны элементы | или | происходят | деленности |
тов в | в группе (одно | простая | изменения | деловой среды | |
группе | родны, неоднород | среда | (часто, нечасто, | 1 — низкая; | |
ны, очень разно | очень редко)? | 2 — умеренно- | |||
образны) | низкая; | ||||
3 — умеренно- | |||||
высокая; | |||||
4 — высокая | |||||
Потребители | |||||
Поставщики | |||||
Конкуренты | |||||
Инфраструктура | |||||
Государствен | |||||
ные и муници | |||||
пальные орга | |||||
низации | |||||
Международ | |||||
ный сектор |
Вопросы для обсуждения
1. Что называют деловой средой организации? Действительно ли в нее включают только те элементы, с которыми организация непосредственно взаимодействует?
2. Что означает неопределенность деловой среды? Как ее измерить?
3. От чего в большей степени зависит неопределенность — от сложности или от изменчивости деловой среды? Обсудите.
4. Почему сложность деловой среды влияет на сложность организации? Объясните, в чем это проявляется.
5. Для чего необходима дифференциация и интеграция подразделений? При какой степени неопределенности деловой среды существует наибольшая потребность в дифференциации и интеграции подразделений и при какой наименьшая?
6. Как неопределенность деловой среды влияет на тип организационной структуры?
Учебный элемент № 5. Взаимодействие организации с деловой средой
Учебные цели элемента
1.Дать представление о природе и характере взаимодействия организации с деловой средой и о наиболее существенных причинах, затрудняющих такое взаимодействие.
2.Научить понимать основные направления решения проблемы ресурсной зависимости вашей организации.
3.Определить возможные пути решения проблем взаимодействия.
5.1. Сущность взаимодействия
Любая организация, осуществляющая взаимодействие, обменивается с окружающей средой энергией, товарами, услугами, информацией и т.п., т.е. суть взаимодействия заключается в обмене, который является условием жизнедеятельности организации как открытой системы. Одним из показателей успешности этой жизнедеятельности является эффективность взаимодействия.
5.2. Факторы эффективности взаимодействия
Взаимодействие организации с деловой средой — процесс двусторонний. Его можно назвать и процессом взаимодействия деловой среды с организацией, но при этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, т.е. увеличивать поле возможностей, таящихся в деловой среде, и предотвращать появление в ней угроз. В то же время не все зависит только от организации, многое определяется характером окружающей среды. Поэтому при анализе взаимодействия организации с деловой средой можно разделить все факторы, определяющие взаимодействие, на две группы (табл. 5.1):
• обусловленные состоянием внешней среды;
• обусловленные состоянием внутренней среды организации.
Такое выделение достаточно условно, поскольку в реальной жизни действие внутренних и внешних факторов тесно взаимосвязано, но оно позволяет менеджерам провести анализ и выработать мероприятия по улучшению взаимодействия. Следует заметить, что один и тот же фактор на различные организации влияет по-разному. Например, для одной организации колебания курса доллара по отношению к рублю создают дополнительные возможности для получения прибыли, а для другой являются серьезным препятствием для устойчивого развития.
Окружающая среда в период с 1992 по 1999 г. в России по отношению к отечественным товаропроизводителям явно враждебна: почти моментальная потеря оборотных средств в 1992 г., невозможность получения кредитов под «разумные» проценты, откровенно фискальная государственная политика в области налогов, рэкет и т. п.
Таблица 5.1