Понятие уголовно-исполнительного права
Возникает вопрос: почему исполнение наказаний регулируется нормами права? Может быть, это и не нужно, а достаточно того, что уголовный закон, раскрывая основные признаки наказания, определяет, таким образом, правовую базу для его исполнения, а все остальные вопросы должны решаться по усмотрению учреждений и органов, исполняющих наказания? Однако это не так: сфера исполнения наказаний должна быть урегулирована нормами права по следующим соображениям:
а) процесс исполнения наказания носит властно-принудительный характер и необходимо поставить в правовые рамки деятельность государственных органов, предотвратив, таким образом, их произвол по отношению к осужденным;
б) исполнение наказаний заключается в применении правоограничений для осужденных, что предполагает необходимость его законодательного урегулирования в соответствии с Конституцией РФ (ч.3 ст.55);
в) исполнение наказания является продолжением его применения, осуществляемого на основе норм уголовного и уголовно-процессуального законодательств, в связи с чем обязательно должна быть "правовая стыковка" двух сфер применения наказания;
г) необходимо обеспечить единство сущности наказаний (уголовный закон) и их содержания (уголовно-исполнительное законодательство); целей наказания (уголовный закон), задач и средств их обеспечения (уголовно-исполнительное законодательство);
д) признание международных норм права составной частью правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст.15 Конституции РФ).
В связи с этим и существует совокупность юридических норм, закрепляющая в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики волю государства в области исполнения уголовных наказаний. Данная совокупность норм образует отрасль российского права – уголовно-исполнительное право.
В теории права принято относить к конституирующим признакам отрасли права, предмет и методы правового регулирования. Рассмотрим эти правовые категории.
Как известно, в теории права под предметом правового регулирования понимается та или иная совокупность общественных отношений, на которую направлено юридическое воздействие определенного комплекса юридических норм. В связи с этим предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в области исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Исходя из того, что основным способом выражения государственной воли в области исполнения наказаний является закон (УИК РФ), следует обратиться к нему и выяснить, что составляет его предмет, т.е. какие общественные отношения он регулирует. Ч.2 ст.2 УИК РФ определяет следующие элементы предмета уголовно-исполнительного законодательства:
1. общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Данные положения и принципы сформулированы в ст.ст. 1-24 УИК РФ. Устанавливаются также общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы (ст.73-81 УИК);
2. порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных. Это наиболее объемная, основная часть предмета, она охватывает деятельность осужденных по соблюдению условий отбывания наказания и организационную деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, по обеспечению таких условий, а также по проведению воспитательной работы, привлечению осужденных к труду, осуществлению профессионального образования, профессиональной подготовки осужденных и их общего образования. Посредством данной деятельности осужденных и администрации реализуется уголовно-правовая кара, принуждение, обеспечивающее ее, а также применяются средства исправления осужденных;
3. порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Здесь имеется в виду деятельность, связанная в основном с возникновением правоотношений с осужденными по поводу исполнения и отбывания наказаний. Надо сказать, что большинство норм, закрепляющих организационную деятельность уголовно-исполнительной системы, нашли отражение в Законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. Наиболее же детально деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентируется в нормативно-правовых актах Правительства РФ, Минюста РФ и других министерств и ведомств;
4. порядок участия органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций и общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Так, законодатель впервые установил возможность участия представителей органов местного самоуправления в работе комиссии исправительного учреждения по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие (ст.87 УИК), право органов государственной власти субъектов РФ повышать осужденным, перевыполняющим нормы выработки и т.д., размер средств, разрешаемых для расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст.87 УИК), обязанность органов местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определять объекты исполнения наказаний в виде исправительных работ (ст.25 УИК) и т.д. Среди форм участия общественных объединений Кодекс называет работу при воспитательных колониях попечительских советов, а при отрядах этих колоний - родительских комитетов (ст.142 УИК);
5. порядок освобождения от наказания (гл.21 УИК). В этом плане Кодекс регламентирует: основания освобождения от отбывания наказания; прекращение отбывания наказания и порядок освобождения; освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания; порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания; особенности представления осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, к условно-досрочному освобождению; отсрочку отбывания наказания осужденным беременным женщинам, имеющим малолетних детей; контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной женщиной; правовое положение лиц, отбывших наказания;
6. порядок оказания помощи освобождаемым лицам. В этом плане Кодекс устанавливает: обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных; оказание помощи освобождаемым; права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи; контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания. Здесь следует заметить, что УИК регламентирует решение данных вопросов на стадии подготовки осужденных к освобождению и в первоначальный период после их освобождения от отбывания наказания. Работа же с освобожденными должна регулироваться законом о социальной профилактике и реабилитации лиц, утративших социально полезные связи с обществом (данный закон находится на стадии подготовки).
Итак, основой предмета уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказания, и осужденными. К ним близко примыкают отношения, возникающие между этими субъектами по поводу подготовки осужденных к освобождению, контролю за их поведением после освобождения; отношения, связанные с необходимостью обеспечения жизнедеятельности осужденных (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение); отношения, связанные с управляемостью учреждений и органов, исполняющих наказания (установление внутреннего распорядка, порядок взаимоотношений осужденных и персонала и т.д.); отношения, возникающие по поводу организации производства (предпринимательская деятельность осужденных); отношения между осужденными, содержащимися в следственных изоляторах (например, осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию), и администрацией и т.д.
Данные отношения следует отнести к предмету уголовно-исполнительного права, так как они могут возникать между осужденными и органами, исполняющими наказания.
Нельзя отнести к предмету данной отрасли права отношения между заключенными под стражу (подозреваемыми, обвиняемым и подозреваемыми) и администрацией следственного изолятора, отношения, отражающие структуру учреждений и органов, исполняющих наказания, их взаимоотношения с другими организациями, а также отношения, складывающиеся при прохождении службы персоналом учреждений и органов, вольнонаемным составом, и все иные отношения, в которых в качестве субъектов не выступают осужденные. Данные отношения регулируются иными отраслями права: административным, гражданским, финансовым и т.д.
Рассмотрев качественное содержание предмета уголовно-исполнительного права, заглянув в его глубину, перейдем к раскрытию объема предмета, иначе говоря, уточним его широту.
Со вступлением в силу с 1 июля 1997 года УИК РФ в предмет уголовно-исполнительного права стали входить общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения наказания (отбывания) всех установленных уголовным законом наказаний, а также иных мер уголовно-правового характера. Таким образом, уголовно-исполнительное право регулирует исполнение (отбывание) наказаний в виде: штрафа; лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательных работ; исправительных работ; ограничения свободы; ареста; содержания в дисциплинарной воинской части; лишения свободы на определенный срок; пожизненного лишения свободы; смертной казни. Что касается мер уголовно-правового характера, то Кодекс регулирует лишь применение к осужденным мер медицинского характера, осуществление контроля за поведением условно-осужденных и отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей. Применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних Кодекс не регулирует, ибо они осуществляются не во время исполнения наказания.
Надо сказать, что предмет уголовно-исполнительного права имеет свою историю развития. Как известно, ранее эта отрасль права называлась исправительно-трудовым правом и предметом ее являлись общественные отношения, складывающиеся при исполнении наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденных. Так, ИТК 1924 года регулировал лишение свободы и принудительные работы без содержания под стражей, соединенные с исправительно-трудовым воздействием на осужденных, ИТК 1933 года – исправительно-трудовые работы без лишения свободы, лишение свободы, ссылку, соединенную с исправительно-трудовыми работами, ИТК 1970 года – лишение свободы, исправительные работы, ссылку и высылку, а с 1977 года – еще и условное осуждение с обязательным привлечением к труду. В таком виде предмет ИТК просуществовал до принятия Закона РФ от 18 февраля 1993 года, внесшего изменения в этот Кодекс. С 1993 по 1997 год предмет его составляли общественные отношения, складывающиеся при исполнении двух видов наказаний: лишения свободы и исправительных работ. При переходе в рыночное государство утратили свое значение такие виды наказания и уголовно-правовые меры, как ссылка, высылка, условное осуждение (освобождение с обязательным привлечением к труду).
Однако известно, что Исправительно-трудовой кодекс и исправительно-трудовое право – не совпадающие правовые явления. Право шире Кодекса, так как его составляют нормы, содержащиеся в других нормативных актах. В связи с этим не могут совпадать предмет Кодекса и отрасли права. Так, наряду с ИТК 1970 г., действовало Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1983 г., а также Положение о воспитательно-трудовых профилакториях утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 января 1983 г., которые регулировали исполнение соответствующих видов наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием. Все это входило в предмет исправительно-трудового права.
Несколько иное положение (в смысле включения в предмет уголовно-исполнительного права) складывалось с исполнением наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия. Как известно, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1984 г. было утверждено "Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных", которое регулировало исполнение таких наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание, лишение воинского или специального звания. Должно ли было входить исполнение этих наказаний в предмет исправительно-трудового права, если эти наказания не связаны с исправительно-трудовым воздействием?
В литературе нельзя найти однозначный ответ на этот вопрос. Например, В.А. Уткин исключал вхождение в предмет исправительно-трудового права исполнения этих наказаний, а Н.А. Стручков, напротив, отмечал, что Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, исправительно-трудовые кодексы союзных республик и Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия, образуют единый комплекс норм об исполнении всех наказаний, и содержание названной отрасли права стало более широким, и оно объективно развивается в сторону уголовно-исполнительного права[7]. На наш взгляд, прав Н.А. Стручков, так как, действительно, Основы исправительно-трудового законодательства предполагали регулирование всех видов уголовных наказаний (ст.2), да и к какой иной отрасли права может быть отнесено регулирование таких специфических отрасли общественных отношений, как не к исправительно-трудовому праву. А то, что название отрасли "исправительно-трудовое" не совсем соответствует содержанию предмета, – не главное. Конституция РФ расставила все точки над "i": она отнесла к ведению Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство (п. "О" ст.71) .С этих пор отрасль права получила название "уголовно-исполнительное право", а с 1 июля 1997 г., с принятием УИК РФ, предметом ее регулирования стало исполнение всех видов уголовных наказаний.
Методы уголовно-исполнительного правового регулирования
В теории права под методами правового регулирования понимаются приемы юридического воздействия на общественные отношения, т.е. использование того или иного комплекса юридического инструментария, средств юридического воздействия. Причем каждой отрасли права присущ особый метод правового регулирования, специфические черты которого концентрированно выражены в правовом статусе субъектов, в основаниях формирования правоотношений, способах определения их содержания, в юридических санкциях[8].
Уголовно-исполнительному праву свойствен централизованный, императивный метод регулирования (метод субординации). Этот метод основывается на властно-императивных началах, означающих, что юридическая энергия поступает сверху от государственных органов. Сообразно этому положению отношения между государственными учреждениями и органами, исполняющими наказания, и осужденными характеризуются как отношения субординации, прямого подчинения.
В литературе по уголовно-исполнительному праву данные отношения определяются как принудительные отношения, которые возникают, главным образом, при реализации условий отбывания осужденными наказания (кары), обеспечении правопорядка и безопасности в учреждениях, исполняющих наказания, привлечении осужденных к труду, материально-бытовом обеспечении и т.д.
Данному методу соответствуют определенные способы правового регулирования – пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах: позитивное обязывание (возложение на субъекта обязанности к активному поведению) и запрещение (возложение на субъекта обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода).
Например, среди позитивных обязанностей, возложенных на осужденных к исправительным работам, следует назвать такие, как обязанность соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду, являться по вызову уголовно-исполнительной инспекции и др. (ст. 40 УИК РФ). Наибольшее количество обязанностей возложено на осужденных к лишению свободы, и среди них такие, как: соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; быть вежливыми в отношениях между собой и в обращении с сотрудниками учреждений, беспрекословно выполнять их законные требования; соблюдать правила личной гигиены; иметь при себе личную карточку, выданную администрацией и т.д. (§3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Хотя при централизованном, императивном методе регулирования основные начала должны исходить "сверху" и, главным образом, посредством выполнения государственными органами регулятивно-дозволительной функции, которая начинает претворяться в жизнь посредством реализации субъективных прав уголовно-исполнительными органами на наказание, в последнее время все большая роль отводится регулятивно-обязывающей функции, которая начинает работать с момента исполнения должностными лицами возложенных на них ответственных обязанностей перед обществом. Такие обязанности выступают как: 1) элемент демократизации в процессе реализации наказания; 2) средство правового воспитания должностных лиц; 3) одно из условий осуществления прав осужденных. Собственно говоря, обязанности должностных лиц ограничивают своими рамками права этих лиц, способствуют предотвращению произвола по отношению к осужденным. К тому же ответственно-обязанное положение должностных лиц способствует их инициативной деятельности, направленной на достижение целей наказания.
Что касается запретов в уголовно-исполнительном праве, то они в основном распространяются на осужденных. Так, на осужденных к исправительным работам могут распространяться такие запреты, как запрещение пребывания вне дома в определенное время, запрещение покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска, запрещение пребывания в определенных местах района (города), запрещение увольняться по собственному желанию с работы и т.д. (ст.ст. 40,41 УИК РФ). Еще больше запретов налагается на осужденных к лишению свободы. Например, им запрещается нарушать линию охраны объектов исправительных учреждений, находиться без разрешения администрации за пределами изолированных участков, курить в не отведенных для этого местах, играть в карты, употреблять жаргонные слова, давать и присваивать клички и т.д. (§3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Таким образом, централизованный, императивный метод уголовно-исполнительного права четко выражается в таких способах правового регулирования, как позитивное обязывание и запрещение.
Следующий метод правового регулирования уголовно-исполнительного права, но уже не основной, а второстепенный, – децентрализованный, диспозитивный метод (метод координации). При этом методе правовое регулирование определяется не "сверху", а "снизу", путем предоставления права выбора действий и поведения субъектам уголовно-исполнительных правоотношений. Особенно ярко этот метод проявляется при реализации осужденными своих прав. Основным способом регулирования здесь уже выступает дозволение. Осужденному, обладающему субъективными правами и свободами, предоставляется возможность воспользоваться ими или нет. Право выбора переходит к осужденным. Органы, исполняющие наказания, обязаны охранять эти права и свободы (ст.10 УИК РФ).
Так, осужденные к лишению свободы имеют возможность воспользоваться следующими основными правами: на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в различные контролирующие инстанции; на охрану здоровья; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий и т.д.(ст. 12 УИК).
Надо заметить, что в зависимости от сочетания запретов и дозволений в уголовно-исполнительном праве различаются два основных типа правового регулирования: 1) разрешительный ("запрещено все, кроме того, что дозволено"); 2) общедозволительный ("дозволено все, кроме того, что запрещено). На наш взгляд, первый тип применяется при правовом регулировании исполнения наказаний в виде пожизненного лишения свободы, лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, а второй тип – исполнения всех иных наказаний.
В литературе по исправительно-трудовому (уголовно-исполнительному) праву высказывалось мнение, что кроме названных двух методов правового регулирования в данной отрасли права применяются еще и иные методы, например, разъяснение норм права (разъяснительно-обязывающий метод), метод поощрения (стимулирования) и др.[9] На наш взгляд, здесь смешиваются методы правового регулирования и методы реализации норм права. Реализация норм права – это поведение участников общественных отношений, в котором воплощаются требования и возможности, содержащиеся в праве.[10] Таким образом, реализация норм права как фактический итог правового регулирования не совпадает с последним. Это разные явления. Поэтому нельзя переносить методы реализации на методы правового регулирования. В связи с этим разъяснение обязанностей и поощрений осужденных будет методом реализации норм уголовно- исполнительного права.
Точно так же нельзя делать и наоборот: переносить методы правового регулирования на методы реализации норм права. Кстати, в литературе это так и делалось: механизм реализации наказания понимался в виде деятельности государственных органов по обеспечению кары, исполнению предписаний приговора суда о наказании, принуждении и правоприменении. При этом однозначно обосновывалось доминирование властно-категорического метода реализации наказания. Данное положение противоречит современным демократическим тенденциям государства, не отвечает требованиям международной пенитенциарной политики. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, в частности, гласят, что обращение с заключенными "должно осуществляться в такой форме, чтобы у них пробуждалось самоуважение и развивалось чувство ответственности" (§ 65).
На наш взгляд, реализация норм уголовно-исполнительного права должна базироваться на комплексе методов, основными из которых по мере их значимости являются: убеждение, создание процедур реализации обязанностей осужденными, стимулирование их правомерного поведения, оказание помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания. И лишь последним методом реализации норм права должно выступать принуждение, которое вступает в действие при неправомерном поведении осужденных, т.е. при несрабатывании непринудительных методов.
Наличие предмета и метода уголовно-исполнительного права говорит о самостоятельности этой отрасли права, которая занимает присущее ей место в системе российского права. О том, какое это место и как связано уголовно-исполнительное право с другими отраслями права, предстоит рассмотреть в следующем параграфе.