Задания и методические рекомендации по организации
Самостоятельной работы
Задания для подготовки к занятию выполняются в письменной форме самостоятельно, во внеаудиторное время. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер, при ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. Индивидуальные самостоятельные задания по дисциплине выполняются по вариантам. Выбор варианта осуществляется по первой букве фамилии студента.
Для выполнения заданий необходимо изучить список рекомендуемой литературы и нормативных актов, на которые даются ссылки по каждой теме.
В письменной работе по каждой теме слушатель должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по каждому вопросу.
Выполненное задание должно быть оформлено надлежащим образом в отдельной тетради. Оно предоставляется преподавателю и оценивается им. При этом учитывается степень полноты привлеченного материала; качество проведенного анализа; обоснованность выводов; содержательность подготовленного заключения, выдвигаемых автором предложений.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Вариант | Буквы |
А Д И Н С Х Щ | |
Б Е К О Т Ц Э | |
В Ш Л П У Ч Ю | |
Г З М Р Ф Ш Я |
Вопросы для подготовки к занятию по теме 1:
1. Понятие и состав производственных фондов, отличие их составляющих.
2. Чем вызвано наличие понятий «основной капитал» и «основные производственные фонды»?
3. Раскройте сущность методов оценки производственных фондов.
4. Какие факторы влияют на использование основных фондов в пищевой промышленности?
5. Виды износа основных фондов.
6. В чем заключается сущность ускоренной амортизации?
7. Приведите показатели использования основных производственных фондов и модели их расчета.
8. Охарактеризуйте пути лучшего использования основных производственных фондов на вашем предприятии (или другом предприятии вашей специализации).
Задания для подготовки к занятию по теме 1:
1. Изучите состав основных производственных фондов предприятия.
2. Рассчитайте структуру основных производственных фондов на примере любого предприятия и сделайте выводы.
3. Нарисуйте схему, отражающую классификацию основных производственных фондов.
4. Выпишите все показатели, характеризующие состояние и движение основных производственных фондов.
5. Изучите понятие и виды износа основных фондов, а также механизм начисления амортизации.
6. Выпишите все показатели, характеризующие эффективность использования основных производственных фондов.
7. Нарисуйте схему, отражающую основные направления эффективного использования основных производственных фондов.
Вопросы для подготовки к занятию по теме 2:
1. Каковы сущность и состав оборотных фондов и оборотных средств?
2. В чем заключается значение экономии материальных ресурсов?
3. Назовите источники финансирования оборотных фондов и способы снабжения ими.
4. Как Вы представляете себе возможности управления товарно-материальными ценностями? Расскажите об основных резервах и путях экономии оборотных средств.
5. Каковы назначение, состав и структура оборотных средств?
6. Какими показателями можно измерить эффективность использования оборотных средств?
8. Назовите пути ускорения оборачиваемости оборотных средств на современном этапе развития экономики.
9. Раскройте понятия «сырье», «основные материалы», «дополнительное сырье», «вспомогательное сырье и материалы».
Задания для подготовки к занятию по теме 2:
1. Представьте в виде таблицы отличительные признаки между основными и оборотными средствами предприятия.
2. Нарисуйте схему, характеризующую состав оборотных средств предприятия.
3. Нарисуйте таблицу и укажите в ней, какие средства относятся к нормируемым и ненормируемым оборотным средствам.
4. Выпишите все показатели, которые характеризуют оборачиваемость оборотных средств, и формулы их расчета.
5. Нарисуйте схему, отражающую основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
6. Изучите самостоятельно, как проводится нормирование оборотных средств и какие существуют виды запасов.
7. Рассмотрите виды сырьевых ресурсов и возможности их использования в различных отраслях пищевой промышленности.
8. Самостоятельно изучите требования, предъявляемые к обеспечению сырьем и материалами с учетом особенностей отраслей промышленности.
9. Выпишите в таблицу методы и принципы нормирования сырья и материалов.
Вопросы для подготовки к занятию по теме 3:
1. Дайте определение рабочей силы.
2. Что представляет собой кадры предприятия?
3. Как рассчитывается среднесписочная численность работников?
4. Кто относится к промышленно-производственному персоналу?
5. Перечислите общепромышленные и внутрипроизводственные факторы роста производительности труда.
6. В чем состоят принципиальные положения оплаты труда?
7. Раскройте содержание форм и систем оплаты труда, их особенности.
8. Сущность и преимущества бестарифной системы оплаты труда.
Задания для подготовки к занятию по теме 3:
1. Составьте таблицу, отражающую классификацию работников предприятия.
2. Выпишите понятия «трудовые ресурсы», «кадры предприятия», «профессия», «квалификация», «специальность».
3. Самостоятельно изучите экономическую сущность и методы измерения показателя производительности труда. Выберите и аргументируйте, какой метод, по-вашему, мнению, является наиболее точным в промышленности по выбранной Вами специализации.
4. Охарактеризуйте, на каких принципах строятся взаимоотношения между руководителями и работниками.
5. Нарисуйте таблицу основных направлений повышения производительности труда.
6. Установите самостоятельно связь меду показателями производительность труда, трудоемкость и фондовооруженность производства.
7. Определите основные характеристики и отличительные черты тарифной и бестарифной систем оплаты труда.
8. Проанализируйте, какие формы оплаты труда используются на вашем предприятии.
9. Составьте трудовой договор от лица работодателя.
Вопросы для подготовки к занятию по теме 4:
1. Каковы основные виды издержек?
2. Как определяются предельные издержки?
3. Чем различаются общие и предельные издержки?
4. Как предельные издержки помогают прогнозировать конкурентное предложение?
5. Как характеризуются утраченные возможности?
6. Как достигается экономия за счет масштаба производства?
7. Дайте понятие себестоимости продукции. Расскажите о значении этого показателя при оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
8. Какие виды себестоимости Вы знаете, их отличия?
9. Как классифицируются затраты предприятия на производство и реализацию продукции? Каково значение этой классификации?
10. Какие затраты включаются в себестоимость продукции при формировании финансового результата деятельности предприятия и при формировании налогооблагаемой прибыли в соответствии с действующим Положением?
11. Охарактеризуйте сущность метода пофакторного анализа текущих издержек.
12. Назовите пути снижения себестоимости в различных отраслях пищевой промышленности.
Задания для подготовки к занятию по теме 4:
1. Составьте таблицу видов издержек и признаков, по которым осуществляется их деление.
2. Сделайте расчет себестоимости на примере любой продукции по статьям калькуляции.
3. Постройте график безубыточности и объясните, что показывает точка безубыточности.
4. Нарисуйте таблицу, отражающую основные пути снижения себестоимости продукции.
5. Выберите и охарактеризуйте факторы, влияющие на уровень цен.
6. Составьте классификацию признаков и видов цен.
7. Самостоятельно изучите и выпишите методы ценообразования.
8. Нарисуйте схему формирования оптовой, отпускной, оптово-рыночной и розничной цены.
Вопросы для подготовки к занятию по теме 5:
1. Как рассчитывается производственная мощность?
2. Какие существуют виды продукции?
3. В чем значение прибыли как конечного показателя работы предприятия?
4. Как определяется прибыль от реализации, какие факторы влияют на ее величину?
5. Охарактеризуйте виды прибыли, их состав.
6. Как распределяется общая прибыль?
7. Объясните сущность рентабельности как обобщающего показателя эффективности работы предприятия и его финансовой устойчивости.
8. В чем состоит сущность экономической эффективности общественного производства?
9. Что понимается под критерием эффективности, как определяется его качественная и количественная характеристики?
10. Назовите обобщающие и частные показатели эффективности производства, как они взаимодействуют между собой.
11. Перечислите основные направления повышения эффективности производства, раскройте их содержание.
Задания для подготовки к занятию по теме 5:
1. Перечислите источники образования и направления расходования фондов накопления и потребления, каково рациональное соотношение отчислений в эти фонды из прибыли, на Ваш взгляд, должно быть?
2. Выпишите все виды рентабельности и методы их расчета.
3. Составьте схему формирования и распределения прибыли предприятия.
4. Перечислите все виды прибыли и методы их расчета.
5. На примере своего предприятия покажите расчет налога на прибыль и чистой прибыли.
6. Составьте таблицу обобщающих и частных показателей эффективности производства, указав формулы для их расчета.
7. Изучите самостоятельно и выпишите понятие и методику определения производственной мощности предприятия.
8. Составьте таблицу основных технико-экономических показателей деятельности предприятия и сделайте их расчеты на примере своего предприятия.
9. Выпишите основные факторы влияния на величину прибыли предприятия.