Методы макроэкономического прогнозирования
метод экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза кладутся специальным образом обобщенные результаты опроса специалистов из соответствующей области. Обычно к нему прибегают в случае, когда отсутствует возможность применения более строгих методов из-за недостаточной изученности основных закономерностей поведения объекта. Область применения этих методов достаточно узка, наибольшее распространение они получили в научно-техническом и технологическом прогнозировании, а также при разработке социальных и сверхдальних прогнозов.
Методы логического моделирования применяются для прогнозирования процессов качественных изменений объекта.Способствуют выявлению причинно-следственных зависимостей в его развитии, условий перехода количественных изменений в качественные и наоборот, выделению принципиальных этапов в развитии и т.д. Одним из направлений логического моделирования является метод аналогий. Он состоит в том, что перспективы развития какого-либо недостаточно изученного объекта или процесса обосновываются исходя из уже установленных закономерностей функционирования другого, подобного ему объекта (естественно, с необходимыми корректировками). Математические методы(наиболее развиты) прогнозирования используются для получения количественных характеристик прогнозных построений. В частности, в экономическом прогнозировании широко используется метод математической экстраполяции. Его применение предполагает наличие достаточно продолжительного динамического ряда наблюдений фактических значений того или иного экономического показателя, который потом выравнивается путем подбора функции (от времени), обеспечивающей минимальное общее расхождение фактической и теоретической кривой. Однако подобный метод является весьма упрощенным и используется обычно на этапе предварительного анализа и для прогноза на достаточно короткий период времени. Нормативные методы используются обычно при разработке долгосрочных прогнозов.Состоит в том, что на перспективу ставится задача достижения определенных количественных или качественных характеристик прогнозируемого объекта, а содержанием прогнозной работы является обоснование возможных путей движения к намечаемым целям. Как правило, в экономическом прогнозировании всегда имеет место комбинация различных методов. Метод математического моделирования является наиболее унверсальным методом экономического прогнозирования в том смысле, что прогноз всегда опирается на некую (пусть и элементарную) теоретическую конструкцию, объясняющую взаимосвязь между прогнозируемыми переменными и их эволюцию во времени, и количественную оценку этих взаимосвязей.
Сущность и инструменты индикативного планирования
Индикативное планирование - механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием.
В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально- экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; Является продолжением и развитием прогнозирования. Наиболее распространенная форма гос. планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике. Основная функция индикативного плана – координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Содержит ограниченное число обязательных заданий,носит направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.
В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т.д.
Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы.