Отличительные признаки немецкой экономической модели

– Свобода конкуренции (конкуренция везде, где возможно).

– Свобода доступа к рынку (условия достойные человека, для людей, желающих вести бизнес). Германия занимает первое место в мире по количеству частных фирм на 1000 человек. В Германии имеется 9 млн. частных фирм на 80 млн. немцев.

– Последовательность экономической политики (базисные принципы рыночной экономики – стабильность денег, свободные цены, частная собственность, – находятся под охраной закона).

– Условия достойные человека, для людей не способных к труду (как выразился немецкий экономист Ф. Бём, «социальной мы называем хозяйственную систему, которая в состоянии предоставлять широким массам населения, включая неспособных к труду, достойное человека существование и всем трудоспособным членам общества соответствующие возможности для работы в условиях, достойных человека».

Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. - Наличие собственной территории, местной власти. - Наличие инфраструктуры, техники и технологий, предприятий и отраслей экономики – в качестве отправной точки. - Наличие населения, и в особенности трудовых ресурсов. Причем не просто трудовых ресурсов, а высококвалифицированных и высококультурных людей в стране. - Наличие программы развития страны.

__________________

Для отличника.Является ли необходимым условием функционирования национальной экономики наличие собственной национальной валюты?

1. Более 40 стран в мире не имеют собственных национальных валют. Часть из этих стран, такие как Панама, Пуэрто-Рико, Гаити, и др. пользуются долларом США, другая часть – пользуется региональными валютами (16 стран еврозоны – евро, 14 африканских стран – франк, 8 стран Карибского бассейна – карибский доллар).   Самоа, Гаити, Гуам, Панама, Пуэрто-Рико – используют доллар США. Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия – Восточно-карибский доллар. Бенин, Буркина – Фасо, Кот дивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того – Франк КФА ВСЕАО. Габон, Камерун, Конго, Центрально - Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Южная Африка – Франк КФА ВЕАС   Источник: http://www.forex-money.org/nacionalnie_valiutnie_simvoli_marketiva.html

2. Согласно теории оптимальных валютных зон Р. Манделла, которого называют отцом «евро», небольшим странам, которые граничат с региональными валютными зонами становится невыгодным сохранять собственные национальные валюты. Именно в такую ситуацию попала Беларусь с созданием зоны евро. И эта невыгодность сохранения национальной валюты будет нарастать по мере расширения этой зоны.

Главная устойчивая выгода от введения в регионе единой валюты заключается в запуске механизма устойчивого экономического роста, который схематично изображен на рисунке 4.1.

Отличительные признаки немецкой экономической модели - student2.ru

Рис. 4.1. Механизм устойчивого экономического роста при переходе страны на региональную валюту

Кроме потери выгод (упущенных возможностей) при сохранении собственной национальной валюте и при отказе от присоединения к региональной валютной зоне, важно также учитывать прямые потери от необходимости содержания относительно больших золотовалютных резервов, часть из которых не приносит никакого дохода и фактически является омертвленным капиталом, который забран у экономики и не работает на нее, а также прямые потери от расходования золотовалютных резервов на поддержание стабильного курса этой собственной национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам в период нарастания кризисных явлений в мировой экономике в целом и в этом регионе в частности, или в условиях спекулятивной атаки на эту национальную валюту, если она является хоть частично конвертируемой за пределами территории своей страны. Пример. В 2009 г. в условиях влияния мирового финансово-экономического кризиса в Беларуси начали распространяться слухи о скорой девальвации белорусского рубля. В этих условиях был спровоцирован повышенный спрос на доллары и евро, в результате которого в отдельные месяцы 2009 г. спрос со стороны населения на иностранную валюту превышал предложение на $500-900 млн. Эту сумму Нацбанку приходилось сплачивать из золотовалютных резервов, а на их восстановление – привлекать внешние кредиты. В результате вырос внешний долг страны, но также немаловажно, что были израсходованы значительные средства в несколько млрд. долларов, на которые можно было построить несколько новых достаточно крупных предприятий, создать рабочие места, увеличить налоговые поступления, усилить базу для социальной поддержки населения. Но в итоге фактически эти средства были просто проедены.

Ставка в валютной политике на сохранение собственной национальной валюты противоречит тенденциям развития мировой валютной системы. В последние десятилетия почти на всех континентах – в Северной Америке, в Южной Америке, в Азии, в Африке – страны предпринимают попытки ввести собственные региональные валюты. Другое дело, что не у всех получается. Получилось пока это сделать только в Европе.

Для отличника. При наличии стабильных региональных валют третьим странам, соседствующим в регионе, но не вошедших в валютный союз становится невыгодным и нецелесообразным сохранять собственную национальную валюту. Причем, чем более отсталой экономикой владеет государство, тем сложнее и дороже становится поддерживать свою национальную валюту. Так как необходимо затрачивать валютные резервы для поддержания стабильного курса национальной валюты, но самое главное не удается справиться с проблемой инфляции и приходится придерживаться высоких процентных ставок. Все это негативно сказывается на активности и конкурентоспособности национальной экономики. Вообще ситуация, когда национальные валюты развивающихся стран или стран с незначительным потенциалом в мировом производстве и экспорте, используют свои не вполне стабильные и конвертируемые национальные валюты для обеспечения функционирования внешнеэкономических отношений страны противоречит современным тенденциям развития системы международных экономических отношений.

Почти все страны-кандидаты в члены ЕС привязали свои национальные валюты к евро и заявили о своем желании в будущем присоединиться к еврозоне, то есть отказаться от своей национальной валюты в пользу единой региональной валюты.

В современных условиях интернационализации мировой экономики, считается, что ликвидация национальной валюты не ведет к утрате государственного суверенитета (рис. 4.2.). Наоборот, введение единой международной валюты в регионе соотносится с отстаиванием суверенитета и государственных интересов, так как государство, выступая совладельцем международной валютно-финансовой системы, становится способным оказывать большее влияние в сфере геополитики.

Отличительные признаки немецкой экономической модели - student2.ru

Рис. 4.2. Современные тенденции развития мировой валютной системы

В стране с открытой экономикой валютная политика давно уже превратилась в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в мировое хозяйство и региональные политические, экономические и валютные союзы, выступая одним из признаков защиты национального суверенитета, своей собственности и товаров от неэквивалентного обмена в результате девальвации национальных валют.

Одна из таких тенденций – попытки введения единой региональной валюты вместо национальных валют в различных регионах мира. Переход к единой валюте может осуществляться либо путем перехода к использованию в качестве общей денежной единицы национальной валюты страны-лидера в регионе (не менее 50% совокупного ВВП и золотовалютных резервов), либо путем создания новой международной денежной единицы.

Такие планы обсуждаются в Северной Америке, где в рамках Соглашения о североамериканской свободной торговле (НАФТА) США, Канада и Мексика обсуждают введение американского доллара в качестве единой валюты в регионе; в Латинской Америке, где страны торгового блока «Меркосур» (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили, Боливия) приняли решение предпринять шаги по сближению национальных экономик для создания общего рынка, а в перспективе создать единую валюту; в Юго-Восточной Азии страны АСЕАН (Бруней, Камбоджа, Лаос, Индонезия, Малайзия, Мьянма, Вьетнам, Таиланд, Филиппины, Сингапур) вместе с Японией, Китаем и Южной Кореей активно обсуждают создание общего рынка (региональное образование получило название «Великая Восточная Азия»), возможность перехода на расчеты в единой валюте и принятия в качестве такой японской иены, китайского золотого юаня или сингапурского доллара; на бывшем постсоветском пространстве пять государств из СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, и периодически к ним подключаются другие азиатские и закавказские постсоветские республики) рассматривают возможность создания валютного союза с единой валютой или использования в качестве такой российского рубля.

Отличительные признаки немецкой экономической модели - student2.ru

Источник:Колупаев (примеч. Акулич. – В.А.) В.А., Почекина В.В. Международные валютные отношения. Интеграция Беларуси в мировую валютную систему. Под ред. В.Ф. Медведева. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2003. – 180 с. – Раздел § 1.3. Современные тенденции развития мировой валютной системы С. 14-20. Книгу можно скачать на персональной странице лектора в Галерее экономистов.

Главным преимуществом наличия собственной национальной валюты является возможность прибегнуть к печатному станку в трудные для национальной экономики времена. Но если представить, что в какой-то конкретной стране издан закон, аналогичный тому, который был принят в 1946 г. в Германии, запрещающий Национальному банку осуществлять необоснованную денежную эмиссию, то это преимущество пропадает. А ведь анализ успеха экономических моделей ведущих стран мира показывает, что этот успех был достигнут именно на основе стабильных национальных валют. И наоборот, валютный кризис отбрасывал эти страны в их развитии на десятилетия назад.

Вывод: В перспективе Беларуси предстоит сделать выбор в пользу одной из региональных или национальных валют. Выбор предстоит сделать из нескольких вариантов – евро, российский рубль, американский доллар, или какая-то единая валюта Валютного союза, который может быть создан на территории бывшего Советского Союза. В настоящее время – самый дорогой вариант – это введение евро на территории Беларуси в качестве единого платежного средства, самый дешевый, но одновременно и самый рискованный вариант – это введение российского рубля. Введение доллара США – стратегически не выгодный вариант, так как с каждым годом долларизация экономики Беларуси будет падать, а также важно учитывать географическую удаленность США от Беларуси и относительно слабые экономические связи с этой страной. Введение какой-то союзной валюты на постсоветском пространстве во многомбудет зависеть от политической воли России, как самой крупной экономической державы в этом регионе. Но с точки зрения экономической теории, России выгодно, чтобы в таком валютном союзе в качестве региональной валюты выступал российский рубль, а не какая-то новая союзная валюта, так как доля России в экономике постсоветского региона превышает 50%. Беларусь в перспективе может ввести евро на своей территории и не вступая в Европейскую валютную систему (в зону евро) без согласия Европейского центрального банка. Например, осуществить на определенном этапе жесткую привязку белорусского рубля по принципу Валютного Совета (currency board) с последующим изъятием купюр белорусского рубля и заменой их купюрами евро. Но для такого перехода экономика Беларуси не должна иметь серьезных макроэкономических и структурных проблем.

___________________

С точки зрения экономической теории главной стратегической целью функционирования нацио­нальной экономики выступает наиболее полное удовлетворе­ние всевозрастающих потребностей общества.

Главной стратегической целью, отраженной в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. является – повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики.
По своей природе стратегиче­ская цель функционирования национальной экономики абсо­лютно социальна. Тем самым признается, что человек рассмат­ривается не только как фактор производства, но и как главная цель экономического развития. В фундаментальной экономической теории данную идею последова­тельно отстаивает социальная экономика – особое направление развития современной экономической мысли. Особый пример – Германия. Под воздействием принципов социальной экономики в Германии после окончания второй мировой войны была раз­работана и успешно реализована программа «социального рыночного хо­зяйства». В общегосударственных документах (программах, концепциях, на­правлениях), принимаемых в Беларуси с 1996 года, также постоянно под­черкивается, что основным ориентиром экономических преобразований выступает формирование социально ориентированной экономики рыноч­ного типа. Общепризнанными являются также следующие декларируемые цели национальной экономики Беларуси: – устойчивый экономический рост, что создает воз­можность удовлетворять возрастающие потребности и обеспечивать в необходимых размерах накопление; – низкий уровень инфляции (стабильность национальной валюты и уровня цен в экономике, так как инфляция снижает покупательную способность населения и его жизненный уро­вень). – высокая занятость трудовых ресурсов и уровень безработицы не выше его естественного уровня (это значит, что экономика должна обеспечить работой всех, кто способен и хочет работать по избранной специальности; следует однако отметить, что 100% занятости нереальны и оп­ределенный уровень безработицы считается нормальным, т.е. в каждой экономике имеется так называемый «естественный уровень безработицы»). – конкурентоспособность страны на внешних рынках при осуществлении внешней торговли (это достигается путем регулирования торгового баланса, отражающего сальдо платежей и поступлений по импорту и экспорту; национальная экономика должна стремиться к равновесию во внешней торговле). – экономический рост не наносящий вред экологии и окружающей среде (важна защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека).

Для отличника! Анализ социально-эко­номической ситуации в Республике Беларусь показывает, что, несмотря на складывающиеся положи­тельные тенденции, в эконо­мике имеется ряд нерешен­ных проблем: низкая эффективность, значительный износ основных средств при ограниченности инвестиционных ресурсов, которых не может быть достаточно при запутанной налоговой системы и достаточно высокой налоговой нагрузки. Значительными проблемами являются также относительно высокая инфляция, рост отрицательного сальдо торгового баланса и внешнего долга страны.

Структурная перестройка эко­номики – это отмираниенеэффективных видов производства. Такие преобразования (реструктуризация) в первую очередь касаются про­изводительных сил, означают сворачивание убыточных, экологически вредных и бесперспективных видов производств, сопровождаются ра­ционализациейнатурально-вещественных и инвестиционных потоков.
Структура отраслей национальной экономики Беларуси, унаследован­ная от административной экономики СССР, по многочисленным параметрам не соответствует современным требованиям. Так, для структуры национальной экономики Беларуси характерны: – завышенный удельный вес отраслей 1-го подразделения, (про­изводство средств производства) и заниженное представительство пред­приятий 2-го подразделения реального сектора экономики (производ­ство предметов потребления); – наличие многочисленных межотраслевых диспропорций (отста­лая строительная индустрия, маломощная и примитивная переработка сельскохозяйственного сырья); – низкий удельный вес в составе ВВП сферы услуг; – преимущественная ориентация на внутренний рынок, низкий экспортный потенциал, доминирование сырьевого характера экспорт­ных поставок, слабое включение в систему международного разделе­ния труда и инвестиционных потоков; – высокий уровень концентрации производства, преобладание в отраслевой структуре крупных предприятий; – значительный удельный вес военно-промышленного комплек­са, милитаризация национальной экономики.

Для отличника!Необходимость структурных сдвигов в переходной экономике обусловлена унаследованными от административно-командной экономики диспропорциями, нерациональной струк­турой национального производства, сформированной под воздействием затратного механизма и общего технологического отставания.

Рис. Динамика отраслевой структуры ВВП Республики Беларусь

На протяжении последних лет в экономике Беларуси медленно, но верно наблюдается изменение струк­туры производства ВВП в сторону увеличе­ния доли услуг, что соответствует мировым тенденциям формирования постиндустриальной экономики.


Рис. Сравнение структур экономики индустриальной и постиндустриальной стран (Беларуси и Дании)

Наши рекомендации