Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; B1-B8; С1.

(1) Мне кажется, сейчас весь мир не понимает, куда он идёт. (2) А Россия похожа на лабораторию Бога, в которой он ставит над чело­вечеством эксперимент. (3) Он делал это в 1917 году, он продолжа­ет ставить этот эксперимент и сейчас. (4) В нашей стране происхо­дит то же самое, что и в других странах, но доведённое до абсурда. (5) Когда в стеклянной кастрюльке кипит вода, пузырьки в ней ка­жутся такими огромными - даже страшно становится. (6) Наверное, бывали на Земле времена и похуже. (7) Другое дело, что тогда су­ществовали чёткие понятия добра и зла. (8) И в этом противостоя­нии добра злу можно было найти хоть какое-то утешение. (9) Сейчас же всё это размазано, размыто. (10) И мы часто уже не понимаем, что такое добро и что такое зло.

(11) Россия, корчась в общих противоречиях, никак не осознает, к чему она идёт. (12) С одной стороны, ей хочется сохранить свои особенности, с другой - быть как все. (13) С третьей стороны, очень много соблазнов вокруг... (14) Это тяжёлый период. (15) Мир все­гда развивается по синусоиде. (16) И сейчас мы находимся в какой-то глубокой общемировой впадине.

(17) В начале XXI века в мире не осталось ни больших идей, ни больших стремлений. (18) Не может восприниматься целью жизни рентабельность. (19) Человек не рождён для того, чтобы осознавать себя как небольшое прибыльное предприятие, в которое он вклады­вает деньги, что сам же и зарабатывает.

(20) Россия вошла в период стабилизации. (21) И главный вопрос теперь - не как физически выжить в этом мире, а кем СТАТЬ в нём.

(22) Человек не создан, чтобы жить только ради успеха и денег и проводить все отпущенные ему годы между работой и телевизором.

(23) Наша страна всегда жила идеями, духовной борьбой, поисками смысла жизни. (24) А сейчас мы обеспокоены вопросами, достаточ­но ли хороша и престижна моя машина, какой марки мой мобиль­ный телефон, тот ли лейбл на моём костюме, да и вообще, не счи­тают ли меня неудачником. (25) Мы заперты в клетку денег, успеха и телевизионного экрана.

(26) Осталась ли в нас совесть? (27) Способны ли мы к раская­нию, жалости, состраданию? (28) Эти чувства в, нас не убиты - они подавлены. (29) Мы воспринимаем их как слабость. (30) Но плакать не стыдно. (31) И нельзя считать наличие души проявлением слабо­сти. (32) Мир не состоит из стройных рядов младших менеджеров, которые победным маршем идут от успеха к успеху. (33) Мир го­раздо сложнее.

(По П. Лунгину)

А29. В каком предложении автор даёт оценку нравственного, духовного - состояния современного человечества?

1) 5 2) 7 3) 17 4) 26

А30. Какой тип речи представлен в тексте?

1) описание 2) повествование 3) повествование с элементами описания 4) рассуждение

А31 Укажите предложение, в котором НЕТ заимствованных слов. 1) 2 2) 4 3) 18 4) 19

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В1. Из предложений 15-19 выпишите слово, образованное путем сло­жения.

В2. Из предложений 1-10 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

В3. Из предложения 28 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В4. Среди предложений 17-25 найдите простое односоставное без­личное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 20 - 33 найдите сложноподчиненное предло­жение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 1-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос­ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, ка­кая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пиши­те цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В этой статье известный российский кинорежиссер Павел Лун­гин ставит те же острые вопросы, что и в своих последних фильмах. Чтобы установить контакт с читателем, автор прибе­гает к _ (предложения 26, 27). Используется такой троп, как _ мир не понимает (предложение 1); Россия не осознаёт, к чему она идёт (предложение 11), Россия вошла в период стаби­лизации (предложение 20), большую выразительность речи обеспечивают также _ (предложение 2) и _ (предложения 16 и 19).

Список терминов:

1) развёрнутое сравнение 2) метонимия 3) развёрнутая метафора 4) парцелляция 5) эпифора

6) риторический вопрос 7) синтаксический параллелизм 8) оксюморон 9) градация

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрез­мерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ­чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150с.

Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

Вариант № 4

Часть 1

А1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) десант 2) конгресс 3) устье 4) думая

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

1) кладовАя 2) катАлог 3) пОутру 4) избАловать

А3. В каком предложении вместо слова ЦВЕТОЧНЫЙ нужно употре­бить ЦВЕТИСТЫЙ?

1) Яркий цветочный аромат сразу заполнил залу, как только в нее вошла Нина.

2) Девушка в легком цветочном платье то и дело выбегала на крыльцо.

3) За оригинальную цветочную композицию флорист был удостоен первой премии.

4) Цветочная клумба в виде глобуса стала украшением выставки, приуроченной ко Дню Победы.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара носков 2) череда будней 3) знаменитые профессора 4) свыше четырехста процентов

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая литературу,

1) необходимо много времени.

2) есть возможность гордиться великими русскими писателями.

3) это помогает лучше понять историю.

4) современное поколение расширяет свой кругозор, развивает в себе чувство прекрасного.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Но для Ромашова из-за ареста пропала вся прелесть этого слад­кого отдыха.

2) Общий колорит поэзии Пушкина, в особенности лирической, внутренняя красота человека и лелеющую душу гуманность.

3) Все, кто увлекается языкознанием, с нетерпением ждали выхода новой книги Н.М. Шанского.

4) Множество статей Д.С. Лихачева посвящено проблемам воспи­тания молодежи.

Наши рекомендации