Оценка угроз системы обеспечения экономической безопасности и перспективы ее развития
Использование системного подхода при исследовании вопросов экономической безопасности позволяет определить подсистемы и исследовать объект как комплекс подсистем с определенными внутренними и внешними связями. В данном случае под системой управления экономической безопасностью ООО «ГАРАНТ» будем понимать комплекс условий, при которых предприятию обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию развития, не испытывая внешнего давления и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество с стороны других государств и субъектов хозяйствования.
Предприятию ООО «ГАРАНТ», ориентированном в том числе и на внешний рынок, следует учитывать влияние динамической мировой экономики и проводить тщательный анализ среды международного предпринимательства с целью выбора привлекательных для ведения международной предпринимательской деятельности рынков. При таких условиях для проникновения ООО «ГАРАНТ» на международный рынок особую актуальность приобретают вопросы оценки его привлекательности, безопасности, которые требуют учета особенностей международной среды предпринимательства.
Понятие привлекательности товарного рынка, как правило, употребляется в контексте оценки и выбора рынков для осуществления предпринимательской деятельности и связывается с анализом влияния внешних факторов рыночной среды на деятельность предприятия, которое выходит на эти рынки. Понятие привлекательности рынка напрямую связано с уровнем угроз и опасностей, которые могут возникнуть на нем. Именно поэтому перед ООО «ГАРАНТ» стоит задача оценки уровня экономической безопасности на рынках.
Процесс построения системы оценки экономической безопасности ООО «ГРАНТ» может состоять из определенного количества этапов:
- предварительная оценка рынка, на котором функционирует предприятие;
- определение перечня угроз и опасностей в среде;
- ранжирование угроз и опасностей (определение вероятности наступления);
- определение стратегии, способствует уменьшению опасностей или избежать угроз в каждом конкретном случае.
При определении перечня угроз, возникающих во внешней среде, нужно рассматривать совокупность показателей развития рынка, на котором функционирует предприятие, включая мегауровень, макроуровень, мезоуровень и макроуровень.
Рассматривая безопасность рынка на мегауровне, необходимо учитывать глобальный характер мирохозяйственного пространства и оценивать глобально-экономические факторы: состояние развития мировой экономики, международных факторных рынков, уровень транснационализации и региональной интеграции, факторы наднационального, межгосударственного регулирования международных экономических отношений.
Рассматривая безопасность рынка на макроуровне необходимо обращать внимание на окружающую среду рынка, степень привлекательности для предприятия в целом, факторов ее рыночной среды по следующим группам факторов, как политико-правовые, экономические, социокультурные, научно-технические, демографические, природно-географические факторы.
Безопасность международного рынка следует рассматривать по показателям на мезоуровне - уровне отдельной отрасли, поскольку высокая привлекательность предпринимательской среды страны и положительная динамика ее рыночных факторов еще не означает достаточного уровня развития и привлекательности отраслевого рынка данной страны и безопасного функционирования.
В систему показателей, оценивающих уровень безопасности международного рынка на мезоуровне, можно включить такие показатели, как емкость отраслевого рынка, темп роста отраслевого рынка, продолжительность жизненного цикла товара на рынке, технологические требования, уровень конкуренции, входные и выходные барьеры на рынке, сезонные и циклические колебания.
Для анализа состояния безопасности на микроуровне предлагаем рассматривать факторы, которые влияют на деятельность ООО «ГАРАНТ» на внешнем рынке - потенциальные рыночные угрозы или возможности - и анализировать отдельно общий уровень потенциальных рыночных угроз и потенциальных рыночных возможностей в случае проникновения на данный рынок, перечень которых приведен в таблице 1
Таблица 1
Классификация угроз и опасностей деятельности ООО «ГАРАНТ» на внешнем рынке
Факторы | Угроза |
Социально-культурные | Неправильное понимание предпочтений потребителей, предложение неприглядной продукции; незнакомая культура ведения бизнеса, отсутствие навыков эффективного общения с местными представителями; незнание правил регулирования бизнеса за рубежом, непредвиденные расходы; снижение уровня доходов населения; изменения структуры населения, национальных традиций, нравственного состояния общества и т.д. |
Политические | Требования правительства к иностранным фирм, бюрократическая волокита; правительство может выдвигать к иностранным компаниям следующие требования: основания совместных предприятий с национальными компаниями; набор местных работников; передача технологий местным деловым партнерам; таможенные и другие торговые барьеры: высокий уровень пошлины на продукты, импортируемые; замедление процессов утверждения важных документов; требования стоимостных изменений товара; замедление прохождения товаров через таможню; изменения торгового законодательства, валютных курсов, угроза государственного переворота, экспроприации собственности иностранных фирм, национализации, ограничения возврата доходов иностранных компаний; коррупция: в некоторых странах содействие чиновников обеспечивается исключительно с помощью взяток; технологическое пиратство. |
Общеэкономические | Нестабильность экономических процессов в странах мирового сообщества; недостаточное количество информации о состоянии экономики стран мира; кризис или нестабильная экономическая ситуация в стране пребывания; финансовые условия (инфляция, изменение курса валют); изменения в налогообложении; валютные ограничения на экспорт-импорт; изменения процентной ставки по кредитам; высокий уровень конкуренции на рынке |
Партнерские | Банкротстве контрагентов; неправильный выбор партнера; отсутствие контроля при заключении контракта; срыв поставок товаров и услуг; недобросовестность партнеров |
Внутрифирменные | Дефицит менеджеров с опытом; неправильная модель управления; факторы риска, влияющие на повреждение материальных ценностей повреждения |
Всю совокупность факторов, влияющих на состояние международной экономической безопасности ООО «ГАРАНТ» можно разделить на количественные и качественные. Информацию о количественных факторах можно получить из официальных статистических источников, национальной статистики, внешнеторговой статистики. Информацию о качественных факторах получить сложнее, они требуют тщательного анализа конъюнктурной информации, вторичных источников. На наш взгляд, наиболее эффективным средством оценки качественных факторов являются экспертные опросы и получения обобщенной их балльной оценки.
Такая методика дает возможности для всестороннего анализа широкого круга показателей, которые характеризуют не только определенный рынок, но и экономические, политико-правовые и социально-культурные процессы, происходящие в исследуемых странах и определять успех предприятия на этом рынке. Анализируя полученные значения рынков, можно принять решение о степени их привлекательности для предприятия и обосновать их стратегию проникновения предприятия на данные рынки.
Учитывая высокую криминализацию бизнеса, а также значительный уровень коррупции в органах государственной власти и правоохранительных органах, во всех отраслях бизнеса, так или иначе, наблюдается постоянное усиление факторов, угрожающих безопасности предприятия, и таких, которые обусловливают депрессивное развитие предприятия, ставит вопрос о создании системы диагностики состояния безопасности предприятия с целью предотвращения опасности, принятию необходимых действий по защите безопасности предприятия и противодействия угрозам
Проблемой является и легальный сбор и обработка информации для обеспечения безопасности предприятия с помощью конкурентной разведки. Также проблемой обеспечения безопасности предприятия является прогнозирование различных угроз, выявление, анализ и оценка текущих угроз с помощью системы экономической безопасности.
На сегодня экономическая безопасность должна обеспечиваться преимущественно путем реализации двух подходов: предотвращение угрозы и реагирование на угрозу. Сейчас большое внимание уделяется такому направлению в сфере обеспечения экономической безопасности, как конкурентная разведка (или деловая разведка, бизнес-разведка), занимающейся сбором и обработкой информации из открытых источников, причем абсолютно легальных позиций.
Теоретически конкурентная разведка осуществляется на основе открытых материалов (в отличие от промышленного шпионажа, который использует проникновения в конфиденциальную информацию).
По оценкам многих специалистов в области разведки, не менее 80-90% информации поступает именно из открытых источников. Поэтому для обеспечения экономической безопасности необходимо контролировать, какая именно информация о предприятии попала в открытые источники.
С другой стороны, именно через средства массовой информации организуется передача той информации, которую топ-менеджерам или ключевым собственникам необходимо довести до заинтересованных лиц, чтобы потом получить запланированный эффект (например, выкуп акций у миноритарных акционеров).
В некоторых случаях представленная информация может быть и ложной. К основным задачам конкурентной разведки, осуществляется в интересах обеспечения безопасности предприятия, можно отнести: маркетинговые исследования; оценку потенциальных клиентов и партнеров; поиск рыночных ниш; изучение конкурентов; подбор кадров; систематизация существующих информационных ресурсов и поиск новых.
Чтобы обеспечить экономическую безопасность предприятия достаточно часто применяют методики оценки финансового состояния для оценки контрагентов. Причем оценка может быть выполнена как по информации, полученной из официальных источников или от самого контрагента (например, финансовая отчетность), так и по информации, полученной в порядке ведения деловой разведки. Для этого возможно применение специальных программных продуктов. Одной из важнейших задач является создание и ведение реестра надежных партнеров. Непосредственно связана с обеспечением экономической безопасности как государства в целом, так и предприятия и граждан, страховое дело.
Технические средства для обеспечения безопасности предприятия на базовом уровне состоят из: создания и оснащения контрольно-пропускной системы; обеспечение условий аудио- и видеоконтроля, а также сигнализации в служебных помещениях и сигнализационного ограждения (по периметру) создание аварийной сигнализационной безопасности и охранного оповещения (обычного, инфракрасного, фотовспышек) защиту компьютеров (пароли, уровни доступа к секретной информации) и телефонных линий; обеспечение физической защиты (техническое обеспечение дозоров, операторов, постов охраны и т.п.), создание комплекса технических средств, обеспечивающих проверку партнеров, контрагентов и др.
Проверка партнеров и контрагентов играет важную роль в обеспечении безопасности предприятия. Экономия в этом направлении может привести значительный экономический ущерб. Отсечения ненадежных партнеров является важной функцией формирования экономической безопасности отечественных предприятий. Экономия на такой функции, как правило, приводит к значительно большим потерям. Реализация комплекса задач и направлений обеспечения экономической безопасности тоже требует достаточно крупных финансовых затрат. По приблизительным расчетам, расходы на обеспечение организации и эффективной деятельности системы экономической безопасности составляют 15-25% от суммы производственных затрат предприятия.
Укрепление системы экономической безопасности на ООО «ГАРАНТ» позволит осуществить:
- поиск новых рынков сбыта;
- улучшение значений финансово-хозяйственной деятельности;
- страхование риска
- улучшение значений финансово-хозяйственной деятельности;
- адаптацию основных производственных фондов к виду деятельности предприятия;
- привлечение новых поставщиков материальных ресурсов на более выгодных для предприятия условиях;
- обеспечение системы технического контроля за безопасностью;
- приобретение надежной клиентской и партнерской базы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование целого ряда рыночных, политических, управленческих и других факторов, способных вывести предприятие из состояния равновесия и привести его к банкротству, обусловливает объективные необходимость формирования комплексного понимания экономической безопасности предприятия.
Экономическая безопасность предприятия является состоянием наиболее эффективного использования его ресурсов для стабильного функционирования на рынке и способность противостоять воздействию опасных факторов внешней и внутренней среды с целью обеспечения эффективных взаимоотношений субъектов хозяйственной деятельности как на территории страны, так и за ее пределами.
При этом следует отметить, что для обеспечения экономической безопасности предприятия необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение защиты предприятия от негативного влияния внешней и внутренней обстановки, в частности: разрабатывать и выпускать конкурентоспособную продукцию, создавать стабильный спрос, обеспечивать финансовую устойчивость и экономическую стабильность предприятий, а также нормативную и правовую защищенность, сохранение коммерческой тайны, обеспечивать предприятие компетентным руководством и персоналом и т.
К основным задачам экономической безопасности на предприятии относим: обеспечение устойчивого функционирования и развития предприятия, обеспечения устойчивости денежных расчетов и основных финансово-экономических параметров, нейтрализацию влияния негативных действий финансовых кризисов и преднамеренных действий конкурентов; наиболее оптимальное для предприятия привлечения и использования различных источников финансирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базаров Т.Ю. - Эффективные команды в антикризисном управлении / Эффективное антикризисное управление. – М., 2011. Спецвыпуск.
2. Павлова И.В. Проблемы формирования финансово-промышленных групп / М. Машиностроитель, 2010 г., № 4
3. Ряховская А.Н. Файншмидт Е. А Сравнительный анализ зарубежного законодательства о банкротстве / Экономические аспекты функционирования предприятий. Международная практика. (Сборник научных трудов). М:ИЭАУ. 2015, с.155
4. Ряховская А.Н. Актуальные проблемы экономики, финансовой политики и антикризисного управления / Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции М.:ИЭАУ, 2014, с. 114
5. Ряховская А.Н. Таги-Заде Ф.Г. Частный бизнес в ЖКХ / Реформа ЖКХ.- 2010. - №5.
6. Ряховская А.Н. Организационно-правовые и экономические аспекты антикризисного управления предприятиями / Государственное и муниципальное управление: Доклады научно-практической конференции к 30-летию ИПКгосслужбы. Агро – принт, М.: ИПКгосслужбы, 2013 г.
7. Ряховская А.Н. Проблемы управления муниципальной собственностью и банкротство МУП / Сборник трудов «Актуальные вопросы АУ предприятиями», М.: ИПК ГС. 2011,