Этапы выполнения заданий самостоятельной работы
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка;
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
Организуя свою самостоятельную работу по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» студенты должны выявить рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса «Методы принятия управленческих решений», практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д.
Прежде всего, студент обязан ознакомиться с указанным в методическом материале по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» перечнем учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также с методическими материалами на бумажных и/или электронных носителях, выпущенных кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий: рабочие тетради студентов; наглядные пособия; глоссарий (в словаре терминов по тематике дисциплины); тезисы лекций, раздаточный материал и др.
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Задания для самостоятельной работы содержатся в специальных методических пособиях по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Следует учитывать, что задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:
конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;
работа с нормативными документами и законодательной базой;
поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;
выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий;
написание рефератов (эссе);
работа с тестами и вопросами для самопроверки;
моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;
обработка статистических данных, нормативных материалов;
анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
Самостоятельная работа по изучению дисциплины «Методы принятия управленческих решений» должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.
Организуя самостоятельную работу, студент должен учитывать, что результаты контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.
В самостоятельную работу включена подготовка рефератов, доклада и презентации по теме реферата.
Целью написания реферата является выработка навыков и умений краткого изложения в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы.
В начале учебного процесса после вводной лекции, в которой указывается структура и общее содержание дисциплины, проблемы и практическая значимость, студентам предлагается перечень тем рефератов в рамках существующих проблем данной дисциплины, из которого студенты выбирают тему реферата. Студент может предложить свои индивидуальные темы в рамках общей тематики. Темы рефератов должны быть современными, проблемными и профессионально ориентированными, требующей самостоятельной творческой работы студента и при необходимости использования практического материала.
Студенты готовят текст реферата и делают по нему презентацию доклада, который представляют в группе. Обсуждение доклада происходит с участием всех студентов группы. Такая активная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, активности мышления, умений вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, анализировать и синтезировать изучаемый материал. Доклады и обсуждения презентаций студенческих работ рекомендуется проводить в рамках аудиторного и внеаудиторного времени (конференций, круглых столов, деловых игр и других видов научно-учебной работы). Качество реферата (его структура, полнота изложения, новизна материала, количество используемых источников научной и учебной литературы, степень оригинальности и инновационности предложений, обобщений и выводов), а также уровень качества доклада (последовательность, убедительность, использование специальной терминологии и др.) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и рубежной аттестации по дисциплине.
Темы рефератов
- История становления теории принятия решений.
- Вклад виднейших теоретиков и практиков управления в теорию принятия решений.
- Условия реализации управленческих решений в современном мире.
- Управленческое решение как организационный процесс.
- Управленческое решение как главная функция деятельности руководителя.
- Управленческое решение как продукт интеллектуальной деятельности.
- Управленческие решения в системе бизнес-процессов.
- Преимущества и недостатки индивидуальных и коллективных управленческих решений.
- Стили принятия решений.
- Системы поддержки принятия решений.
- Применение социально-экономического прогнозирования при подготовке решений.
- Организационно-правовое, кадровое и финансовое обеспечение принятия управленческих решений.
- Учет влияния внешних факторов при принятии управленческих решений.
- Роль руководителя и делегирование полномочий при принятии управленческих решений.
- Технологические виды ответственности руководителя при принятии управленческих решений.
- Гуманитарные виды ответственности руководителя при принятии управленческих решений.
- Модели принятия управленческих решений.
- Реализация модели принятия решений В. Врума.
- Описание модели процесса подготовки и принятия управленческих решений в российской компании, формулирование предложений по ее совершенствованию.
- Применение математических моделей для распределения ресурсов и достижения компромиссов в процессе подготовки управленческих решений.
- Особенности деятельности высших органов управления компании в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
- Использование программных продуктов при принятии управленческих решений.
- Управление проектами как особый вид процесса принятия управленческих решений.
- Практика применения экспертных оценок в процессе генерирования альтернативных вариантов решений.
- История применения эвристических методов в подготовке и реализации управленческих решений.
- Примеры эвристического решения управленческих проблем в российских и зарубежных компаниях.
- Логические и эвристические методы решения проблем: преимущества и недостатки.
- Описание методов коллективного принятия решений.
- Имитационные методы принятия решений.
- Организационно-психологические предпосылки качества решений.
- Типичные ошибки менеджера, снижающие качество решений и практические рекомендации по повышению его качества.
- Направления оценки эффективности реализации индивидуальных и групповых управленческих решений.
- Экономическая оценка эффекта от принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.
- Кризисы в принятии управленческих решений и борьба с ними.
- Применение новейших психотехнологий в процессе принятия управленческих решений.
- Управление конфликтами в процессе принятия управленческих решений.
Допуск к экзамену осуществляется по результатам набранных баллов в рамках балльно-рейтинговой системы, при этом минимальное количество баллов не должно быть ниже – 35. В случае набора баллов меньше указанного количества, студент не допускается к сдаче предмета в зачетно-экзаменационную сессию. Студенту предоставляется возможность отработки пропущенных занятий и набора недостающего количества баллов в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в Южно-Российском институте управления – филиале РАНХиГС».