Методические указания студентам. Изучение курса «Специальная педагогика» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий

Изучение курса «Специальная педагогика» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала по соответствующей теме.

Форма обучения: очная, заочная

Раздел 1. Современный этап развития системы специального образования: проблемы и перспективы.
Тема 1. Становление и развития отношения к аномальным людям в контексте развития европейской цивилизации. 1. Изучение предложенных литературных источников: Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. 1996.№1. 2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. 1997.№4. 3. Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект). //Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; раздел 1, глава 3, с 87 – 121. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. М. 2001. с. 5-32. 2. Заполнение таблицы: ««Эволюция отношений государства и общества к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии».
Периоды эволюции. I II III IV V
Название периода.          
Хронология по России.          
Хронология по Западной Европе.          
Ключевые вопросы…          
Специалисты, предпринимавшие попытки ответить на поставленные вопросы.          
Идеалы, ценности, взгляд на человека его права, в том числе и аномального.          
Положение аномального человека в обществе.          
Учреждения, система помощи лицам с отклонениями в развитии, направления помощи.          
Основные события периода, изменившие отношение к лицам с отклонениями в развитии.          
Достижения периода          
Тема 2. Периодизация развития национальных систем специального образования.

1. Изучение предложенных литературных источников:

1. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. 1996.№1.

2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. 1997.№4.

3. Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект). //Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; раздел 1, глава 3, с 87 – 121.

4. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. М. 2001. с. 5-32.

2. Заполнение таблицы: «Периодизация развития национальных систем специального образования».

 
Этапы развития ССО.      
Предмет внимания.      
Цели и задачи специальной науки.      
Структура системы.      
Задачи системы образования и задачи развития.      
Тема 3. Современный этап развития системы специального образования. Написание сочинения по теме: Гуманизация общества и системы образований как условие развития специальной педагогики.
Тема 4. Реабилитация средствами образования. 1. Изучение предложенных литературных источников: Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М. 1996. –С. 105-112. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М. 2000. С. 12-16. 2. Конспектирование статьи: «Реабилитация средствами образования». 3. Письменные ответы на вопросы: · Изменение профессионально-педагогического словаря. · Переориентация научных исследований от изучения особенностей к выявлению особых образовательных потребностей. · Проблемы терминологии: термины «реабилитация средствами образования», «ребенок с особыми образовательными потребностями». · В чем актуальность и новизна категории «особые образовательные потребности»?
Раздел 2. Теория специальной педагогики.
Тема 5. Специальная педагогика как наука. 1. Изучение предложенных литературных источников: Гонееев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М. 1999. С. 5-13, 15. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001. С. 3-17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М. 1997. С. 121-130, 131. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002, с. 3, 9-18. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М. 2000. С. 5-16. 2. Раскрыть понятия: «реабилитационная педагогика», «лечебная педагогика», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика», «дефектология», «педагогика частных случаев», «превентивная педагогика». 3. Составить схему связей специальной педагогики с другими науками объектом изучения, которых является человек (ребенок) с нарушениями в развитии.  
 
  1. Изучение предложенного литературного источника:
Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М. 2000. С. 5-16. 2. Разработка схемы межпредметных связей специальной педагогики.
Тема 6. Отрасли специальной педагогики.
  1. Изучение предложенных литературных источников:
Кукушкина, О.И. Коррекционная (специальная) педагогика. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 2002г. Выпуск 5 http:// www.ise.iip.net (almanah/5/st02.htm). Электронное пособие к курсу «Специальная педагогика», Статья Кайгородова К.
  1. Заполнение таблицы: «Отрасли специальной педагогики».
Этапы и направления исследований Сурдо- педагогика Тифло- педагогика Олигофрено- педагогика Логопедия
Время возникновения        
Направления исследований        
Исследователи        
Раздел 3. Научные основы специальной педагогики.
Тема 7. Научные основы специальной педагогики. Изучение предложенного литературного источника: Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000. С. 27-86. 1. Разработка опорных конспектов: · Философские основы специальной педагогики. · Социокультурные основы специальной педагогики. · Экономические основы специальной педагогики. · Клинические основы специальной педагогики. · Психологические основы специальной педагогики. · Лингвистические основы специальной педагогики.  
Тема 9. Документы, регулирующие деятельность образовательных учреждений. 1. Изучение предложенных литературных источников:
  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 №181-ФЗ.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1.
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»: от 18.07.96 г. №861.
  5. Постановление Правительства РФ «От утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
  6. Постановление Правительства РФ «От утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии» от 12.03.97 №288.
  7. Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.
  8. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях.
2. Составление аннотаций.  
Тема 10. Выдающиеся ученые дефектологи. 1. Изучение предложенного литературного источника: Электронное пособие к курсу «Специальная педагогика», Статья Кайгородова К. 2. Составление библиографических карточек «Выдающиеся дефектологи». Примерные вопросы для оформления карты: 1. ФИО 2. годы жизни. 3. предметная область специальной педагогики. 4. вклад в развитие отечественной дефектологии (изучение особенностей развития детей, совершенствование системы специального образования, разработка путей и методов оказания коррекционной помощи, разработка специальных программ, совершенствование педагогических технологий…). 5. анализ соответствия научных идей целям и задачам этапа становления специального образования. 6. основные работы, аннотация. Примечание. 2. Студенты выбирают одну из предметных областей и оформляют биографические карточки на 6 педагогов, представляющих разные этапы становления специального образования.  
Тема 11. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. 1. Изучение предложенных литературных источников: Квалификационная характеристика коррекционного педагога (учителя-дефектолога) специальных образовательных дошкольных учреждений разного типа. // Учебно-методическая папка № 1. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000.157 -162. 2. Разработка опорного конспекта «Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования».  
Раздел 4. Основы дидактики специальной педагогики.
Тема 12. Специальное образование: понятие, структура. 1.Изучение предложенного литературного источника: Электронное пособие к курсу «Специальная педагогика», Статья Медведевой Л. 2.Разработка опорного конспекта по плану: · Система образования в Российской Федерации. · Специальное образование. · Система специального образования в Российской Федерации · Специальные образовательные программы и специальные государственные образовательные стандарты: · Сеть специальных образовательных учреждений · Органы управления специальным образованием и подведомственные им учреждения и предприятия    
Тема 13. Основы дидактики специальной педагогики. 1. Изучение предложенных литературных источников: Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; с 122-157. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. 2001. С. 14 – 31. 2. Заполнение таблицы: «Организации специального образовательного процесса».
цели и задачи Содержание Средства Методы Формы Условия
           
Тема 14. Принципы специального образования. 1. Изучение предложенного литературного источника: Специальная педагогика. – М.: Academia, 2000; раздел 1, глава 3, с 121-357. 2. Заполнение таблицы: «Принципы специального образования».
Общедидактические принципы принципы специального образования
   
Раздел 5. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.
Тема 15. Современная система специальных образовательных услуг. 1. Изучение предложенных литературных источников: Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000. 163-203. 2. Заполнение таблицы: «Система организации помощи аномальным детям».
название Цели, задачи Направления деятельности Учреждения, оказывающие помощь Объект (адресность)
Медико-социально-педагогический патронаж  
Система специального образования  
Профессиональная реабилитация  
Система социальной защиты  
  1.Изучение предложенных литературных источников: Коррекционная педагогика./ Под ред. Б.П. Пузанова. -М., 1998. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. М. 2001. с. 48-52. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании». //Дефектология. 1995, № 1. С. 3. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. 2001. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. М.2000. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии// Вестник образования. 1997. №6, С.29. 2. Заполнение таблицы: «Педагогические системы специального образования детей с различными отклонениями развития».
Вертикальная структура системы Горизонтальная структура Виды СКОУ
I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII.
Характеристика системы комплексной педагогической помощи, направления.                
Учреждения на разных уровнях специального образования.                
               
               
               
               
Условия приема в СОУ.                
Рекомендованные формы обучения.                
Нормативно-правовая база специального образования.                
Тема 16. Отечественная концепция интегрированного обучения. Изучение предложенных литературных источников: 12. Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. //Дошкольное воспитание. 1998, № 3. 13. Шматко Н. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.// Дефектология. 1999, №1,2. 14. Шматко Н.Д., Миронова Э.В. Интеграция детей с нарушениями слуха в ДОУ общего типа// Дефектология. 1995, №4. 2. Заполнение таблицы: «Интегрированное обучение»:
Модели интегрированного обучения
полная временная частичная комбинированная
       
условия
внешние условия внутренние условия
   

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет).

Наши рекомендации