Оформление и защита отчета

ПО ПРАКТИКЕ

Отчет по ознакомительной по специальности практики составляется каждым студентом в строгом соответствии с содержанием программы практики, оформляется в соответствии с требованиями и сдается на кафедру экономики торговли для проверки руководителю.

Отчет по ознакомительной практике должен содержать:

Раздел 1. Характеристика профессиональной деятельности экономиста-менеджера на предприятии торговли.

Раздел 2. Характеристика деятельности конкретных торговых предприятий с указанием сильных и слабых сторон его работы.

Титульный лист отчета оформляется по форме (Прил. 6). Защита отчета по практике проводится на кафедре «ЭОУПППиСУ» в специально созданной комиссии по графику при условии допуска к защите руководителем практики.

Студент, не выполнивший программу практики или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, не допускается к дальнейшему курсу прохождения обучения.

Приложение 1

График прохождения ознакомительной по специальности практики

Наименование раздела содержания практики Количество дней
1. Лекция по вопросам практики
2. Ознакомление с профессиональной деятельностью экономиста-менеджера на предприятии торговли и написание соответствующего раздела отчета
3. Посещение предприятия торговли (общественного питания) и написания раздела отчета с характеристикой деятельности анализируемого предприятия
4. Оформление, предоставление отчета по практике на проверку и его защита
Итого

Приложение 2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА

Требования к профессиональной подготовленности специалиста согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" – квалификации экономист-менеджер

Специалист должен:

Иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

Понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

Иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;

знать:

· теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

· законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах, стандарты бухгалтерского учета, экологическое законодательство, основы трудового законодательства, стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

· отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

· методы изучения рыночной конъюнктуры;

· отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристик и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;

· условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции, порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;

· номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;

· основы социологии и психологии труда;

· формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;

· организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;

· организацию производства отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;

· современные методы планирования и организаций исследований, разработок;

· меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

уметь:

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

· использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии.

владеть:

· специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

· навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

· методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;

· методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;

· методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм, методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;

· методами финансового планирования на предприятии;

· методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления;

а также уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:

организационно-управленческая:

· организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;

· разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях, должностные инструкции;

· проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

· рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

· разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.

планово-экономическая:

· разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;

· разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация конкретных предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);

· составлять калькуляции себестоимости продукции;

· определять доходы и расходы предприятия;

· разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

· рассчитывать сметы комплексных расходов;

· осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия.

проектно-экономическая:

· проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

· осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.

финансово-экономическая:

· разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;

· формировать планы инвестиций;

· осуществлять финансовый анализ;

· контролировать управление оборотными средствами;

· обосновывать потребность и выбор источников финансирования;

· осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.

аналитическая:

· проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных организационно-правовых форм;

· проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;

· определять тенденции развития предприятия;

· проводить анализ бюджетов (сметы).

внешне-экономическая:

· планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;

· оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;

· определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности.

предпринимательская:

· создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;

· разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

· определять конкурентоспособность предприятия;

· рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги.

научно-исследовательская деятельность:

· проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, научных основ организации производства и труда.

образовательная:

· использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;

· применять активные методы обучения.

Приложения 3

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

На бухгалтера

Должностные обязанности

Выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета -учет основных средств, МБП, материалов, товаров и тары, денежных средств, затрат на производство, реализацию продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками за предоставленные товары и услуги, начисление заработной платы, отчислений в фонды и начисление налогов, учета ценных бумаг и др. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рационального использования ресурсов.

Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке - заполняет все реквизиты документа, законность операции, подписи совершивших операцию.

Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции, работ и услуг, выявляет источники образования, потерь и непроизводственных расходов, которые приостанавливает и подготавливает предложения по их предупреждению.

Производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, внебюджетные фонды, средств на финансирование капитальных вложений, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление в фонды экономического стимулирования (дивиденды и т.д.) и другие фонды.

Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществление режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения вычислительной техники, а также в проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств (акт сверки).

Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

Должен знать:

· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся организации бухгалтерского учета и составления отчетности;

· формы и методы бухгалтерского учета в организации;

· план и корреспонденцию счетов;

· организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;

· порядок документального оформления и отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственных средств и их движения;

· методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации;

· правила эксплуатации вычислительной техники;

· основы экономики, организации труда и управления;

· законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Ответственность

Административная ответственность устанавливается в отношении бухгалтера не только Кодексом об административных правонарушениях, а ещё и другими многочисленными законодательными актами Российской Федерации:

· нарушение порядка проведения кассовых операций;

· нарушение порядка представления отчетности;

· нарушение налогового законодательства и т.д.

Требования:

· высшее профессиональное (экономическое) образование или среднее профессиональное (экономическое) образование.

Приложения 4

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

На экономиста I категории

1. Общие положения

1.1. Экономист назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора предприятия

1.2. Находится в непосредственном служебном подчинении главного бухгалтера.

1.3. На должность экономиста I категории назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет.

2. Должностные обязанности

2.1. Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных, годовых и оперативных
планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности.

2.2. Разрабатывает плановые показатели на год с разбивкой по кварталам по товарообороту, прибыли, труду и заработной плате.

2.3. Доводит плановые показатели по товарообороту до подразделений.

2.4. Составляет бизнес план, смет использования чистой прибыли, смету расходования средств, направленных на оплату труда.

2.5. Составляет штатное расписание в соответствии с утвержденной структурой управления, схемами должностных окладов.

2.6. Разрабатывает положения о премировании, условия материального стимулирования.

2.7. Участвует в составлении планов социального развития коллектива, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, сокращению текучести кадров, усилению контроля за использованием рабочего времени и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.

2.8. Осуществляет контроль за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда заработной платы, соблюдением плановых соотношений между темпами роста производительности труда и средней
заработной платы, за правильностью установления наименования профессий и должностей, применения должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате.

2.9. Участвует в подготовке проекта коллективного договора и контролирует выполнение принятых обязательств.

2.10. Ведет учет показателей по труду и заработной плате, анализирует их состояние и составляет отчетность в сроки и по формам установленным Госкомстатом России.

2.11. На основе данных бухгалтерского учета и отчетности проводит анализ хозяйственно-финансовой и производственной деятельности.

2.12. Составляет статистическую отчетность по установленным формам.

3. Должен знать

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся планирования, анализа и учета хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; организацию плановой работы, порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; планово-учетную документацию; порядок разработки нормативов; материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации; организацию оперативного и статистического учета; порядок и сроки составления установленной отчетности; основы экономики, организации труда и управления, законодательство о труде и охране труда РФ; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Ответственность

Экономист несет ответственность за выполнение в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей и за причиненный ущерб организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Приложение 5

Факторы среды Сильные стороны Слабые стороны
Внутренняя среда
1. Размер предприятия    
2. Срок использования оборудования    
3. Наличие в продаже товаров местных поставщиков    
4. Близость предприятия от транспортных потоков и магистралей    
5. Торговля товарами, пользующимися постоянным спросом потребителей    
6. Тенденция роста производительности труда работников    
7. Не постоянное проведение маркетинговых исследований    
8. Высокий уровень организации продаж и сервиса    
9. Наличие места парковки и подъездных путей к предприятию    
10. Относительно невысокий уровень рентабельности    
11. Высокая доля заемных средств в источниках финансирования деятельности предприятия    
12. Низкая текучесть кадров    
13. Отсутствие эффективной системы материального стимулирования труда (и системы вознаграждений)    

Продолжение табл.

Факторы среды Сильные стороны Слабые стороны
14. Эффективный тип организационной структуры    
15. Интерьер, дизайн предприятия    
16. Наличие прогрессивных форм продажи товаров    
17. Доля рынка, занимаемая предприятием    
18. Активность рекламных мероприятий    
19. Возможность получения информации о продаваем товарах    
20. Квалификация персонала    
Внешняя среда
  Возможности Угрозы
1. Уровень денежных доходов населения и его покупательская способность    
2. Темпы роста инфляции    
3. Система налогообложения на предприятии    
4. Уровень конкуренции    
5. Снижение налогового бремени    
6. Снижение ставки за пользование займом    
7. Снижение отчислений во внебюджетные фонды    
8. Уровень развития местного производства потребительских товаров    

Продолжение табл.

Факторы среды Сильные стороны Слабые стороны
9. Выгодные условия страхования коммерческих рисков для предприятия    
10. Развитие научно-технического прогресса производства и продажи товаров    
11. Изменение численности населения    
12. Политическая стабильность в регионе    

Приложение 6

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Наши рекомендации