Оформление и защита отчета
ПО ПРАКТИКЕ
Отчет по ознакомительной по специальности практики составляется каждым студентом в строгом соответствии с содержанием программы практики, оформляется в соответствии с требованиями и сдается на кафедру экономики торговли для проверки руководителю.
Отчет по ознакомительной практике должен содержать:
Раздел 1. Характеристика профессиональной деятельности экономиста-менеджера на предприятии торговли.
Раздел 2. Характеристика деятельности конкретных торговых предприятий с указанием сильных и слабых сторон его работы.
Титульный лист отчета оформляется по форме (Прил. 6). Защита отчета по практике проводится на кафедре «ЭОУПППиСУ» в специально созданной комиссии по графику при условии допуска к защите руководителем практики.
Студент, не выполнивший программу практики или получивший неудовлетворительную оценку при защите отчета, не допускается к дальнейшему курсу прохождения обучения.
Приложение 1
График прохождения ознакомительной по специальности практики
Наименование раздела содержания практики | Количество дней |
1. Лекция по вопросам практики | |
2. Ознакомление с профессиональной деятельностью экономиста-менеджера на предприятии торговли и написание соответствующего раздела отчета | |
3. Посещение предприятия торговли (общественного питания) и написания раздела отчета с характеристикой деятельности анализируемого предприятия | |
4. Оформление, предоставление отчета по практике на проверку и его защита | |
Итого |
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКА
Требования к профессиональной подготовленности специалиста согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" – квалификации экономист-менеджер
Специалист должен:
Иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
Понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;
Иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;
знать:
· теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;
· законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую деятельность предприятия; законодательство о налогах и сборах, стандарты бухгалтерского учета, экологическое законодательство, основы трудового законодательства, стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;
· отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
· методы изучения рыночной конъюнктуры;
· отраслевую номенклатуру продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг; основные технические и конструктивные особенности, характеристик и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов; порядок разработки и оформления технической документации;
· условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции, порядок разработки договоров с поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения;
· номенклатуру потребляемых материалов; основы технологии производства в отрасли и на предприятии; технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации, организацию обслуживания и ремонта;
· основы социологии и психологии труда;
· формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;
· организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;
· организацию производства отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах;
· современные методы планирования и организаций исследований, разработок;
· меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
уметь:
· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
· использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии.
владеть:
· специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;
· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
· навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
· методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия;
· методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции на предприятии;
· методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм, методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;
· методами финансового планирования на предприятии;
· методами определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации и управления;
а также уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:
организационно-управленческая:
· организовывать производственные процессы на предприятии отрасли;
· разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях, должностные инструкции;
· проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;
· рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;
· разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.
планово-экономическая:
· разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;
· разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание или реорганизация конкретных предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);
· составлять калькуляции себестоимости продукции;
· определять доходы и расходы предприятия;
· разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);
· рассчитывать сметы комплексных расходов;
· осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия.
проектно-экономическая:
· проводить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
· осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.
финансово-экономическая:
· разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;
· формировать планы инвестиций;
· осуществлять финансовый анализ;
· контролировать управление оборотными средствами;
· обосновывать потребность и выбор источников финансирования;
· осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций.
аналитическая:
· проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных организационно-правовых форм;
· проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;
· определять тенденции развития предприятия;
· проводить анализ бюджетов (сметы).
внешне-экономическая:
· планировать внешнеэкономическую деятельность предприятия;
· оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены;
· определять риски и эффективность внешнеэкономической деятельности.
предпринимательская:
· создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;
· разрабатывать маркетинговую политику предприятия;
· определять конкурентоспособность предприятия;
· рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги.
научно-исследовательская деятельность:
· проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, научных основ организации производства и труда.
образовательная:
· использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;
· применять активные методы обучения.
Приложения 3
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
На бухгалтера
Должностные обязанности
Выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета -учет основных средств, МБП, материалов, товаров и тары, денежных средств, затрат на производство, реализацию продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками за предоставленные товары и услуги, начисление заработной платы, отчислений в фонды и начисление налогов, учета ценных бумаг и др. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рационального использования ресурсов.
Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке - заполняет все реквизиты документа, законность операции, подписи совершивших операцию.
Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции, работ и услуг, выявляет источники образования, потерь и непроизводственных расходов, которые приостанавливает и подготавливает предложения по их предупреждению.
Производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, внебюджетные фонды, средств на финансирование капитальных вложений, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление в фонды экономического стимулирования (дивиденды и т.д.) и другие фонды.
Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществление режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения вычислительной техники, а также в проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств (акт сверки).
Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Должен знать:
· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся организации бухгалтерского учета и составления отчетности;
· формы и методы бухгалтерского учета в организации;
· план и корреспонденцию счетов;
· организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;
· порядок документального оформления и отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственных средств и их движения;
· методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации;
· правила эксплуатации вычислительной техники;
· основы экономики, организации труда и управления;
· законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
· правила внутреннего трудового распорядка;
· правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Ответственность
Административная ответственность устанавливается в отношении бухгалтера не только Кодексом об административных правонарушениях, а ещё и другими многочисленными законодательными актами Российской Федерации:
· нарушение порядка проведения кассовых операций;
· нарушение порядка представления отчетности;
· нарушение налогового законодательства и т.д.
Требования:
· высшее профессиональное (экономическое) образование или среднее профессиональное (экономическое) образование.
Приложения 4
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
На экономиста I категории
1. Общие положения
1.1. Экономист назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора предприятия
1.2. Находится в непосредственном служебном подчинении главного бухгалтера.
1.3. На должность экономиста I категории назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет.
2. Должностные обязанности
2.1. Подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных, годовых и оперативных
планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности.
2.2. Разрабатывает плановые показатели на год с разбивкой по кварталам по товарообороту, прибыли, труду и заработной плате.
2.3. Доводит плановые показатели по товарообороту до подразделений.
2.4. Составляет бизнес план, смет использования чистой прибыли, смету расходования средств, направленных на оплату труда.
2.5. Составляет штатное расписание в соответствии с утвержденной структурой управления, схемами должностных окладов.
2.6. Разрабатывает положения о премировании, условия материального стимулирования.
2.7. Участвует в составлении планов социального развития коллектива, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, сокращению текучести кадров, усилению контроля за использованием рабочего времени и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.
2.8. Осуществляет контроль за соблюдением штатной дисциплины, расходованием фонда заработной платы, соблюдением плановых соотношений между темпами роста производительности труда и средней
заработной платы, за правильностью установления наименования профессий и должностей, применения должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате.
2.9. Участвует в подготовке проекта коллективного договора и контролирует выполнение принятых обязательств.
2.10. Ведет учет показателей по труду и заработной плате, анализирует их состояние и составляет отчетность в сроки и по формам установленным Госкомстатом России.
2.11. На основе данных бухгалтерского учета и отчетности проводит анализ хозяйственно-финансовой и производственной деятельности.
2.12. Составляет статистическую отчетность по установленным формам.
3. Должен знать
Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся планирования, анализа и учета хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; организацию плановой работы, порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельности организации; планово-учетную документацию; порядок разработки нормативов; материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности организации; организацию оперативного и статистического учета; порядок и сроки составления установленной отчетности; основы экономики, организации труда и управления, законодательство о труде и охране труда РФ; правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Ответственность
Экономист несет ответственность за выполнение в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей и за причиненный ущерб организации в соответствии с действующим законодательством РФ.
Приложение 5
Факторы среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
Внутренняя среда | ||
1. Размер предприятия | ||
2. Срок использования оборудования | ||
3. Наличие в продаже товаров местных поставщиков | ||
4. Близость предприятия от транспортных потоков и магистралей | ||
5. Торговля товарами, пользующимися постоянным спросом потребителей | ||
6. Тенденция роста производительности труда работников | ||
7. Не постоянное проведение маркетинговых исследований | ||
8. Высокий уровень организации продаж и сервиса | ||
9. Наличие места парковки и подъездных путей к предприятию | ||
10. Относительно невысокий уровень рентабельности | ||
11. Высокая доля заемных средств в источниках финансирования деятельности предприятия | ||
12. Низкая текучесть кадров | ||
13. Отсутствие эффективной системы материального стимулирования труда (и системы вознаграждений) |
Продолжение табл.
Факторы среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
14. Эффективный тип организационной структуры | ||
15. Интерьер, дизайн предприятия | ||
16. Наличие прогрессивных форм продажи товаров | ||
17. Доля рынка, занимаемая предприятием | ||
18. Активность рекламных мероприятий | ||
19. Возможность получения информации о продаваем товарах | ||
20. Квалификация персонала | ||
Внешняя среда | ||
Возможности | Угрозы | |
1. Уровень денежных доходов населения и его покупательская способность | ||
2. Темпы роста инфляции | ||
3. Система налогообложения на предприятии | ||
4. Уровень конкуренции | ||
5. Снижение налогового бремени | ||
6. Снижение ставки за пользование займом | ||
7. Снижение отчислений во внебюджетные фонды | ||
8. Уровень развития местного производства потребительских товаров |
Продолжение табл.
Факторы среды | Сильные стороны | Слабые стороны |
9. Выгодные условия страхования коммерческих рисков для предприятия | ||
10. Развитие научно-технического прогресса производства и продажи товаров | ||
11. Изменение численности населения | ||
12. Политическая стабильность в регионе |
Приложение 6
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»