Оформление и защита отчета по статистической практике

Отчет о практике является итоговым документом, в котором отражается проведенный статистический анализ, расчеты. Отчет должен содержать следующие элементы: титульный лист (Приложение 10); оглавление; введение; содержательную часть; заключение; приложения.

В Оглавлении работы указываются наименования разделов отчета и номера страниц, где они расположены. Разделы нумеруются римскими цифрами, а параграфы, если таковые имеются, арабскими (например, 1.1; 2.1 и т.д.).

Во Введении определяются цель и задачи практики, дается краткая характеристика анализируемого предприятия (организации) или его структурного подразделения.

Содержательная часть включает статистический анализ, расчеты. Статистический анализ начинается с построения системы показателей, по которой будет проводиться статистическое изучение хозяйственной деятельности предприятия (организации), при этом выделяются относительные и абсолютные показатели. В зависимости от характера и сферы деятельности анализируемого предприятия или организации формируется соответствующая система показателей: это могут быть статистические показатели уровня жизни, бюджетов населения, финансов, основных фондов, оборотных средств, отраслей производства, эффективности использования ресурсов, производительности труда, капитальных вложений, фондового рынка, окружающей среды и т.д. Затем проводится обобщение статистических данных, которое включает их группировку и сводку, расчет средних значений признаков. Важным элементом статистического анализа является изучение динамики хозяйственной деятельности на основе системы аналитических показателей. Чтобы спрогнозировать возможные тенденции развития предприятия (организации), необходимо знать характер распределения изучаемого явления.

В зависимости от объекта исследования для статистического анализа используются различные показатели: средние, показатели структуры, показатели скорости и темпов изменения, показатели колеблемости, показатели тесноты и силы связи, другие абсолютные и относительные показатели.

Результаты анализа должны быть представлены компактно и наглядно с помощью таблиц и графиков (Приложение 11). В данном приложении приведены примерные таблицы и графики, которые отражают различные данные, необходимые для проведения анализа деятельности промышленного предприятия. Эти данные следует дополнить и расширить с учетом особенностей анализируемого предприятия (организации) или его структурного подразделения, построить соответствующую систему показателей, обобщить их, используя знания, полученные в курсе "Статистика". Все таблицы и графики в отчете должны быть пронумерованы и названы.

В Заключении подводятся итоги проведенного анализа и делаются выводы.

В Приложение к отчету выносятся вспомогательные таблицы, которые использовались при расчетах и проведении статистического анализа.

Отчет подписывается автором на титульном листе и сдается на кафедру. После его проверки студент может ознакомиться с отзывом преподавателя - руководителя от кафедры. График проведения защиты отчетов вывешивается заранее на доске объявлений перед кафедрой. Защита проводится открыто.

На защите практикант представляет основные результаты и выводы проведенного анализа, отвечает на замечания, сделанные руководителем в отзыве. После выступления студент отвечает на вопросы присутствующих на защите. По результатам защиты выводится окончательная оценка по практике.

Приложение 10

Образец титульного листа отчета о прохождении статистической практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет мировой экономики и финансов

Кафедра экономической теории

ОТЧЕТ

о прохождении статистической практики

Студента (ки):__________________________

фамилия, имя, отчество

_____курс, ________ группа

Руководитель практики от кафедры:

___________________________________

Руководитель практики от предприятия (организации):

___________________________________

ВОЛГОГРАД – 20 ___ г.

Приложение 11

Анализ формирования и размещения капитала

Таблица 1.1

Состав и динамика основного капитала предприятия ___________________

Средства производства На начало года На конец года Прирост
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Основные средства              
Долгосрочные финансовые вложения            
Незавершенное строительство              
Нематериальные активы              
Итого            

Таблица 1.2

Наличие, движение и структура основных фондов предприятия _________

Группа основных фондов Наличие на начало ____ года Поступило за _____ год Выбыло за _____ год Наличие на конец ____ года
млн.руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн.руб. %
Промышленно-производственные основные фонды                
Непроизводственные основные фонды                
Всего основных фондов                
В том числе: активная часть                

1.3. Расчет среднего возраста оборудования.

1.4. Характеристика состояния рабочих машин, оборудования, инструментов и т.п. на основе их группировки по технической пригодности: пригодное оборудование; оборудование, требующее капитального ремонта; непригодное оборудование, которое необходимо списать.

1.5. Анализ состава и динамики долгосрочных вложений, состояния запасов и т.д.

II. Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия

2.1. Расчет показателей эффективности и интенсивности использования капитала.

2.2. Анализ оборачиваемости капитала.

2.3. Анализ доходности собственного капитала и оценка эффективности использования заемного капитала.

2.4. Анализ состава, структуры и эффективности использования основных производственных фондов предприятия.

III. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия

Таблица 3.1.

Использование трудовых ресурсов предприятия

Показатель Прошлый Отчетный год Отклонение
  год план факт от прошлого года от плана
Среднегодовая численность рабочих          
Отработано за год одним рабочим:          
- дней          
- часов          
Средняя продолжительность рабочего дня, час.          
Фонд рабочего времени, час.          
В том числе сверхурочно отработанное время, час.          

3.2. Анализ производительности труда:

Ø расчет среднегодовой (среднедневной, среднечасовой) выработки продукции одним работником;

Ø корреляционно-регрессионный анализ факторов, влияющих на уровень среднечасовой выработки (фондовооруженность или энерговооруженность труда, квалификация рабочих, средний срок службы оборудования и т.д.);

Ø анализ соотношения между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда за определенный период (год, месяц) с использованием индексов средней заработной платы и производительностью труда.

IV. Анализ маркетинговой деятельности предприятия

Таблица 4.1.

Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку

Вид продукции Объем поставки по заключенным договорам, шт. Остаток готовой продукции на начало года, шт. План производства продукции на год, шт. Обеспеченность выпуска продукции договорами, %
А В С Д        

Таблица 4.2.

Анализ структуры рынков сбыта и их доходности

Вид продукции Структура рынков сбыта, % Доходность продукции на рынке сбыта, %
внутреннего экспорта итого внутреннем внешнем
А В С Д          

Таблица 4.3.

Анализ динамики рынков сбыта продукции

Показатель Внутренний рынок Экспорт
годы годы
Продукт А Объем реализации продукции, шт.                
Цена единицы продукции, руб.                
Себестоимость единицы продукции, руб.                
Прибыль, млн. руб.                
Рентабельность, %                
Продукт В Объем реализации продукции, шт.                
Цена единицы продукции, руб.                
Себестоимость единицы продукции, руб.                
Прибыль, млн. руб.                
Рентабельность, %                
Продукт С . . .                

V. Анализ производства и реализации продукции

Таблица 5.1.

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год Объем производства продукции, млн. руб. Темпы роста, % Объем реализации, млн. руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
. . .            

Объем, млн.

Оформление и защита отчета по статистической практике - student2.ru руб.

производство

реализация

Годы

1 2 3 4 5

Рис. 5.1. Динамика производства и реализации продукции за период с ____ по ____ год

VI. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

Таблица 6.1.

Затраты на производство продукции

Элементы затрат Сумма, млн. руб. Структура затрат, %
план факт +,- план факт +,-
Материальные затраты              
Заработная плата              
Отчисления в фонд социальной защиты            
Амортизация основных средств            
Прочие расходы              
Полная себестоимость              
В том числе переменные расходы            
Оформление и защита отчета по статистической практике - student2.ru постоянные расходы              

Рис. 6.1. Фактическая структура затрат на производство продукции за ______ год

Таблица 6.2.

Анализ себестоимости продукта А по статьям затрат

Статья затрат Затраты на единицу продукции, руб. Структура затрат, %
план факт +,- план факт +,-
Сырье и материалы            
Топливо и энергия            
Зарплата рабочих            
Отчисления на социальное и медицинское страхование            
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования            
Общепроизводственные расходы            
Общехозяйственные расходы            
Потери от брака            
Прочие производственные расходы            
Коммерческие расходы            
Итого           ------
                 

6.3.Определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии

VII. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Таблица 7.1.

Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год

Состав балансовой прибыли Прошлый год Отчетный год Фактическая сумма прибыли в сопоставимых ценах прошлого года, млн. руб.
сумма млн. руб. структура, % план факт
сумма, млн. руб структура, % сумма, млн. руб. структура, %
Балансовая прибыль              
Прибыль от реализации продукции              
Прибыль от прочей реализации              
Внереализационные финансовые результаты              

7.2. Анализ рентабельности предприятия

7.3.Анализ использования прибыли предприятия

Таблица 7.3.

Анализ состава налогов предприятия

Вид налога Сумма, тыс. руб. Структура, %
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
План Факт План Факт
Налог на имущество            
Налог на прибыль            
Прочие налоги и сборы            
Итого            
В процентах к балансовой прибыли       _____ ____ _____

Таблица 7.4.

Использование чистой прибыли на предприятии, тыс. руб.

Показатель План Факт +,-
1. Чистая прибыль      
2. Распределение чистой прибыли:      
на выплату дивидендов      
в фонд накопления      
в фонд потребления      
в резервный фонд      
3. Доля в чистой прибыли, %:      
выплаченных дивидендов      
фонда накопления      
фонда потребления      
резервного фонда      

VIII. Для иллюстрации результатов проведенного анализа необходимо использовать различные формы графиков (диаграммы, сравнения, структуры: (напр., рис. 6.1), динамики; линейные графики (напр., рис. 5.1) и т.д.)

3.3. Компьютерная практика

Компьютерную практику студенты проходят на 4-м курсе в течение 4 недель. Место прохождения практики: технические подразделения учебного заведения.

Цель практики – совершенствование навыков работы студентов с персональным компьютером.

Задачи практики:

1) Закрепление принципов построения экономических моделей, проведение анализа полученных результатов.

2) Использование в экономике современных информационных технологий и их применение для расчетов и оформления дипломной работы.

3) Закрепление и расширение навыков использования пакетов прикладных программ, ориентированных на решение экономических задач.

4) Организация сбора, передачи, обработки и накопления информации.

5) Использование технических и программных средств реализации информационных процессов; офисное программное обеспечение.

6) Разработка текстовых документов; финансово-экономических расчетов в электронных таблицах; баз данных.

7) Работа в локальных и глобальных сетях ЭВМ.

Содержание практики:

1. Работа с программными продуктами, в том числе:

· текстовым редактором, в котором необходимо:

Ø создавать оглавление по структуре документа;

Ø редактировать основной текст, с использованием различных шрифтов и стилей, нумерацией страниц и колонтитулов, обрамлений и заполнений;

Ø создавать списки, текстовые колонки, буквицы, сноски, надписи;

Ø уметь работать с таблицами (вставка, удаление, объединение и разбиение ячеек, форматирование текста в таблице, обрамление и заполнение таблицы);

Ø создавать математические формулы с помощью редактора формул Equation Editor с использованием поясняющего текста;

Ø уметь работать с художественным оформлением текста в Wordart;

Ø создавать графические схемы с помощью панели «Рисование» или объектного модуля Organization Chart;

Ø импортировать иллюстрации из графических файлов, масштабировать графические объекты, размещать текст и иллюстрации;

Ø создавать предметный указатель.

Ø создавать составные документы (письма, факсы, конверты и т.д.) с помощью операции «Слияние».

· электронными таблицами, в которых необходимо:

Ø производить вычисления по формулам, используя абсолютные и относительные ссылки;

Ø работать с массивами;

Ø уметь вычислять функции следующих категорий: статистические; математические; финансовые; логические; ссылки и массивы;

Ø уметь создавать и редактировать диаграммы, используя мастер диаграмм, в которых необходимо:

Ø изменять данные диаграммы, изменять типы диаграмм, форматировать сетки и легенды;

Ø оформлять диаграммы, добавлять и форматировать текстовые поля, изменять перспективы объемных диаграмм;

Ø организовывать вывод на печать рабочих листов и диаграмм, настраивать параметры страниц, размещать данные на странице, добавлять заголовки страниц, изменять поля, разбивать рабочие листы на страницы, печатать рабочие листы;

Ø создавать и работать со сводной таблицей и отчетами в Excel;

Ø создавать базы данных, показывать формы ввода данных на экране, сортировать базы данных и организовывать запросы к базе данных.

· базами данных, в которых необходимо:

Ø создавать таблицы, содержащие поля с текстовым, числовым, денежным и логическим типами данных, ключевые поля;

Ø описывать поля, списки значений (подстановки из фиксированного набора значений и из другой таблицы);

Ø связывать таблицы отношением типа один-ко-многим.

Ø создавать и заполнять записями главную и подчиненную таблицы;

Ø уметь создавать диаграммную и составную формы, в которых должны быть кнопки, для встраивания которых необходимо написать соответствующие макросы;

Ø вставлять элементы управления для полей с логическим типом данных;

Ø уметь создавать отчет с подотчетом, хотя бы в одном из которых должны быть подведены итоги и созданы вычисляемые элементы управления;

Ø производить запросы следующих типов:

- запрос на выборку (с достаточно сложными условиями отбора);

- параметрический запрос;

- запрос на повторения;

- запрос на групповые операции;

- запрос на вставку вычисляемого поля;

- перекрестный запрос.

· презентациями, в которых необходимо:

Ø создавать автоматизированные способы презентаций;

Ø использовать основные элементы создания презентаций: слайды, заметки, выдачи;

Ø создавать презентации с помощью мастера;

Ø редактировать презентации;

Ø использовать диаграммы и таблицы в презентации;

Ø выбирать шаблон дизайна;

Ø создавать новые слайды, уметь организовывать анимационное оформление текста;

Ø уметь художественно оформлять текст, вставлять рисунки и графические объекты в слайд, уметь создавать переходы и ветвление;

Ø уметь подготовить и проводить презентации на компьютере.

2. Работа с информационно-поисковыми системами типа "Кодекс", "Гарант", "Консультант Плюс";

3. Работа с библиотечными комплексами;

4. Работа с многофункциональными программными комплексами (системы "Галактика", "1С: Предприятие", "Инфин" и другие).

5. Работа в глобальных сетях.

Задание на практику студент получает на кафедре “Математические методы и информатика в экономике”, предварительно согласовав его содержание с руководителем дипломного проекта.

В результате прохождения практики студент:

1). Расширит представления о национальных информационных ресурсах;

2). Узнает новые информационные технологии переработки информации и их влияние на успех в бизнесе;

3). Познакомится с современным уровнем и направлениями развития компьютерной техники и программных средств;

4). Овладеет основами автоматизации решения экономических задач;

5). Сумеет уверенно работать в качестве пользователя на ПЭВМ, самостоятельно обеспечивая подготовку к работе накопителей на гибких дисках, создание резервных копий данных и программ;

6). Получит навыки работы в условиях возможного заражения ПЭВМ вирусами;

7). Научится работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка программных средств;

8). Получит представление о работе в локальных и глобальных компьютерных сетях, приобретет навыки обращения с электронным офисом и электронной почтой;

9). Сумеет защитить информацию и сведения, составляющие государственную тайну; овладеет методами защиты информации.

Отчет о прохождении практики должен быть представлен на кафедру “Математические методы и информатика в экономике” в электронном виде и на бумажном носителе. Отчет защищается на кафедре и оценивается по результатам защиты.

3.4.Педагогическая практика

Прохождение педагогической практики позволяет студентам приобрести навыки преподавания экономических дисциплин и закрепить первоначальные знания в области экономической педагогики. По итогам практики студент должен:

· показать знание государственного образовательного стандарта в части экономической дисциплины, в рамках которой проходила практика;

· уметь сформулировать логику курса экономической дисциплины;

· уметь разрабатывать план семинарского и лекционного занятия;

· получить навыки проведения лекционных и семинарских занятий со студентами;

· научиться оценивать знания студентов по критерию усвоения учебного материала;

· овладеть приемами эффективной работы с аудиторией;

· иметь представление о преподавательской этике.

Педагогическая практика включает 6 этапов:

1. Проведение мастер-класса руководителем практики;

2. Подготовка материалов совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики;

3. Проведение совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики;

4. Самостоятельная подготовка материалов лекционного/семинарского занятия;

5. Самостоятельное проведение лекционного/семинарского занятия;

6. Подготовка Отчета о прохождении педагогической практики.

Для успешного прохождения педагогической практики необходима систематическая последовательная работа студента-практиканта в течение учебного семестра в тесном контакте с руководителем практики.

1. Мастер-класс руководителя практики.

В рамках данного этапа студенту-практиканту необходимо посетить не менее двух занятий (лекция, семинар), проводимых руководителем практики в рамках учебной нагрузки. Затем проводится собеседование студента-практиканта с руководителем практики, на котором студент должен уметь ответить на такие вопросы, как: какова логика изложения темы учебного занятия, какова роль и место данной темы в учебном курсе и в системе экономических знаний в целом, какие дидактические приемы и методы были применены преподавателем, какие приемы и методы использовал преподаватель для контроля знаний студентов, каким образом формируется система оценки знаний студентов.

2. Подготовка материалов совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики.

На данном этапе студент и руководитель совместно разрабатывают план и содержание учебного занятия по предложенной руководителем практики теме. При этом особое внимание следует уделить определению целей и задач, которые должны быть поставлены перед студентами при изучении данной темы, соблюдению логики изложения учебного материала, его полноте, актуальности, научной и практической ценности, доступности и наглядности способа его преподавания. При подготовке семинарского занятия необходимо соблюдать научно-методическую корректность при формулировании вопросов, объективность в системе оценивания. Необходима подготовка дополнительных вопросов, заданий, тем для самостоятельного обсуждения и анализа изучаемого материала студентами. В завершении занятия необходимо формулировать итоги и выводы в рамках пройденной темы. На данном этапе предполагается распределение обязанностей при проведении занятия между преподавателем - руководителем практики и студентом - практикантом при сохранении в целом доминирующей роли преподавателя и ассистирующих функций практиканта.

3. Проведение совместного лекционного/семинарского занятия с руководителем практики.

Данный этап прохождения педагогической практики связан с проведением занятия по материалам, подготовленным на предыдущем этапе. Занятие проводится в рамках учебной нагрузки преподавателя - руководителя практики в соответствии с расписанием учебных занятий на факультете. В ходе занятия практикант должен проявить умение строить конструктивные взаимоотношения со студенческой аудиторией, достаточный уровень знаний по изучаемой дисциплине, способность отвечать на вопросы студентов, научную и личную корректность при общении со студентами, готовность работать по ранее согласованному плану, с одной стороны, и проявлять творческий подход к подготовленному материалу, с другой. По результатам занятия проводится собеседование студента-практиканта с руководителем практики, на котором обсуждается ход занятия, выявляются как положительные стороны работы практиканта, так и обращается внимание на недостатки и ошибки, допущенные в ходе занятия, а также анализируются причины и возможные варианты их недопущения в будущем. Причем первоначально практикант сам должен выделить сильные и слабые стороны проведенного занятия. Чрезвычайно важна объективная самооценка практикантом собственных действий и самостоятельные выводы о направлении совершенствования своей работы в ходе прохождения педагогической практики.

4. Подготовка материалов самостоятельного лекционного/семинарского занятия.

На этом этапе от студента-практиканта требуется самостоятельная подготовка плана и содержания лекционного и/или семинарского занятия по теме, предложенной руководителем практики. Основные требования к результату данного этапа педагогической практики идентичны требованиям, предъявляемым на втором этапе практики. Отличия связаны с исключительно высокой ролью и ответственностью студента при подготовке данных материалов. Студент-практикант должен учесть опыт, полученный при подготовке и проведении занятия совместно с преподавателем. Особое внимание следует уделить предварительному хронометражу проведения занятия с целью распределения времени между отдельными частями учебного материала, вопросами семинарского занятия в ходе его проведения. Подготовленные материалы предоставляются руководителю практики на рассмотрение и корректировку не менее чем за неделю до даты предполагаемого занятия. Указанные материалы должны содержать библиографию по данной теме, а также примерные темы для подготовки рефератов.

5. Самостоятельное проведение лекционного/семинарского занятия.

Занятие проводится в рамках учебной нагрузки преподавателя - руководителя практики в соответствии с расписанием учебных занятий на факультете в присутствии руководителя практики. Основные требования к результату данного этапа педагогической практики идентичны требованиям, предъявляемым на третьем этапе практики. Отличия связаны с исключительно личным участием студента-практиканта и его ответственностью за результаты проведения занятия. Условия прохождения практики на этом этапе максимально приближены к реальной педагогической деятельности. Вмешательство преподавателя в ход проведения занятия нежелательно и допустимо лишь при неспособности практиканта самостоятельно обеспечить его эффективное проведение. По результатам проведенного занятия проводится собеседование студента-практиканта с руководителем практики, на котором обсуждается ход проведения занятия с акцентированием внимания на вопросах, изложенных в описании третьего этапа прохождения педагогической практики.

6. Подготовка Отчета о прохождении педагогической практики.

Не менее чем за две недели до начала зачетно-экзаменационной сессии студент-практикант должен предоставить руководителю практики Отчет о прохождении педагогической практики, в котором должны быть отражены следующие моменты:

à дата, курс, факультет, номер группы, форма обучения, наименование дисциплины, вид занятия и тема занятия, проведенного руководителем практики, на котором присутствовал практикант, с описанием вопросов, изложенных в данном методическом пособии для первого этапа практики;

à материалы совместного занятия с руководителем практики;

à дата, курс, факультет, номер группы, форма обучения, наименование дисциплины, вид занятия и тема занятия, проведенного совместно руководителем практики и практикантом с описанием вопросов, изложенных в данном методическом пособии для третьего этапа практики;

à материалы самостоятельного занятия студента-практиканта;

à дата, курс, факультет, номер группы, форма обучения, наименование дисциплины, вид занятия и тема занятия, проведенного самостоятельно студентом-практикантом с описанием вопросов, изложенных в данном методическом пособии для пятого этапа практики.

Форма Отчета о прохождении педагогической практики приведена ниже.

При определении оценки по педагогической практики руководителем практики учитываются результаты работы студента на каждом из описанных выше этапов практики, а также инициативность и творческий подход студента, самостоятельность при выборе форм обучения и контроля (применение технических средств, разработка тестов и контрольных занятий по разрабатываемым темам и т.д.). Наибольшее значение при формировании оценки имеет качество самостоятельно проведенного студентом-практикантом занятия.

Приложение 12

Форма Отчета о прохождении педагогической практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА “ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ”

ОТЧЕТ

о прохождении педагогической практики

студент (ФИО) ____________

номер группы

факультет

курс

семестр

учебный год

Оценка __________

Руководитель практики:

_____________________

(Должность, звание, ученая степень)

ФИО

подпись

город - год

3.5. Преддипломная практика

Профессиональная практика студентов университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и направлена на закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по выбранной специальности.

Профессиональная практика студентов проводится в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и является обязательной для обучающихся всех форм обучения (очная, заочная, экстернат). Преддипломная практика является завершающим этапом обучения студентов. Продолжительность практики – 4 недели, объем часов – 144

Цельюпреддипломной практики является проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбор материалов к дипломной работе (проекту).

Для осуществления преддипломной практики студент должен:

Ø определить объект и предмет исследования;

Ø выявить теоретические аспекты исследуемой проблематики: сущность явления (проблемы); его основные элементы; системообразующие факторы, в том числе: факторы – катализаторы, факторы – ингибиторы;

Ø определить основные принципы функционирования объекта исследования как системы;

Ø выявить механизмы, обеспечивающие функционирование данной системы;

Ø обозначить тенденции развития (трансформации) системы.

Исследование проблемы может осуществляться на трех уровнях – макро-, мезо- и микроуровень. На макроуровне исследуется национальная экономическая система в целом, выявляются тенденции и противоречия развития, обосновываются пути и механизмы их разрешения. На мезоуровне изучаются конкретные подсистемы, сферы, отрасли национальной экономики. На микроуровне анализируется поведение отдельных экономических субъектов, выявляются факторы, определяющие их экономический выбор.

Рассмотрение явления на макроуровне предусматривает решение следующих задач:

Ø выявление и характеристика основных этапов становления и развития рассматриваемой проблемы (явления, системы);

Ø определение количественно-качественных критериев, характеризующих рассматриваемые процессы и конкретизирующие выявленные этапы онтогенеза;

Ø изучение мирового опыта;

Ø выявление и характеристика основных тенденций развития (явления, системы);

Ø оценочный прогноз развития (трансформации системы).

На мезоуровне исследуются особенности действия экономических законов на региональном уровне; закономерности формирования и развития регионов; экономический потенциал; результаты его использования; прогнозируемые стратегии развития региона; финансово-экономические механизмы их реализации.

При практической проработке тематики исследования на региональном уровне следует ответить на следующие вопросы:

1) в каком направлении должен развиваться данный регион (в аспекте рассматриваемой проблемы);

2) какими должны быть направления кооперации, специализации и внешнеэкономических связей (в аспекте рассматриваемой проблемы);

3) какой должна быть адекватная система управления анализируемой подсистемы региона;

4) как обеспечить расширенное воспроизводство и эффективное использование производственного потенциала региона (с учетом результатов исследования);

5) каковы пути создания оптимальных условий жизнедеятельности человека (в аспекте рассматриваемой проблемы);

6) каковы основные тенденции развития рассматриваемой подсистемы региона.

При рассмотрении исследуемой проблемы на мезоуровне возможно использование двух различающихся подходов анализа:

1. Адаптация общих теоретических посылок к специфическим условиям локального территориального образования и выявление особенностей рассматриваемой проблемы.

2. Выявление количественно-качественных параметров, соответствующих «идеально-типической» модели, пригодной к использованию в любом регионе.

Рассмотрение проблемы на микроуровне предполагает анализ рыночного поведения и экономического состояния предприятия. При этом решаются следующие задачи:

Ø описание генезиса предприятия;

Ø определение его функциональной структуры;

Ø рассмотрение системы управления предприятием;

Ø оценка экономического потенциала предприятия;

Ø оценка результативности хозяйственной деятельности;

Ø рассмотрение стратегии поведения предприятия на рынках (труда, товарном, финансовом);

Ø корректирование рыночного поведения предприятия.

Исследование в дипломной работе выбранной проблемы можно осуществлять и на трех уровнях. Так, например, в теме: «Особенности деятельности коммерческих банков на современном этапе» помимо изучения направлений деятельности коммерческого банка (микроуровень), выявляются региональные особенности их функционирования (мезоуровень), тенденции развития банковской системы в регионах России (макроуровень).

Этапы осуществления преддипломной практики.

Первый этап – совместно с научным руководителем составляется рабочая программа практики, которая согласовывается и утверждается руководителем предприятия.

Второй этап - ознакомление с организационно-правовой формой, отраслевой спецификой и основными показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его задачами, функциями, учредительными документами. Для этого методом интервьюирования, монографического исследования устанавливается генезис предприятия, изучается бизнес – план, сфера действия, форма собственности, форма организации, целевая функция. На данном этапе практикант должен составить схему структуры предприятия, основных видов деятельности в соответствии с учредительными документами, таблицу основных показателей финансово-хозяйственной деятельности (Приложение 13).

Третий этап - выявление и оценка факторов внешнего и внутреннего окружения предприятия, в том числе:

Ø экономическая среда;

Ø политико-правовая среда.

Четвертый этап - изучение структуры управления предприятием и ее эффективности (Приложение 14).

Пятый этап - анализ сложившейся производственно-функциональной структуры предприятия, ее соответствие целевой функции предприятия.

Шестой этап - определение места предприятия в общей предметной структуре рынка (или место подразделения в структуре предприятия) (Приложение 13).

Седьмой этап - исследование кадровой политики предприятия.

Восьмой этап - анализ основных экономических показателей деятельности предприятия: доход, прибыль, убытки, себестоимость, эффективность, а также факторы, их определяющие. При этом необходимо установить источники динамики себестоимости продукции – стоимость сырья и материалов, амортизация, заработная плота, начисления. Следует учитывать, что расходование сырья связано с уровнем технологии, амортизационные отчисления служат источником поддержания работоспособности оборудования и сооружений. Расходы на заработную плату зависят от степени механизации, автоматизации и уровня организации технологического процесса (Приложение 15).

Девятый этап - выявление краткосрочных и долгосрочных планов предприятия и оценка их соответствия экономическому состоянию предприятия, положению на рынке.

Десятый этап - оценка репутации предприятия (субъективно и, по возможности, экспериментально) (Приложение 13).

Анализ работы предприятия необходимо проводить не только с экономико-технологической точки зрения, но и с позиции организационной культуры (компоновка оборудования, охрана окружающей среды, комфорт рабочей зоны).

Важным для содержательной части работы является учет социальных и экологических факторов, влияющих на экономические процессы, и их последствия. Для оценки взаимодействий такого рода возможно использование социологических методов исследований (опросов, анкетирований, интервью, экспертных оценок).

На завершающем этапе формулируются проблемы предприятия, выявленные в ходе экономического анализа и профессионального общения, обобщаются предложения по их решению и намечаются пути корректировки рыночного поведения предприятия.

Обязательной частью исследований является анализ экономических показателей деятельности предприятий, фирм или регионов в динамике и в сравнении с базовым уровнем (лучший фактический результат, гипотетическая модель). Анализ должен проводиться с применением графиков, таблиц, статистических методов расчетов, использованием сравнительного, корреляционного, регрессионного, факторного анализа.

Наряду с традиционным анализом хозяйственной деятельности предприятия (или иного субъекта хозяйствования) желательно проанализировать предельные издержки, предельную прибыль, предел рентабельности в обозначенных условиях, показать графически изменение этих показателей в зависимости от цены и объемов производства с целью определения предела рентабельности, когда убытки переходят в прибыль (пример в Приложении 16).

Результаты преддипломной практики студент использует для разработки аналитической главы дипломной работы, в которой описывает характер проведенных исследований с приведением полученных результатов, дает традиционный и углубленный (корреляционно-регрессионный, социологический, эколого-экономический и т.д.) анализ собранного фактического материала, делает обобщения.

Приложение 13

1. «Родословная» (примерная схема 1.1):

1) название предприятия (фирмы);

2) местонахождение;

3) наличие филиалов;

4) форма собственности.

2. Общая характеристика:

1) количество подразделений и их местонахождение;

2) количество сотрудников (таблица 1.1)

3) какие географические районы обслуживаются данным предприятием.

3. Финансовые результаты деятельности (таблица 1.2):

1) доход за последние 3 – 5 лет;

2) прибыль за последние 3 – 5 лет;

3) динамика финансовой деятельности за последние 3 – 5 лет;

4) особенности финансовой деятельности (например, слишком большие товарно-материальные запасы);

5) рейтинг предприятия (субъективный, экспериментальный, если возможно, использование специальных методик рейтинговых оценок);

6) общее финансовое положение (прочное, неустойчивое удовлетворительное), использование специальных оценочных показателей (например, таблица 1.3)

4. Ценообразование:

1) политика цен фирмы, предприятия;

2) реакция предприятия на ценовую политику.

5. Кадры:

1) общая кадровая стратегия предприятия;

2) планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

3) привлечение, отбор и оценка персонала;

4) повышение квалификационного уровня персонала, его переподготовка;

5) политика заработной платы

6) формы мотивации труда;

7) репутация предприятия на рынке как работодателя.

6. Положение на рынке:

1) сегмент рынка, занимаемый предприятием;

2) уникальность продукции предприятия;

3) структура продаж (по ассортиментным группам, по потребителям, по времени продаж);

4) рыночная доля (по числу покупателей, объему продаж);

5) фаза жизненного цикла выпускаемой продукции;

6) стратегия поведения в отношении конкурентов (кооперирование или вытеснение), относительная сила конкурентов;

7) методы и каналы продаж продукции, эффективность способов реализации;

8) анализ системы снабжения;

9) краткосрочная и долгосрочная рыночные стратегии.

7. Планы:

1) стремление предприятия сохранить свои позиции и активно развиваться;

2) готовность предприятия к выпуску нового продукта или организации нового вида обслуживания.

8. Престиж предприятия:

1) общая репутация фирмы (предприятия);

2) проблемы юридического характера у предприятия (фирмы) или его руководства или проблемы, отражающиеся на репутации;

3) мнение о предприятии (фирме) в отрасли (если возможно).

Примерная схема 1.1.

Оформление и защита отчета по статистической практике - student2.ru

Таблица 1.1.

Динамика кадрового потенциала предприятия

  Показатель Ед. изм. 19__г. 19__г.
Численность работающих на начало года чел.    
Увеличение численности – всего, чел.    
2.1 в том числе за счет: - увеличение объема продукции чел.    
2.2 - освоения новых видов продукции чел.    
2.3 другое (указать) - ________________ чел.    
2.4 - чел.    
Уменьшение численности - всего, чел.    
3.1 в том числе за счет: - сокращения объема производства продукции чел.    
3.2 - реорганизация производства чел.    
3.3 - реструктуризация предприятия чел.    
3.4 - ликвидация предприятия чел.    
Ожидаемая численность работающих на конец года чел.    

Таблица 1.2.

Финансовые результаты деятельности предприятия ____________________

(наименование предприятия)

  Наименование показателей Ед. изм. 19__г 19__г 19__г
1. Объем продукции (работ, услуг) без НДС млн. руб.      
1.1 в действующих ценах млн. руб.      
1.2 в сопоставимых ценах 1996 г. млн. руб.      
2. Себестоимость продукции (работ, услуг) - всего, млн. руб.      
2.1 в т.ч. - материальные затраты млн. руб.      
2.2 - амортизационные отчисления млн. руб.      
2.3 - затраты на оплату труда млн. руб.      
2.4 - отчисления на социальные нужды млн. руб.      
2.5 - налоги относимые на себестоимость млн. руб.      
2.6 - прочие расходы млн. руб.      
Уровень затрат на 1 руб. продукции - всего, руб.      
3.1 в т.ч. - материальные затраты руб.      
3.2 - амортизационные отчисления руб.      
3.3 - затраты на оплату труда руб.      
3.4 - отчисления на социальные нужды руб.      
3.5 - налоги относимые на себестоимость руб.      
3.6 - прочие расходы руб.      
Прибыль от производства продукции млн. руб.      
Реализуемая продукция млн. руб.      
Себестоимость реализуемой продукции млн. руб.      
Прибыль от реализации млн. руб.      
Прибыль от внереализационных операций млн. руб.      
Балансовая прибыль млн. руб.      
Производство основных видов продукции, всего в том числе по видам: млн. руб.      
10.1 - млн. руб.      
10.2 - млн. руб.      
10.3 - млн. руб.      
10.4 - млн. руб.      
10.5 - млн. руб.      
Цена единицы по основных видов продукции: руб.      
11.1 - руб.      
11.2 - руб.      
11.3 - руб.      
11.4 - руб.      
11.5 - руб.      

Приложение 14

Примерная схема анализа структуры управления коммерческим банком

1. Внутренняя организация банка:

1. Органы управления.

2. Принципы управления.

3. Организационная структура (комплекс служб).

4. Задачи, решаемые банком.

2. Планирование и выработка политики:

1. Планирование (разрабатываются ли банком долгосрочные стратегические планы, каковы краткосрочные бизнес-планы);

2. Политика (документы и процедуры)

2.1. Политика управления кредитным портфелем;

2.2. Политика управления активами и пассивами;

2.3. Инвестиционная политика.

3. Мотивация сотрудников

4. Контроль за деятельностью банка

 
  Оформление и защита отчета по статистической практике - student2.ru

Рис. 2 Типовая схема управления банком

 
  Оформление и защита отчета по статистической практике - student2.ru

Рис.3. Вариант организационной структуры коммерческого банка

Схема 2.1.

Критерии внешней и внутренней оценки деятельности банка и их взаимосвязь

 
  Оформление и защита отчета по статистической практике - student2.ru

Приложение 15

Наши рекомендации