Государственные ценные бумаги: цели и особенности выпуска
Государственные долговые обязательства занимают очень важное место в экономике, в частности, в реализации бюджетных планов правительства. Федеральное правительство и местные органы власти являются крупнейшими заемщиками средств у экономики и населения. Финансирование деятельности этих органов власти и управления должно осу-
Часть Н. Инструменты и рынки в финансовом секторе экономики
ществляться до поступления доходов от налогоплательщиков и в значительных масштабах.
Сводимый с превышением расходных статей над доходными государственный бюджет является дефицитным. Сокращение или ликвидация бюджетного дефицита осуществляется посредством денежной эмиссии или государственных займов, обеспеченных выпуском государственных долговых обязательств. Объем последних в странах мира неуклонно увеличивается, порождая растущий государственный долг.
Размер государственного долга может быть измерен общей суммой задолженности государства перед экономикой и населением и включает невыплаченные по обязательствам процентные платежи. Конкретные сроки займа определяются потребностями федерального бюджета и колеблются от одного - трех месяцев до тридцати лет. В международной практике встречаются и 50-летние государственные займы. По условиям Российской Федерации период от 1 года до 5 лет относится к выпуску среднесрочных долговых обязательств.
К функциям центрального банка по обслуживанию государственного долга относятся размещение, погашение долговых обязательств правительства и выплата процентов по ним. Эмитентами государственных ценных бумаг являются центральные правительства, органы власти субъектов Федерации. Относительно самостоятельное место занимают долговые обязательства местных органов власти, т.е. муниципальные ценные бумаги.
Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги также пользуются государственной поддержкой, поскольку способствуют мобилизации временно свободных денежных средств различных хозяйственных субъектов.
Цели, которым служат выпуски ценных бумаг правительством, многообразны. Среди них:
- финансирование текущего бюджетного дефицита;
- обеспечение так называемых «кассовых разрывов в государственном бюджете», возникающих вследствие несовпадений по времени поступлений и расходования средств бюджета; они возникают и при неравномерности поступлений налоговых платежей и последующих выплат из бюджета;
Глава 4. Финансовые инструменты и рынки ценных бумаг
- погашение ранее выпущенных займов;
- финансовое обеспечение целевых программ правительства (таких, как поддержка малого бизнеса, помощь региональному развитию);
- обеспечение социально значимых институтов;
- проведение активной кредитно-денежной политики («операции на открытом рынке»).
Краткосрочные долговые обязательства могут выпускаться с целью оперативного покрытия текущих нужд, приобретения товаров и услуг, выплаты заработной платы государственным служащим (государственные закупки). Не исключаются возможности контроля за банковскими процентными ставками. При этом очередное размещение государственных ценных бумаг происходит по более высоким по сравнению с прошлым периодом процентным ставкам. Рынок получает информацию об их росте.
Выпуск долговых обязательств государства связывает часть денежной массы, государство изымает деньги из оборота, что при прочих равных условиях сокращает потребительский спрос. В этом проявляется механизм регулирования деятельности предприятий и фирм в рыночной экономике.
Для оплаты крупных контрактов государство может осуществлять долгосрочные займы.
В мировой практике государства занимают различную долю средств из национальной экономики. Ее можно измерить через процентное соотношение номинала ценных бумаг правительства к стоимости ВВП. По состоянию на конец 1980-х гг. оно колебалось от 16 до 19% в ФРГ, Франции и Канаде и до 40-50% в Японии и Италии. Так, в 1989 г. объем заимствований составлял: в Италии - 50,6%, в Японии - 40,4%, в США -29,5%, в Англии - 24,0%, Канаде -19,6%, Франции -17,7%, ФРГ -16,6%.
Если говорить о размерах государственных расходов развитых стран, то в 1999 г. в процентах к ВВП они составляли: в Германии 47,3, во Франции 53,8, Италии 49,0, Великобритании 40,4, США 34,4, Японии 39,83. Что касается России, то в начале 2000 г. отношение госдолга к ВВП составляло 96,3%, а в конце того же периода - 63,4%4.
Ершов М. О стереотипах в экономической политике//Вопросы экономики. 2001. № 12.
Астапов К.Л. Об исполнении федерального бюджета за 2000 год // Финансы и кредит. 2002. № 8. С. 3.
Часть П. Инструменты и рынки в финансовом секторе экономики
Обеспеченность долговых обязательств государства национальным достоянием является источником доверия к ним со стороны потенциальных инвесторов, способствует росту ликвидности. В Российской Федерации государство как основной эмитент государственных ценных бумаг выпускает долговые обязательства, обеспеченные:
- государственной собственностью;
- золотовалютными резервами Центрального банка и Минфина;
- доходами государственного бюджета.
В середине 1990-х гг. нормативы оценки активов страховых организаций, скорректированные по показателям ликвидности, возвратности и прибыльности, составляли соответственно для государственных ценных бумаг 0,875, для ценных бумаг субъектов Федерации -0,500, для акций и прав собственности на долю в уставном капитале -0,125. Объясняется это тем, что негосударственная кредитно-банковс-кая система, как и местные органы власти, выпускает ценные бумаги, обеспеченные, в свою очередь, обязательствами остальных рыночных субъектов. Обязательства нефинансового сектора преобразуются в банковские посредством учета и переучета, что позволяет повысить их рейтинг.
Ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги выпускаются с 1992 г. Они имеют целью как финансирование различных инвестиционных проектов и программ, так и покрытие дефицита местных бюджетов. Среди них - векселя, краткосрочные долговые обязательства (КДО), еврооблигации и др. За период 1992-1996 гг. самыми крупными бьши займы Санкт-Петербурга (6 млрд руб.) и Татарстана (1 млрд руб.); крупнейшими из всех ранее выпущенных займов являются московские муниципальные займы. Муниципальные займы обеспечиваются средствами бюджетных и внебюджетных фондов, а также недвижимостью. Гарантами могут выступать как предприятия и организации, так и кредитные организации. Доходы по муниципальным облигациям выплачиваются в денежной, натуральной и натуральной призовой формах5.
5 Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 90,
Глава 4. Финансовые инструменты и рынки ценных бумаг