Современные тенденции развития международной экономики
Основные тенденции мирового экономического развития можно определить как ингерентные. Ингерентные тенденции – научно установленное развитие явлений различной природы, которые касаются всего человечества, причем они все более ощутимы, хотя географически разнообразны.
К основным ингерентным тенденциям современной мировой экономики (МЭ) следует отнести:
- усиливающуюся глобализацию,
- вполне ощутимую регионализацию;
- расширяющуюся транснационализацию:
- повышающуюся инновационность;
- углубляющуюся интеграцию;
- постоянно возрастающую конкурентность;
- деиндустриализацию (или софризацию МЭ);
- социализацию МЭ;
- растущую интеллектуализацию,
- информационность МЭ;
- дематериализацию создаваемого продукта и др.
Результатом действия всей совокупности перечисленных тенденций стало формирование так называемой «новой» экономики. Термин для такого рода экономики пока не стал единым для всей мировой экономики: одни называют ее экономикой информации, другие – экономикой знаний, третьи – экономикой услуг и т.д. Однако, несомненно, новое ее качество связано, прежде всего с бурным развитием человеческого знания и превращением его в основной фактор производства в условиях сокращения природных факторов.
Глобализация– процесс втягивания национальных хозяйств в мировой рынок и тесное переплетение их экономик. Либерализация, дерегулирование рынков товаров и капитала усилили тенденции к интернационализации экономической деятельности, которая стала основой глобализации мировой экономики.
Сущность процесса глобализации в единстве общих производственно-экономических проблем и постоянно возрастающей взаимной социально-экономической зависимости государств мира с возникновением и расширением зон общих интересов.
Основным институтом глобальной экономики стали ТНК, что повлекло за собой процесс активной транснационализации МЭ.
Регионализация– процесс, протекающий параллельно с глобализацией и являющийся по сути глобализацией в ограниченных масштабах, охватывающей группу стран (Североамериканский регион, Латиноамериканский регион, регион Юго-Восточной Азии, Ближний Восток и т.п.), создающих объединения, в которых происходят большая или меньшая либерализация торговли, движение капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки.
Интеграция, как тенденция, производная от регионализации, ведет к созданию целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств. При этом происходит взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов. Наиболее яркий пример – ЕС.
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации (пример, МЕРКОСУР – созданный в 1991году в результате Асунсьонского соглашения - экономический союз Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая).
На современном этапе ведется активная работа по созданию Американской зоны свободной торговли, потенциально способной объединить экспортные возможности НАФТА - интеграционного объединения Северной Америки (США, Канада, Мексика) и Южной Америки, представленной рядом интеграционных образований и локальных национальных экономик.
Интенсивно протекает процесс интеграции и на постсоюзном пространстве. За годы трансформации экономик стран бывшего союза здесь созданы такие интеграционные образования, как СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз России и Беларуси, ГУАМ и другие.
Процессом, подтолкнувшим отдельные национальные экономики к вхождению в экономические союзы является процесс углубляющейся конкурентностиМЭ. Все больше национальных экономик выходят на мировой рынок в качестве полноправных партнеров; некоторые развивающиеся страны (например, Южная Корея, Сингапур и др.) по уровню своего развития во многом опережают некоторые развитые страны, что повышает уровень конкуренции в МЭ.
Темпы роста растущих экономик Китая, Индии, Бразилии достигают 7-11% в год, а темпы роста развитых экономик Европы снижаются до 1,5% в год. В этой связи появляются новые производства, новые монополисты, возникает необходимость переделов сфер влияния. Если производительность труда в США в 1950 году росла на 2,74% в год, то в конце 90-х – только на 1,1%, во Франции – соответственно на 5,11 и 2,73, даже в Японии – 7,68 и 3,13%, что свидетельствует о том, что меняется структура конкуренции в мире.
Хотя во многих развивающихся странах еще продолжается активная индустриализация, для современного мирового хозяйства (МХ) в целом характерно увеличение доли третичного сектора (сектора услуг) в экономике, что называется процессом софризации или деиндустриализации МЭ.
Причем, быстрый рост сферы услуг происходит, прежде всего, за счет науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, других отраслей социальной сферы, что указывает на существование в экономике еще двух важных тенденций: ее интеллектуализации и социализации. В постиндустриальном обществе основными ресурсами становятся знания и труд. Без создания нормальных условий для развития человека и его нормальной жизнедеятельности, а, следовательно, без социализации экономики, невозможно достижение высоких результатов. В совокупности обе тенденции стали основой формирования так называемой «новой» экономики. Залогом ее возникновения послужила компьютерная революция. По Интернету информация проходит в 720 раз быстрее и в 330 раз дешевле, чем обычным способом по почте, что позволило совершенно изменить мир информации, науки. В 2000 году на каждую тысячу жителей приходилось в США и Сингапуре более, чем 450 компьютеров, в Австралии и Швейцарии – 400-450, Дании 350-420, Канаде, Германии, Норвегии, Швеции, Голландии, Финляндии – 300-350, Англии, Бельгии, Ирландии, Новой Зеландии, Словении, Гонконге – 250-300, Франции, Австрии, Японии, Израиле – 200-250, Италии, Южной Корее – 150-200, Испании, Кувейте, Хорватии -100-150, в других странах – менее 100. В мире в среднем – 70,6.
Интеллектуальное развитие общества становится необычайно важной предпосылкой хозяйственной жизни, а сама жизнь во многом определяется постоянными нововведениями (инновациями), в связи с чем можно утверждать, что одной из важнейших тенденций современной МЭ становится ее возрастающая инновационность. Достаточно сказать, что теперь в мегаэкономике победу в международной конкуренции празднуют в основном те, кто умело и быстро использует инновации. Так страны «большой семерки» обладают 87% мировых патентов и 99,5% объема высокотехнологичного производства. Для эффективной реализации этой тенденции создана инновационная система, которая может быть представлена как совокупность ряда взаимосвязанных элементов (науки, инфраструктуры, менеджмента, нормативной базы и др.), создающих инновационную продукцию.
Основными показателями уровня инновационности в мировой экономике являются такие показатели, как «доля инвестиций в ВВП» и «численность занятых в науке на 10 тыс.чел населения». Прокомментировать мировой инновационный процесс могут данные, отраженные таблицей 1.1.
Таблица 1.1– Доля инвестиций в ВВП
Годы | США | ЕС | Япония |
1973-80 | 20,0 | 23,2 | 33,3 |
18,2 | 19,4 | 28,8 | |
26,3 | 21,5 | 29,1 |
Численность занятых в науке на 10 тыс. чел. населения в 2000 году (в чел.) : Англия – 135, Германия – 240, США – 962, Франция – 137, Италия – 74, Япония – 526.
Главной инновацией конца прошлого века стал компьютер, а сегодня МЭ имеет мировой рынок информационных технологий, позволяющих создавать дематериализованныйпродукт, что так же является одной из основных тенденций МЭ.
Сегодня ценится не материальная основа, а интеллектуальная начинка (микросхема). Так в компании Леви Страуса, шьющего джинсы, каждые четыре из пяти долларов расходуются на знания, а не на то, чтобы кроить и шить. Современный колос высокоурожайной гибридной пшеницы на 80% состоит из новых знаний.
В США с 1990 по 2000 годы доля работающих с информацией выросла с 17% до 59. Знания в современной мировой экономике стали выступать как особый актив.
Таким образом, в современной МЭ экономике действует две основные тенденции: прежде всего, это усиление целостности МХ, его глобализация. наиболее отчетливо этот процесс проявляется в деятельности ТНК, являющихся, по признанию специалистов «самым мощным агентом интернационализации общества».
С другой стороны, в современном мировом хозяйстве происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства, конкурирующих между собой. Основными признаками их конкурентоспособности на мировом рынке (МР) являются: уровень развития информатизации, социализации, инновационности, интеллектуализации и софризации экономики.