Разработка производственной программы предприятия
Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:
· получение максимальной прибыли;
· учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;
· возможно полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;
· максимальное снижение производственных издержек, в т.ч. и максимально возможная загрузка оборудования.
Следовательно, при разработке конкретной производственной программы необходимо учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и максимальную равномерную загрузку производственных мощностей. Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) другие разделы комплексного плана предприятия
Производственная программа содержит данные по производству и реализации продукции по объемным показателям (вал, товар, реализация), номенклатуре, ассортименту и качеству с разбивкой по календарным ᴨȇриодам, исходя из плана сбыта.
Оптимизация плана заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения производственных издержек (в ᴨȇрвую очередь, полной загрузки оборудования) с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам. Такая оптимизация производственной программы выполняется методом линейного программирования.
Производственная программа базируется на информации о потребностях в продукции фирмы, платежеспособном спросе юридических и физических лиц. В настоящее время уровень удовлетворения потребностей общества и населения по многим товарам и услугам весьма низок. Однако платежеспособный спрос существенно отстает даже от возможного для данного этапа развития объема их производства. Такое положение обусловлено нерациональной структурой общественного воспроизводства, несбалансированностью экономики.
Руководство фирмы должно стремиться получить исчерпывающую информацию об объемах продаж, обесᴨȇченных платежеспособным спросом потребителей ее товаров и услуг. Для производства следует отбирать продукцию, которая отвечает требованиям полной самоокупаемости и самофинансирования, т.е. позволяет осуществлять расширенное воспроизводство за счет выручки от продаж. Нужно рассчитать минимально необходимый уровень рентабельности производства, предполагающий такую величину прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая была бы достаточной.
Изучение рынка должно завершиться выбором потребителей, которым предполагается реализовать продукцию. Желательно, чтобы договоренности с потребителями были документально оформлены - подписаны договоры или, по крайней мере, протоколы намерений, в котоҏыҳ были бы определены сроки и условия поставок, порядок учета индексации цен и расчетов.
На методику разработки и прогноз развития производственной программы серьезное влияние оказывают:
• анализ производственной программы;
• анализ рынка (прогнозы, расчет трендов);
• стратегии сбыта (потребности рынка, ассортимент изделий, реклама);
• политика в отношении продукта (инновации в продукте, варианты продукта, замещение продукта, очистка и расширение программы);
• пределы производственной мощности.
Формирование политики в отношении продукта, а значит, и производственной политики подвержено также влиянию такого фактора, как необходимость учета характера кривой жизненного цикла продуктов. Каждый продукт проходит принципиально различные временные фазы, для которых характерны различные показатели оборота, цены, прибыли и издержек. При этом при формировании политики в отношении продукта речь идет о том, чтобы принимать решения об оптимальных сроках выхода на рынок и ухода с рынка, т. е. ввода продукта или его замещения.
В результате указанных выше двух комплексов работ необходимо определиться с производственной программой, которая будет реализовываться по завершении проектирования промышленного предприятия. С этой целью закладываемые параметры должны быть четко прописаны в зависимости от срока (или хода) проектирования и периода времени, на который рассчитана производственная программа. Эти параметры можно разделить на:
• данные о продукте (первичные и вторичные потребности) — виды, типы и группы продуктов, номенклатура;
• данные об объемах (количество выпускаемых единиц) — нормы выработки за период времени по каждому продукту или группе продуктов;
• данные о производственных мощностях (фонд рабочего времени) — потребности в производственных мощностях участков/оборудования.
Наряду с затратами, отнесенными к объему производства, могут быть также определены и представлены затраты, отнесенные к производственным мощностям (например, необходимый фонд рабочего времени), что позволит уже на данном этапе проектирования сделать первые приблизительные оценки величины потребностей. Если производственная программа отвечает признакам дефинитивных производственных программ, то с помощью текущих баз данных (спецификации, рабочие планы) можно заранее получить сравнительно точные данные о потребностях.
Очевидно, что возможная точность этих закладываемых в проект данных, как правило, повышается с уменьшением периода (процедуры) проектирования.
Установленные таким образом величины являются, по существу, результатом комплексного проектирования предприятия, т. е. результатом согласования с заложенными в проект параметрами:
• развитие продукта;
• объем закупок;
• маркетинг;
• финансовое развитие;
• развитие производства.
Промышленная практика показывает, что разработка предварительного варианта достаточно точной производственной программы нередко является весьма проблематичной. С помощью предварительных оптимистичных и пессимистичных вариантов производственной программы можно в такой степени учесть возможную динамику и амплитуду факторов неопределенности, что в основу проектирования может быть положен обоснованный диапазон величин.
Кроме того, уже на этом этапе следует принять принципиальные решения относительно выбираемой глубины производства, т. е. необходимо определиться для каждого продукта с объемом собственного производства или с объемом мощностей, привлекаемых со стороны, что оказывает принципиальное влияние на производственную структуру предприятия.
План материально-технического обеспечения, его основные задачи.
Оборотные фонды, за исключением малоценных инструментов и инвентаря, незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления, а также энергии, относятся к материальным ресурсам.
Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. Основными материалами при изготовлении, например, печатной продукции являются бумага, краска, форма и т.д. К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы и т.д.). Эта классификация материальных ресурсов исходит из различного характера потребления указанных групп и, следовательно, определяет неодинаковый подход к установлению норм их расхода, к определению потребности в них и выявлению путей более экономного их использования. В целях наиболее экономного расходования материальных ресурсов, планирования их использования, выявления потребности предприятия в них и улучшения организации материально-технического снабжения проводится анализ использования основных и вспомогательных материалов. Организация и планирование использования материальных ресурсов является одним из важнейших разделов деятельности полиграфических предприятий. Вся работа по организации и планированию использования материальных ресурсов проводится в направлении создания условий для их максимальной экономии при одновременном повышении качества продукции.
Основными задачами материально-технического обеспечения (МТО) на предприятии можно назвать:
-бесперебойное обеспечение в установленные сроки цехов, участков, рабочих мест всеми необходимыми предметами труда требуемого качества;
-соблюдение норм запасов товарно-материальных ценностей;
-организация экономного расходования и надлежащего хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, обеспечение их сохранности без снижения качества.
Планирование МТО представляет собой большую, ответственную и самостоятельную часть плановой работы. Исходными данными для составления плана МТО являются:
-планируемые объемы производства продукции (работ, услуг), планируемые объемы работ по техническому и организационному развитию, капитальному строительству;
-спецификации норм расхода сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
-нормы расхода материалов, топлива, энергии, нормы отходов с учетом их повторного использования;
- служб на вспомогательные материалы, топливо и энергию;
-нормативы переходящих запасов на начало и конец планируемого года;
-данные об остатках материалов на складах на начало планируемого периода;
-действующие (ожидаемые) цены на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергию.
В ходе разработки плана МТО обеспечения необходимо учитывать максимально возможную экономию материальных ресурсов, которая достигается в результате:
· снижения веса выпускаемых изделий без ухудшения их качественных характеристик;
· уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных техпроцессов;
· замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми; многократного использования масел, тары, резины, стекла и т.п.
План МТО предприятия составляется в натуральном и стоимостном выражении сроком на год и с разбивкой этого срока по кварталам.
План МТО состоит из расчетов потребности в материально-технических ресурсов и балансов материально-технического обеспечения. В общую потребность включаются ресурсы, необходимые для выполнения:
- производственной программы и других производственных и хозяйственных потребностей;
- разница переходящих запасов ресурсов на начало и конец планового года.