Анализ земельного рынка рф в современных условиях

Земельно-ресурсный потенциал России — это 1709 млн га земли (12,5% мировой территории) и 420 млн га континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55% запасов черноземных почв мира, 50% запасов пресной воды и 60% запасов древесины хвойных пород; разведанные запасы энергоносителей, которые находятся в земле России, составляют около 30% мировых запасов. Обеспеченность России земельными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Распределение земель по их назначению представлено в следующей таблице (см. таблица 1). Учитывая то, что большая часть страны находится в условиях вечной мерзлоты, то 15% площади, занимаемой сельскохозяйственными угодьями, довольно не плохой показатель.1

1 Жибинова К.В. Экономические основы экологии [Электронный ресурс] // электронный учебно-методический комплекс Красноярского государственного аграрного университета. - 2008

Таблица 1- Распределение земель по их назначению

Показатель Млн. га
2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего земель 1709,8 1709,8 1709,8 1709,8 1709,8
Сельскохозяйственные угодья 221,1 220,7 220,6 220,5 220,5
Лесные земли 871,5 870,6 870,8 870,8 870,8
Поверхностные воды, включая болота 219,0 225,1 225,0 225,0 225,0
Другие земли 398,2 393,4 393,4 393,5 393,5

Кажется, что таких площадей более чем достаточно, но при условии, что технологии использования сельскохозяйственных земель принципиально не изменятся, а рост населения земли сохраниться, то к 2050 году потенциал земель сельскохозяйственного назначения будет исчерпан.

Несмотря на свои запасы сельскохозяйственной земли, Россия имеет очень низкую долю сельского хозяйства в структуре ВВП (5,5%), и почти самый низкий показатель в мире по стоимости сельхозпродукции на душу населения (288 долларов США). Если принять, что уровень потребления сельхоз продукции на душу населения в России не очень отличается от среднего мирового уровня, то можно сделать вывод, что недостаток в собственной продукции покрывается импортом.

На декабрь 2008 года 90% земель России находились в государственной и муниципальной собственности и только 10% принадлежали гражданам и предприятиям. Каждый год совершается около 5 миллионов сделок по продаже земельных участков. Преобладающие сделки по аренде земли - около 70%. Если учесть, что часть сделок по аренде земельных участков совершается по договорам на срок менее 1 года и не регистрируется в Федеральной регистрационной службе, то этот процент может быть еще выше. Продажа земли находящихся в государственной и муниципальной собственности, это скорее разовые сделки, чем сложившийся рынок. Из земель принадлежащих гражданам и предприятиям в обороте участвовало не более 1,5%.2

2 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: gks.ru

На данный момент покупателями земель сельскохозяйственного назначения являются следующие категории:

- Сельскохозяйственные операторы, приобретающие землю сельскохозяйственного назначения как средство производства;

- Инвесторы (спекулянты), инвестирующие свободные средства в скупку и приватизацию земельных ресурсов с целью получения прибыли от разницы в стоимости, не приватизированной и приватизированной земли;

- Инвесторы, приобретающие землю «для внуков». Они рассматривают инвестиции в землю как средство сохранения и приумножения капиталов в перспективе на 5-10-20 лет. Как правило, они размещают в земельных активах свободные средства, заработанные в другом бизнесе;

- Финансовые компании и паевые фонды, которые собирают свободные средства граждан, через продажу им акции своих паевых фондов, скупают на эти деньги землю сельскохозяйственного назначения и сдают их в аренду сельхоз операторам. При этом они дают своим вкладчикам доход на акции от сдачи земли в аренду и капитализации земли;

- Частные лица, приобретающие достаточно крупные массивы (100-1000 Га) для создания имений для проживания, отдыха и производства сельхоз продукции, как для семейных нужд, так и для продажи;

- Крупные игроки фондовых рынков и банки – желающие повысить свою рыночную капитализацию за счет внесения в уставные фонды земельных активов.

Очевидно, что удержание земельных ресурсов в руках государства, преобладание арендных отношений на рынке земли сельскохозяйственного назначения сдерживает как развитие сельского хозяйства в России, так и рынок земли в целом. Из существующего положения можно сделать два противоположных вывода. С одной стороны рынок земли в России практически отсутствует (или находится в зачаточном состоянии) и имеется перекос в сторону аренды земли. С другой стороны рынок земли развивается и имеет огромный потенциал, как по приватизации сельхоз земли и вводу в оборот государственных и муниципальных земель, так и вовлечению в оборот земель находящихся в собственности у граждан и предприятий. Только рынок земель, находящихся в собственности у граждан и предприятий, может вырасти в ближайшее время в 5-6 раз.

Логика развития мирового рынка продовольствия приводит нас к необходимости развития собственного производства сельхоз продукции в России. Политика государства направлена на поддержку и развитие сельхозпроизводства. Это приведет к усилению независимости страны от внешних поставок продовольствия, а в перспективе 5-10 лет может сделать сельское хозяйство одной из основных статей дохода страны и основой экспорта. Сдерживающим фактором на этом пути является отсутствие внятной политики государства в части приватизации земли сельскохозяйственного назначения, создания и поддержки рынка земельных ресурсов в Федеральном масштабе. Создание такой программы может повысить доходы Бюджета, вовлечь в оборот новые земли.

На сегодняшний день для развития любой отрасли характерны процессы кооперации и интеграции, и сельское хозяйство не исключение.

Взаимоотношения между сельским хозяйством, сферами производственно-технического обслуживания, снабжения и перерабатывающими отраслями промышленности объективно носят противоречивый характер. С одной стороны, кооперация и интеграция взаимовыгодны, так как за счет внутриотраслевого и межотраслевого разделения труда, формирования стабильной сырьевой зоны, налаживания взаимовыгодных экономических отношений между производителями и переработчиками сырья, появляется возможность долгосрочного планирования производства и реализации продукции. С другой стороны, существует несовпадение их экономических интересов, характерных для продавцов и покупателей. Противоречия между предприятиями агропромышленного комплекса обострились с переходом на рыночные условия хозяйствования. Большинство этих предприятий стали частными и решение вопросов управления их хозяйственной деятельностью и налаживания взаимосвязей полностью перешло к их собственникам.

Кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей в производстве и переработке продукции позволяет преодолеть монополизм бывших государственных предприятий и создать заинтересованность работников кооперативов в увеличении производства продукции. Кооперация выполняет несколько функций, создающих преимущество такой формы хозяйствования перед другими в аграрном секторе экономики. Во-первых, кооперация сельскохозяйственных производителей благоприятствует осуществлению такой деятельности, которая не по плечу небольшим производственным коллективам.
Во-вторых, в кооперации создаются лучшие условия для сочетания личных интересов ее членов с интересами всех участников процесса производства.
В-третьих, кооперация защищает членов кооператива от монополистических проявлений снабженческих, сбытовых, банковских и других структур, а также от какого-либо вмешательства в ее деятельность. Кооперация и интеграция — это тот организационный механизм, который может обеспечить поддержание паритета и эквивалентности обмена между предприятиями АПК по всей технологической цепочке от поля до потребителя.

В современных условиях реформирования АПК процесс кооперации и интеграции переходит от отдельных попыток установления связей между предприятиями и отраслями к системным отношениям. Поэтому для адаптации сельскохозяйственного производства к рыночным условиям особое значение приобретает образование концептуальных форм собственности и хозяйствования на основе их кооперации и интеграции. В настоящее время в ряде республик, краев и областей Российской Федерации получают развитие две формы экономической кооперации и интеграции производства:

- горизонтальная, представленная сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности и хозяйствования;

- вертикальная — в виде объединения сельскохозяйственных предприятий с соответствующими формированиями перерабатывающей промышленности и другими организациями АПК.

Из названных двух форм кооперации и интеграции производства определяющая роль должна принадлежать сельскохозяйственным товаропроизводителям, поскольку во многом от них зависит номенклатура и размеры производства, характер производственной деятельности, сроки производства и т.д.

В ходе экономической реформы успешному функционированию сельских товаропроизводителей в рыночной среде будет способствовать развитие потребительских кооперативов. С их помощью можно создать систему защиты интересов товаропроизводителей — от личного подворья до любых других организационно-правовых форм. Сельские товаропроизводители при необходимости должны создавать на базе предприятий переработки и агросервиса сельскохозяйственные потребительские кооперативы, для которых имеется соответствующая организационно-производственная структура. Однако камнем преткновения при указанном преобразовании выступает частная собственность на имущество перерабатывающих предприятий и агросервисных организаций, что требует изменений. Потребительская кооперация создает возможности для повышения занятости сельского населения, улучшения его торгового обслуживания и сбыта сельскохозяйственной продукции, оказания помощи личным подсобным хозяйствам, садоводческим и огородным товариществам.

Потребительские кооперативы (обслуживание, снабжение, переработка, реализация продукции) позволят восстановить разрушенные связи агропромышленного комплекса, создать условия для нормального функционирования сельскохозяйственных предприятий и фермеров, сгладить колоссальный диспаритет между ценами на сельскохозяйственную продукцию и промышленными ценами на средства производства. Развитие вертикальной кооперации отраслевых кооперативных союзов дает возможность сельским товаропроизводителям выстоять в неблагоприятных условиях международной конкуренции, ликвидировать продовольственную зависимость от западных стран. Вертикальная кооперация позволяет сельскому товаропроизводителю улучшить организацию производства, оптимально использовать материальные, трудовые и другие ресурсы и иметь дополнительную выгоду от совместно осуществляемых операций на разных стадиях процесса воспроизводства. Необходимость вертикальной кооперации диктуется и ее социальной направленностью, то есть необходимостью удовлетворения не только производственных, финансово-экономических, но и социальных потребностей. Ее развитие, как показывает современный мировой опыт, способствует объединению не только кооперативных организаций, но и предприятий других форм собственности. Становление вертикальной кооперации наряду с развивающейся горизонтальной кооперацией дадут возможность создать целостную кооперативную систему, которая в свою очередь позволит интегрировать отдельных товаропроизводителей в агробизнесе.

Перспективным направлением развития интеграции является интеграция на основе приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями контрольных пакетов акций перерабатывающих предприятий и обеспечения таким путем реального управления деятельностью данных формирований в своих интересах.

В данный момент в нашем обществе сформировано устойчивое мнение, что земельная реформа в России завершена. Однако нарушение монополии государственной собственности на землю, введение платности ее использования - обязательные, но лишь первые шаги. Реформа может считаться законченной, когда созданы механизмы, позволяющие ресурсу - земле - с низкими транзакционными издержками перераспределяться между собственниками и пользователями в условиях обеспечения общественного интереса. А здесь сразу возникают вопросы, на которые нужно ответить, прежде чем оценивать полноценность оборота сельскохозяйственных земель. Главный - сформулирован ли общественный интерес в отношении сельскохозяйственных земель? На него можно ответить декларативно, заглядывая в Конституцию Российской Федерации и Земельный Кодекс: земли, в первую очередь, сельскохозяйственные угодья, являются национальным достоянием и подлежат особой охране, цели использования их ограничены, а перевод в другие категории земель - затруднен. На этот вопрос можно ответить, и сверяясь с собственным житейским опытом: на сельскохозяйственной земле растут дома, сельскохозяйственные организации могут легко остаться без земли, которую вчера обрабатывали. В тех местах, где нет спроса на землю ни для сельскохозяйственных целей, ни для иных - она заброшена, не действуют государственные программы поддержки консервации земель. Так что общественный интерес, выражающийся в защите и разумном использовании ценного природного ресурса, того, что дает еду и занятость для сельского населения, не очень проглядывается.

Во-вторых, для оборота земель нужно, как минимум, иметь объект оборота. Это - земельный участок. Как сказано в Земельном Кодексе, границы у него должны быть "определены в соответствии с федеральными законами". Но границы участков сельскохозяйственных земель, которые сформированы до введения в действие современного законодательства, практически, всегда им не соответствуют. Так что объект еще только нужно сформировать.

В-третьих, для сделки с участком нужны документы, подтверждающие права собственности на него. Большая часть документов выдана до 1998 года. В 1998 году функции по ведению реестров прав на участки переданы от земельных комитетов учреждениям юстиции. Только передача функций не сопровождалась передачей информации о правах. Собственник может, теоретически, на основании старых документов заключить сделку. Регистрация сделки или переход права на участок к другому лицу потребует регистрации ранее возникшего права, а это - непростого сбора целого комплекта документов, которые сопровождали формирование участка 17-19 лет назад. То есть, для совершения сделки, ранее выданных документов недостаточно.

Резюмируя, можно сказать, что общественный интерес в отношении сельскохозяйственных земель требуется сформулировать и обеспечить механизм его реализации, нужно также адаптировать существующие механизмы земельного оборота к такому специфическому объекту, как участок сельскохозяйственных угодий, учитывая местоположение, особенности формирования, состав собственников, состояние границ и учета прав. Создавая институты земельного оборота, нужно рассматривать участок сельскохозяйственных земель не просто как объект недвижимости, а как особый объект недвижимости, на котором строится сельскохозяйственная деятельность со всеми ее многообразными функциями.


Наши рекомендации