Отражение эффективности бюджетной и долговой политики
Качество бюджетной и долговой политики, управления государственными внутренними и внешними заимствованиями в конечном счете проявляется в индикаторах, характеризующих долговое бремя на экономику страны.
Международные финансовые организации (МБРР и МВФ) и страны — члены Парижского клуба кредиторов и международные рейтинговые агентства при оценке качества (надежности) долговых обязательств и присвоении суверенных кредитных рейтингов применяют ряд индикаторов.
Первая группа включает показатели, в статике отражающие
долговую ситуацию в условиях текущего момента: \
• отношение долга к объему ВВП. Этот показатель характеризует масштаб накопленной задолженности. В зависимости от доли экспорта в объеме ВВП можно определить потенциал притока валюты для погашения долга. В практике МВФ используется для группировки стран по объему внешнего долго (показатель выше 80% считается критическим); значение от 48 до 80% характеризует долговую устойчивость как приемлемую; при значении показателя от 48 до 42% долг считается незначительным;
• отношение объема дефицита бюджета к объему ВВП — характеризует состояние бюджетной сферы, при котором для покрытия дефицита бюджета соответствующую долю ВВП придется перераспределять путем внутренних займов или прибегать к внешним;
отношение расходов на погашение и обслуживание долга к объему ВВП характеризует долю ВВП, которая составит «вычет» из объема реальных бюджетных расходов. Одновременно эта величина характеризует масштаб возврата средств кредиторам государства.
Вторая группа включает показатели, в динамикехарактеризующие изменение долговой ситуаций:
• отношение внешнего долга к ВВП — индикатор способности
погасить долг;
• отношение расходов на обслуживание государственного внеш
него долга к доходам от экспорта — характеризует ресурсную
способность погашать долг, ибо экспорт является одним из
основных источников притока иностранной валюты для обес
печения ликвидности всей платежной системы; '
• отношение объема внешнего долга к объему всего долга,
характеризующее потребность в иностранной валюте для
обслуживания долга;
• отношение объема валютных резервов к объемам краткосроч
ного долга — показатель способности экономики осущест
влять платежи по долгу в течение года. Наличие достаточных
валютных резервов способствует повышению рейтинга страны
в качестве заемщика, позволяет осуществлять заимствования
по более низким ставкам;
• средневзвешенная процентная ставка, свидетельствующая о
«цене» долга;
• состав и структура долга, отражающая объемы рыночной и не
рыночной долей, структуру дол га по времени возникновения
обязательств, по инструментам и по срокам их погашения.
Индикаторами долговой устойчивости могут быть также:
1) непогашенный государственный долг (включая задолженность по процентам) как доля ВВП;
2)долг на душу населения, характеризующий бремя, приходящееся на каждого гражданина;
3) отношение дефицита бюджета к ВВП;
4)отношение суммы расходов на обслуживание к ВВП, т.е. доля
процентных платежей в валовом национальном продукте.
Существенное контрольное значение имеет применение и таких показателей, как:
1) коэффициент заимствований, т.е. доля новых заимствований
в общегосударственных расходах;
2) отношение платежей по обслуживанию (проценты) к расходам, т.е. доля платежей по процентам в государственных расходах;
3)отношение между расходами на платежи по процентам и
общим объемом налоговых поступлений.
В динамике изменение указанных показателей достаточно полно характеризует сложившуюся ситуацию. Если она оказывается опасной, применяются адекватные меры, направленные на снижение зависимости экономики от импорта, стимулирование экспорта и т.п.
В Германии, Японии, США и 25 странах ЕС применяются представленные в Приложение 1индикаторы, которые в соответствующем периоде сформировались на указанном уровне.
Как видно из приведенной таблицы, уже в текущем десятилетии у ряда развитых стран показатель отношения государственного долга к ВВП возрастал и нередко превышает уровень 60%, что считается значением выше нормы. Соблюдение указанных «норм» далеко не всегда находится в центре внимания правительств. Например, на 30 ноября 2004 г. федеральный долг США составлял 7869 млрд долл., в том числе в валюте США — 7216 млрд долл. (91,7%) и 652,24 млрд долл. в зарубежной валюте (8,3%). Весьма характерно, что в объеме 2692 мпрд долл. долг был краткосрочным. Но уже в августе 2007 г. государственный долг США превысил 9 трлн долл., а в начале 2009 г. — 11,2 трлн долл. Долг с учетом корпоративного — в 5 раз выше названной суммы и более чем в 4 раза превышает годовой объем ВВП (около 11 трлн долл.). Если при их превышении положение в экономике остается терпимым, то они занижены. Однако применяемые индикаторы все же показывают, при каких условиях превышение фактических значений относительно нормативных катастрофически не опасно. В 2008 г. список стран с высокой задолженностью включал 44 государства – некоторые из них: Аргентина, Афганистан, Бразилия, Бурунди, Гайана, Замбия, Индонезия, Ирак, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Куба, Пакистан, Перу, Таджикистан, Танзания, Центрально-Африканская республика, Республика Чад, Эквадор. Почти столько же государств (43) имели умеренную задолженность, например, Алжир, Белиз, Болгария, Боливия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Венесуэла, Колумбия, Ливан, Малайзия, Мозамбик, Молдова, Монголия, Российская Федерация, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Хорватия, Чили, Эстония, Ямайка)
Управление государственной задолженностью следует понимать как в узком, так и в широком смыслах. Управление в широком смысле представляет по сути одно из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. При этом если речь идет о государственном долге, возникшем в случае предоставления государством гарантий по частным кредитам, то для более точного определения необходимо упомянуть и о деятельности государства как гаранта.
Управление в широком смысле обычно является прерогативой законодательных органов (иногда правительства) и включает в себя следующие элементы:
· формирование политики в отношении внешнего и внутреннего долга;
· установление границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, необходимых для их финансирования);
· определение направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
· установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга различных программ и пр.
Управление государственным долгом в узком смысле представляет собой совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, операциями по обслуживанию и рефинансированию государственного долга, а также по регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Многие методы управления государственным долгом в узком смысле (например, определение оптимального срока обращения государственных долговых обязательства в зависимости от конкретного состояния экономической конъюнктуры или регулирование доходности обращающихся ценных бумаг и т.п.) представляют собой сложную финансово-техническую проблему, исследуемую в работах о рынке ценных бумаг.