Система национальных счетов как нормативная база макроэкономического счетоводства
Практика макроэкономических расчетов в любой стране применяет большое количество показателей, которые вычисляются по определенным правилам. Но поскольку каждая страна определенным образом интегрирована в мировую экономику, то с целью обеспечения международных сравнений возникает необходимость применения единых подходов к системе и методологии вычисления макроэкономических показателей. Это требование реализуется при помощи специального международного стандарта «Система национальных счетов» (СНС). Он утверждается ООН и рекомендуется всем странам для практического использования.
Для изучения роли СНС как нормативной базы макроэкономического счетоводства следует, прежде всего, понять те методологические принципы,
на которые она опирается. К основным из них принадлежат следующие:
1) производительной является любая деятельность, которая приносит доход ее субъектам. Этот принцип лежит в основе определения величины дохода, созданного национальной экономикой, при вычислении которого принимаются во внимание не только отрасли материального производства, но и отрасли, которые предоставляют услуги (образование, здравоохранение и тому подобное);
2) расходы на производство национального продукта равны доходу, полученному от его реализации, или стоимость факторов производства, потребленных при изготовлении национального продукта, равна доходам, которые получают владельцы производственных факторов. Этот принцип лежит в основе экономического равновесия, к которому экономика постоянно тяготеет;
3) экономика пребывает в постоянном кругообороте, который представляет собой непрерывный поток превращений расходов в доходы, а доходов в расходы. Этот принцип лежит в основе экономической динамики и свидетельствует о том, что доходы являются функцией расходов, а расходы зависят от распределения доходов.
СНС опирается на определенную систему категорий, при помощи которых
осуществляется учет экономической деятельности в стране. Основные из них - институциональная единица, сектор, экономическая операция, счет.
Национальная экономика - это совокупность институциональных единиц, которые являются базовой единицей учета в СНС.Если экономические интересы таких институциональных единиц сосредоточены на территории данной страны, то их называют резидентами этой страны. И наоборот - институциональные единицы, экономические интересы которых сосредоточены вне границ данной страны, относительно нее являются нерезидентами. В зависимости от функций, поведения и целей все институциональные единицы-резиденты объединяются в соответствующие сектора: предприятия (нефинансовые); финансовые учреждения; общественные и частные организации, которые обслуживают домашние хозяйства; домашние хозяйства; внешнеэкономические связи.
Институциональные единицы пребывают между собой в определенных экономических отношениях. В СНС эти отношения называют экономическими операциями. Их разделяют на три группы: операции с товарами и услугами; распределительные операции; финансовые операции.
Учет всех экономических операций осуществляется при помощи определенной системы счетов, в которых экономические отношения между институциональными единицами или секторами учитываются на основании принципа двойного учета. Это значит, что каждая операция учитывается дважды: на одном счете как ресурсы (изменения в обязательствах); на втором как их использование (изменения в активах).
Выделяют счета внутренней экономики и счета внешнеэкономических связей. К первой группе принадлежат семь счетов:
производства, образования доходов, распределения доходов, использования доходов и капитала, текущих операций, операций с капиталом, финансовый счет. Вторая группа включает такие счета: текущих операций, операций с капиталом, финансовый счет.