II этап. Проведение торгов
В Положении об организации закута/ товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее — Положение) проведение открытых тор-гон при размещении заказов для государственных нужд представляется наиболее предпочтительным, по вместе с тем четко определяется возможность проведения двухгпанпых торгов, закрытых торгов и раз ■ мещения заказов у единственного источника.
8.3. Поставка товаров для государственных нужд_________________ 227
Следует заметить, что с 1988 г. для размещения контрактов на поставки товаров и услуг стоимостью от 200 тыс. экю в ЕЭС стало обязательным проведение открытых торгов.
Проведение двухэтапных торгов связано с наличием у заказчика объективных трудностей, которые заключаются в отсутствии:
• возможности составить подробные технические спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребностей в закупках;
• действенной конкуренции, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах или все заявки отклонены заказчиком.
Как следует из Положения, проведение закрытых торгов возможно, i если:
• продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;
• цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда;
• время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах, значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции;
• государственный контракт заключается на приобретение продукции для нужд национальной обороны или для обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия заключения контракта с единственным источником согласно Положению возможны, когда:
• потребность в продукции является срочной и нецелесообразно проводить конкурсный отбор или иной способ размещения заказа (кроме случая, когда заказчик нерационально использует время для размещения заказа);
• возникла потребность в определенной продукции и затраты по времени носят жизненно важный характер;
• необходимую продукцию можно приобрести только у одного поставщика или поставщик обладает эксклюзивным правом на поставку такой продукции, при этом отсутствует равноценная замена такой продукции;
228 Глава 8. Организация хозяйственных связей рыночных субъектов по оптовым...
• заказчик путем проведения прошедших конкурсов на основе
Положения сделал вывод, что закупка товара у единственного
источника является наиболее выгодной.
В зависимости от состава участников можно выделить внутренние торги, если участие в торгах принимают только российские поставщики.
Заказчик вправе проводить внутренние торги (внутренние конкурсы) в случаях, если:
• это соответствует законодательству Российской Федерации;
• в этом заинтересованы только российские поставщики.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, закупки товаров заказчиком классифицируются по способам закупок, сумме контракта, составу участников и подразделяются на следующие виды:
• закупка продукции путем проведения торгов (которые, в свою очередь, подразделяются на внутренние, открытые торги, закрытые торги и проведение торгов в 2 этапа);
• закупка продукции у единственного источника.
Таким образом, способ проведения торгов является основой для приглашения на торги и определения круга потенциальных поставщиков.
В зависимости от типа торгов приглашение осуществляется через рекламу или посылается претендентам, которых заказчик определяет сам.
Если торги не являются внутренними и в них принимают участие не только российские поставщики, то приглашение по решению заказчика может быть опубликовано в средствах массовой информации, имеющих международное распространение.
Приглашение на участие в торгах по организации закупки товаров для государственных нужд должно содержать всю необходимую информацию о проведении торгов, а именно:
• наименование организации и реквизиты организации, которая приглашает фирмы принять участие в торгах на поставку продукции, товаров и услуг;
• спецификацию, количество и место поставки продукции;
• желательные или требуемые сроки поставки продукции;
• критерии и порядок оценки квалификации поставщиков;
• объявление о составе участников (неограниченный круг поставщиков или условия ограничения);
• способ, порядок и место получения конкурсной документации;
8.3. Поставка товаров для государственных нужд
• плата за получение конкурсной документации, если таковая установлена (не должна превышать расходов на ее изготовление и доставку поставщикам);
• точные данные, где заинтересованные участники торгов могут получить дополнительную информацию.
После объявления приглашения на торги заказчик вправе проводить квалификационный отбор до проведения торгов, так как квалификационный отбор участников является наиболее важным критерием для получения государственного контракта.