Структурно-технологические преобразования в полиграфии
Полиграфический вид деятельности по определению несомненно является одним из социально значимых разделов современной экономики, предназначение которого – удовлетворять потребности общества в печатной продукции. Но в силу развития рыночных отношений в экономике страны, продолжения линии на приватизацию государственного сектора полиграфии, традиционная специализация сферы деятельности при приоритете национальных интересов страны над непосредственной прибылью постепенно утрачивает свое значение. В полиграфии уже доминируют принципы обычного рыночного хозяйствования, нацеленного на максимум прибыли, и, как следствие, потеря ее прежнего статуса социальной значимости.
Тем не менее, полиграфическое производство продолжает занимать совершенно особенное положение во всей системе материального производства, которое определяется, в первую очередь, особенным «стандартом» производимого конечного продукта. В отличие от предприятий других отраслей промышленности, которые поставляют готовую продукцию, типографии «де-юре» выполняют комплекс полиграфических работ, а «де-факто» изготовление определенной печатной продукции. Это является одной из специфических особенностей организации и экономики полиграфического производства, что оказывает большое влияние на организационную сторону взаимоотношений заказчиков изготовления печатной продукции и полиграфических предприятий. Отмечая данную особенность, нельзя не сказать о тенденциях ведения бизнеса в полиграфии в последнее время – наряду с полиграфическими работами (услугами) производить собственную готовую печатную продукцию (товар) для увеличения доходов и привлечения новых потребителей.
Что касается развития полиграфии, то сегодня трудно найти другую такую сферу деятельности, которая за очень короткий период времени претерпела бы столь же глубокую и обширную трансформацию. Как это не парадоксально, но технические изменения в сочетании с развитием рыночных отношений далеко не позитивно повлияли на полиграфическую деятельность. Изменились сложившиеся принципы организационного и технологического единства отрасли печати. С развитием цифровых технологий, распространением интернета появились абсолютно новые формы организации производства печатной продукции – размещение заказа, утверждение цветопробы, оформление и контроль печати тиража, согласований текущих вопросов, все это и многое другое осуществляется практически полностью в режиме online.
В связи с ликвидацией отраслевого деления в организации экономики страны и введения понятия обрабатывающих производств по видам экономической деятельности стало нормой характеризовать вид полиграфической деятельности понятием рынка полиграфических работ (услуг). Имеется в виду определенное экономическое пространство, где действуют субъекты этого рынка – производители полиграфических работ (или печатной товарной продукции) и потребители произведенной печатной продукции.
С развитием этого рынка в течение двух последних десятилетий полиграфисты не только продолжали печатать газеты, книжно-журнальную и различную акцидентную продукцию, но значительно расширили ассортимент и увеличили объемы печати продукции производственно-технического назначения – упаковки, этикеток, обоев, бумажных и пленочных покрытий для мебельного и строительного производств. Развитие рекламного рынка создало новое направление в полиграфии – масштабный сектор «коммерческой» печати. Помимо бумаги и картона (бумажного носителя), освоены новые материалы для печати: полимерные пленки, пластик, фольга, гофрокартон, жесть, стекло и готовые промышленные изделия (пишущие ручки, брелоки и значки, сувенирные изделия, стеклянная тара и посуда, игрушки, швейная продукция, ткани и многое другое.
Одновременно в этот период полиграфия стала терять свой имманентный, индивидуальный признак – идентичность. Развиваясь, она подходит к своей противоположности: от изготовления множества строго одинаковых экземпляров издания (изделия) к возможности широкого разнообразия вариантов экземпляров в тираже. Это, в свою очередь, стимулировало широкое применение специализированной печатной техники и дополнительных устройств для внесения персонализированной информации в процессе производства тиражной продукции, а также развитие в полиграфии организационно-технологического направления и формирование бизнес- модели «печать по требованию» (print-on-demand).
Сегодня масштабы применения полиграфических процессов постоянно возрастают. По экспертной оценке, в настоящее время в сфере полиграфической деятельности задействовано около 20 тыс. субъектов рынка производства печатной продукции. Это промышленные полиграфические предприятия – универсальные и специализированные (5 тыс.), цифровые и «гибридные» типографии (2,5 тыс.), а также рекламные агентства, салоны печати, мини-типографии и специализированные производства. Одновременно с этим печатно-отделочные процессы и оборудование широко используются непосредственно в издательских и редакционных структурах, на общепромышленных предприятиях, в научных и учебных организациях, а также в сфере «офисной полиграфии».
Если же оценивать современное позиционирование рынка полиграфических работ в целом, то вывод будет весьма неоднозначный. Некогда самый ведущий сектор издательской полиграфии последовательно сдает свои позиции. К сожалению, но это факт, полиграфия здесь постепенно теряет свой традиционный уровень актуальности, ее главной проблемой становится текущая тенденция падения объемов печати. Все решения, связанные с действующим потенциалом и направлениями дальнейшего развития газетно-журнального и книжного полиграфического комплекса, лежат в сфере издательско-распространительской деятельности. Под влиянием отрицательной динамики продаж и рекламных сборов, издатели все больше внимания уделяют созданию новых бизнес-моделей, основанных на использовании электронных каналов дистрибуции контента печатного издания.
Несколько по-другому обстоят дела в других сегментах полиграфического рынка. Все последние годы в сфере производства не издательской печатной продукции отмечается определенный рост, расширение диверсификации выпуска и улучшение инвестиционного климата. Учитывая изменение экономической и международной обстановки в стране, возникающую необходимость в импортозамещении во многих отраслях деятельности, можно предполагать рост спроса на печатную продукцию производственно-технического и потребительского назначения.
В этой связи не может оставаться без внимания профессионального сообщества тот факт, что сегодня отечественное полиграфическое производство практически полностью импортозависимо. И в условиях наступившей неопределенности экономического развития и тенденции ослабления рубля снижение эффективности работы полиграфических предприятий будет неизбежным.
Характерной чертой современного полиграфического производства является разделение рыночного пространства на технологические и товарные секторы и сегменты, ориентированные на определенный контингент потребителей. Все это сформировало изменения некогда единого понятия издательско-полиграфического комплекса как отрасли на отдельные сферы производства печатной продукции: печатные СМИ, книгоиздание, печатная реклама, упаковка, широкий ассортимент цифровой печати и т.п. Эти организационные формы по-разному восприимчивы к решению возникающих проблем и регулирующим воздействиям, неоднозначно влияют на развитие сферы печатной инфраструктуры.
Данный процесс вполне объективный, так как определяется чисто рыночными (экономическими) интересами субъектов общего рынка производства печатной продукции. И это соответствует общемировым тенденциям, но, как показывает практика, в большинстве развитых зарубежных стран, несмотря на дифференцированную рыночную структуру, издательско-полиграфическая сфера деятельности базируется на единой нормативно-технической базе и скоординированном взаимодействии с инфраструктурой печати.
В отечественном издательско-полиграфическом комплексе в настоящее время такие условия отсутствуют, и, следовательно, узко направленная сегментация рынка полиграфических работ приводит к разрушению производственного и технологического единства данного комплекса. Утрата необходимого регулирования ряда организационно-технических вопросов в этой области деятельности оказывает существенное влияние на функционирование и развитие всего производственного потенциала печати.
Тем не менее, стремление участников полиграфического бизнеса к определению наиболее эффективных путей сохранения и развития печатного производства вызывает необходимость в постоянном интегрированном анализе данной сферы деятельности и установлении новых видов спроса в печатной продукции. В то же время внедрение в производство технологических новаций и необходимые изменения бизнес-модели ставят перед каждым предприятием задачу выработки новых деловых предложений как на рынке полиграфических работ, так и в других областях экономики.
При этом нельзя не учитывать, что рынок полиграфических работ весьма динамичен, он постоянно подвержен изменениям и это, в свою очередь, заставляет типографии постоянно работать в двух направлениях. С одной стороны, отслеживать все технологические новшества в полиграфической сфере деятельности и оценивать их ценность для конкретного бизнеса, а с другой – для использования перспективных инноваций самостоятельно создавать сегменты рынка по производству нового печатного продукта, содействовать его продвижению и спросу. Ведение такой работы требует серьезных, долгосрочных инвестиций, что в современных условиях пока по силам только наиболее продвинутым полиграфическим предприятиям.
Подтверждением данной тенденции являются многочисленные выступления участников полиграфического бизнеса на семинарах и конференциях, публикации в профессиональной печати.
Е. Тимощенко (директор по развитию типографии «Вишневый пирог», Москва): «Например, мы совершенно не видим того кризиса, о котором говорят некоторые коллеги-полиграфисты. Конечно, наблюдается сокращение бюджетов и заказов от некоторых клиентов, также нет тенденции роста рынка, но если расти только на существующем рынке – это очень неэффективный бизнес» (Publish. № 10. 2014).
В. Корягин (исполнительный директор ОАО «Издательство «Советская Сибирь», Новосибирск): «Серьезно задумались об этом мы лет десять назад и поняли, что если не заложить основу диверсификации того ключевого производства, на котором собственно строилась «Советская Сибирь» (производство газет), то мы в среднесрочной перспективе получим стагнацию, а потом просто-напросто потеряем площадку как бизнес. Сразу начали бить в три точки. Первое: стали использовать газетное оборудование и для печати журналов и книг. Второе: послепечатное оборудование приспособили для изготовления учебных пособий. Затем установили оборудование для производства микрогофрокартона и запустили изготовление упаковки для обрабатывающих отраслей» (газета «Новая Сибирь». 31.03.2014).
А. Юдищев (генеральный директор типографии ООО «Омега-Принт», Ростов-на-Дону) «Совершенствуем печать традиционной продукции – с вариациями: вырезка, вклейка, краски с запахом, варианты форматов в блоке издания. Стараемся производить то, чего нет у конкурента. Отслеживаем события у наших клиентов в разных отраслях и вырабатываем креативные варианты печатной продукции для них. Например, представительские буклеты на материалах, отражающих специфику их работы» (Семинар МАП (Ростов-на-Дону). сентябрь 2014 г.).
А. Малахов (коммерческий директор ЗАО «Типография «ПраймПринт Москва»): «В 2012 г. все мы вошли с тревожными ожиданиями достаточно серьезных изменений на рынке. Совокупность ряда факторов привела к падению тиражей, сокращению объемов печатных изданий… На сегодняшний день мы готовы предложить рынку уникальные, инновационные разработки специалистов нашей типографии, внедрением которых мы занимались последние два года. Такими, например, как уникальная печать, фальцовка, краски, бумага, самораскрывающиеся рекламные вложения и т.п.» (Выступление на межрегиональной конференции «Проблемы и перспективы газетно-журнального полиграфического комплекса в современной медиа среде». Сочи, октябрь 2014 г.).
И. Борцов (генеральный директор типографии «Гранат» (г. Иваново): «В газетном производстве нужно переориентироваться с периодических изданий на выпуск продаваемой продукции и на синтез листовой и рулонной печати – листовая (высококачественная) обложка и рулонные (дешевые) тетради и блоки…, за счет печатного и отделочного оборудования увеличить мощность предприятия для обеспечения эффективности работы в нишах, которые мы занимаем: производство упаковки, рекламы» (Print Business. Май. 2014).
М. Рудь (генеральный директор типографии «Графикс» (г. Барнаул): «Приходится развивать новые направления, например, закупили оборудование для производства книг в твердом переплете. Приобрели оборудование для автоматической высечки и склейки. Развиваем направление фотолаборатории, фотокниги, наружной рекламы, широкоформатной печати, сувенирки, организовали багетную мастерскую. С развитием планшетов и смартфонов полиграфия и дальше будет сокращаться. В таких условиях мы будем оттачивать производственный цикл, открывать и развивать новые направления, занимать ниши, где наша типография пока новичок» (Print Business. Май. 2014).
Обобщая сказанное, следует констатировать, что в первом десятилетии нового тысячелетия печатное производство прошло через серьезные структурные изменения. Характерной чертой этого периода стало разделение полиграфических предприятий на две группы: типографии, главным образом, малые и средние, которым свойственны гибкость и быстрое реагирование на рыночные изменения, и крупные специализированные комплексы с их избыточным производственным потенциалом и жесткой ценовой конкуренцией на рынке.
В результате, как уже отмечалось выше, если сфера издательской полиграфии – производство газет, журналов и книг, переживает системный кризис из-за снижения тиражности и, как следствие, падения рентабельности производства, то в области печати упаковки, рекламной и акцидентной продукции, применения цифровой тонерной, струйной и широкоформатной печати для изготовления многочисленной продукции малыми тиражами, такая ситуация не присутствует.
Современные технологические возможности собственно полиграфического производства, их использование в различных сферах экономической деятельности для изготовления печатной продукции «неиздательского» назначения ориентируют многие традиционные и новые типографии на диверсификацию своего производства и поиски новых ниш на рынке полиграфических работ.
Таким образом, многие тенденции и положения, ранее доминирующие на рынке полиграфических работ, сегодня претерпевают большие изменения. Реальность принципиального преобразования отечественного полиграфического потенциала уже практически обозначилась, а полиграфия США и Европы уже вступила в эту фазу. Все эти вопросы, как показывают прошедшие в последнее время международные форумы и конгрессы, находятся в центре внимания мирового профессионального бизнес- сообщества.
Это подтверждается и результатами проводимого Межрегиональной ассоциацией полиграфистов (МАП) мониторинга структурно-производственных изменений в деятельности субъектов на рынке полиграфических работ (сектор позиционирования, технологическая направленность, виды производимой печатной продукции, перспективы развития). На первом этапе мониторинга были проанализированы производственные характеристики полиграфических предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, занимающих ведущее место в стране по объему выпуска печатной продукции.