Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
Государственный бюджет – это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В некоторых странах бюджет имеет двухуровневое построение – государственный и бюджет местных органов власти.
Бюджетный дефицит это превышение статей расходов над статьями доходов, сумма доходов на которую расходы правительства за определённый период превышают доходы. Его причины:1. Возрастание роли государства в решении проблем в различных сферах экономике. 2. Необходимость повышения жизненного уровня людей. 3. Осуществления гос программ. 4. Не стабильность денежного обращения. 5. Становление рыночной экономики.
Гос.долг-это сумма непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Внутренний долг приводит к перераспредилению доходов среди населения страны. Внешний это задолженности государства другим странам. Управление гос долгом осуществляется путем путешествия выпуска новых займов, проведения конверсии, продление срока действия долга путем объединения всех долгов в один. Критическим долгом считается 25% от объёма ВВП.
23. Фискальная политика: понятие, виды, инструменты.
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса.Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
24. Денежно-кредитная политика: понятие, цели, виды, инструменты.
Денежно-кредитная политика-это проводимый правительством курс и целенаправленное осуществление мер в области денежного обращения и кредита направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.
Основополагающей целью является помощь экономике в достижении общего уровня производства .
Цели денежно-кредитной политики разделяются на конечные и промежуточные.
Различают прямые и косвенные инструменты денежно-кредитной политики
К прямым относят регулирование ставки ссудного процента и лимитное кредитование.
К косвенным изменение норм обязательных резервов, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке.
Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. По этой ставке нацбанк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствования у нац. банка сокращается , уменьшается и операции у коммер. Банков по предоставлению ссуд.
Следующим инструментом контроля являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Он предполагает куплю-продажу нац.банком государственных ценных бумаг. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков нац.банк увеличивает сумму денег на резервном счете банка. Если банк продает ценные бумаги , процесс протекает в обратном направлении.
Различают два типа денежно-кредитной политики: Политика дорогих денег проводиться в условиях инфляции, она направлена на ужесточение условий и ограничения объема кредитных операций, т.е. на сокращение предложения денег. Нац.банк проводит действия по продаже государственных ценных бумаг, увеличивает норму гос. Резервов, повышает учетную ставку.
Политика дешевых денег – ее цель заключается в содействии развитию всех секторов экономики, обеспечивает внутреннею и внешнею устойчивость нац. денежной единицы, расширяет ресурсные базы банков.
25. Социальная политика: понятие, цели, модели.
Соц. Политика- это согласованная деятельность институтов государства экономических субъектов направленная на управление соц. развитием, обеспечивающие благоприятные условия жизни и труда членов общества.
Она пронизывает все уровни общества и экономическую деят. Она способствует социальному согласию рынка, лучшему функционированию при обеспечении устойчивых доходов и снижения риска
Объекты: отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны
Субъекты: те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу соц. политики, осуществляет действия по ее реализации. К ним относятся оргаганы гос. управления на республ. и местном уровне, негосударственные объединения, коммерческие организации.
Цели: формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и соц. конфликтов, следовательно субъекты соц. политики призваны выполнять стабилизир. и стимулирующию функции.
Реализация стабильности достигается за счет перераспределения доходов, развития системы соц. гарантий и соц. защиты всех членов общества.
Стимулирующая функция – предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства. формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду.
Важнейшие принципы формирования и функционирования соц. политики
-Принцип социальной справедливости
-Принцип соц. гарантий
-Принцип индивид. соц. ответственности
-Принцип всеобщности
26. Экономический рост: понятие, показатели, факторы, типы.
Факторы , источники экономического рост
Основное назначение моделей экономического роста – в том, что на их основе осуществляются аналитические работы и они позволяют прогнозировать экономические процессы. Выделяют следующие модели экономического роста: посткейнсианские; неоклассические; модель «затраты – выпуск»; прогнозные модели переходного периода и др. Модель «затраты – выпуск» – это модель межотраслевого баланса русского экономиста Василия Леонтьева. Здесь предполагается, что произведенный продукт по натурально-вещевой структуре подразделяется на промежуточный и конечный. В зависимости от того, как учитывается состав конечного продукта, в модели может отражаться в явном виде (или не отражаться) объем инвестиций, а, следовательно, и воспроизводственные возможности в будущих периодах. Прогнозные модели переходного периода, используемые в Республике Беларусь, учитывают взаимосвязь между основными секторами (гос-вом, домохозяйствами, нефинансовыми предприятиями, банковской системой, остальным миром) по методологии МВФ и Всемирного банка, так, что доходы одного являются расходами другого. В неокейнсианских моделях экономический рост исследуется с помощью инструментов и методов анализа динамических процессов кейнсианской школы.
28.
Мировое хозяйство - это совокупность национальных экономик, обладающих взаимосвязью и находящихся в постоянной взаимозависимости, обеспечивающая так называемый синергический эффект, способствующий экономическому росту стран, в результате чего достигается больший эффект мирового развития, чем при простом механическом суммировании национальных экономик. Мировое хозяйство в своем становлении и развитии прошло долгий путь, который охватывал несколько столетий. Первый этап - середина XV - середина XVII в. Открытие неизвестных стран и континентов, установление постоянных торговых путей способствовали быстрому развитию торговли между странами. Второй этап относится к концу XIX - началу XX в. Это период создания мирового хозяйства, когда благодаря интер-национализации производства происходило мощное развитие производительных сил на Западе, основу которого составляли выпуск продукции в отдельных странах. Третий этап - 20-30-е годы XX в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства . Четвертый этап - конец 40-х -80-е гг. XX в. В это время происходит послевоенная реорганизация мирового хозяйства, в результате которой образовалась мировая социалистическая система хозяйства. Пятый этап относится к последнему десятилетию XX в. В результате распада мировой социалистической системы, рыночных преобразований в бывших социалистических странах мировое хозяйство начинает приобретать черты единого, целостного образования. Этот этап сопровождается активизацией сотрудничества между всеми странами, что приводит к сближению их политических и экономических структур.
29.
Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции.Международное разделение труда базируется на различиях между странами в природных и климатических условиях, географическом положении, сырьевых ресурсов и источниках энергии.Экономические системы основаны на разделении труда, т.е. на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной мере разделение труда существует на всех уровнях: от мирового хозяйства до рабочего места. Разграничение видов деятельности в экономике страны осуществляется по группам отраслей: промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д. Дальнейшая дифференциация происходит по отдельным отраслям и подотраслям.Основными видами разделения труда на предприятии являются: функциональное, технологическое и предметное.По выполняемым функциям обычно выделяют четыре основные группы: руководители, специалисты, служащие, рабочие.
Технологическое разделение труда обусловлено введением стадий технологического процесса и видов работ. В соответствии с технологией могут создаваться цеха и участки предприятия. Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовление определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).
30.
Международная торговля – это товарно-денежный обмен между странами. В регулировании международной торговли товарами и услугами определяющую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО).Товары, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок товаров; услуги – мировой рынок услуг. Треть всей мировой торговли приходится на торговлю услугами. Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость, невидимость, неразрывность производства и потребления, неоднородность и изменчивость качества, неспособность услуг к хранению.Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществлённой формы, хотя ряд услуг материализуется в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Услуги, в отличие от операций с товарами, не подлежат таможенному контролю.На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-технический прогресс: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, а это открывает для них мировой рынок. Всё это подтверждает, что сфера услуг, на протяжении двух последних десятилетий, является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуга, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен и с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Поскольку услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо же присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется высокой степенью концентрации. Крупнейшими экспортерами услуг в мире являются США, Великобритания, Франция. К крупнейшим импортерам услуг относятся США, Германия, Япония.В сфере услуг объединён широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом.