Анализ предельных затрат и определение точки безубыточности
Эффективно используемым в теории и практике экономического анализа инструментом является концепция предельных (маржинальных) затрат — затрат на производство и реализацию последней единицы продукции. Это сравнительно новое понятие для традиционной российской системы учета и анализа хозяйственной деятельности, и для многих оно связано с понятием точки безубыточности предприятия.
Из курса микроэкономики известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных затрат будет возрастающей, а кривая предельного дохода — убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными затратами при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае когда предельные затраты меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение прибыли предприятия; в случае же когда предельные затраты больше предельного дохода, к увеличению прибыли приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии нахождения точки, в которой достигается максимальная прибыль: максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным затратам (MR=MC).
Как следует из названного закона, процесс максимизации прибыли на самом деле представляет собой процесс достижения такой величины выпуска, при котором экономическая прибыль предприятия равна нулю. С точки зрения экономической теории, безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал (альтернативная стоимость капитала), а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение точки безубыточности звучит следующим образом:
точка безубыточности — это такой объем продаж продукции предприятия, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
Анализ безубыточности представляет немалый интерес, прежде всего, потому, что является основой для составления прогнозов развития рыночной ситуации и бизнес-планов предприятия. В данном разделе мы рассмотрим три способа определения точки безубыточности: уравнения, маржи и графического изображения. Определим также основные положения и допущения CVP[13] — анализа, и затем обсудим метод анализа чувствительности прогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений. В конце раздела мы вкратце коснемся возможных источников информации для прогнозов безубыточности.
Может показаться, что приводимые ниже рассуждения лишь повторяют аналогичные выкладки, которые делаются в курсе экономической теории. Но это не совсем так. Применяя известный метод в целях экономического анализа, мы уделяем особое внимание определению границ его применимости, оценке достоверности прогнозов, полученных с его помощью.
В ряду прочих для расчета точки безубыточности применяют метод расчета баланса «прибыли—доходов-расходов». Уравнение баланса можно переписать в алгебраической формуле.
П = PQ-(FC+AVC- Q) или П = (P-AVC) • Q-FC (1),
где П — прибыль за исследуемый период,
Р — цена продажи единицы произведенной фирмой продукции,
Q — объем произведенной и проданной продукции за указанный период,
FC — уровень фиксированных расходов,
AVC — переменные расходы на единицу произведенной (и проданной) продукции.
Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и не зависящие от него. В частности, мы уже знаем, что все расходы фирмы можно разделить на постоянные (FC) и переменные (VC).
Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности (Q*), определяется из условия: П = 0. Следовательно,
Q* = (П + FC) / (P-AVC) = FC / (P-AVC) (2).
Метод валовой маржи (прибыли). Валовая маржа (ВМ) представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов. Применение этой категории основано на том, что полное поглощение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие затраты предприятия и рассматривается как одно из направлений распределения прибыли[14]. В формализованном виде величину валовой маржи можно представить двумя основными формулами:
ВМ = П + FC (3);
ВМ = TR-VC (4),
где VC — переменные затраты;
TR — выручка от реализации.
Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (3) следующим образом:
П = BM - FC (5).
Для выполнения аналитических расчетов прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса валовой маржи в выручке от продаж (АВМ), вместо показателя общей суммы валовой маржи. Эти три показателя связаны между собой:
ABM = BM/TR (6),
где АВМ — удельный вес валовой маржи в выручке от продаж.
Если из этой формулы выразить сумму валовой маржи:
ВМ = ABMTR (7),
а затем соответствующим образом преобразовать, то получим другую формулу определения прибыли от продаж:
П = TR ABM - FC (8).
Изменение прибыли, как результат изменения выручки, можно найти из формулы (6):
П = TR ABM (9),
если считать, что постоянные затраты не изменились. Теперь вычислим значение точки безубыточности. Для этого нужно приравнять к нулю прибыль в уравнении (8). Получаем: TR ABM = FC. Отсюда
TRO = FC/ABM
(значение выручки, при которой прибыль равна нулю).
Кстати, значение TRO будет увеличиваться при увеличении FC. Можно заметить также, что в перечисленных методах предъявляются разные требования к информационному обеспечению анализа. В случае А необходимо знать величины постоянных затрат, цены реализации и средних переменных затрат, и результат мы получаем в натуральных единицах выпуска. В случае Б мы можем обойтись величинами выручки, прибыли и постоянных затрат, а результат получаем в виде плановой величины выручки.
Графический метод. Если отказаться от фиксированной величины прибыли и рассматривать ее как переменную, то можно получить зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого нам необходимо объединить на одном графике три линии: FC — линия постоянных затрат; ТС — линия общих затрат; TR — линия общей выручки.
Таким образом мы получаем набор графиков для анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж; (рис. 2.). Заметим, что линия выручки и линия переменных затрат исходят из одной точки и разница между ними есть не что иное, как валовая маржа. Используя график на рис. 2, можно сравнительно легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.
Представленный здесь инструмент графического анализа зависимости между выпуском, выручкой, затратами и прибылью достаточно удобен. Главное его достоинство — наглядность и возможность увидеть развитие ситуации в динамике. Однако, как и всякий графический метод, он дает не самые точные результаты.
Рис. 2. Определение точки безубыточности
Кроме того, необходимо отметить, что на самом деле картина, представленная нами при описании методов CVP-анализа, верна лишь в ограниченном диапазоне объемов выпуска. Ограниченность проистекает, прежде всего, из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов и т. д.
Для того чтобы можно было возможно точнее представлять область применимости для CVP-анализа, перечислим допущения, использованные для построения вышеописанных моделей:
1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах исследуемой области значений. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.
2. Постоянные расходы остаются независимыми от объема в пределах области рассматриваемых значений.
3. Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в пределах области рассматриваемых значений[15]. Производительность труда не меняется. Следовательно, при постоянных ценах на труд отдача этого ресурса не меняется.
4. Цена реализации продукции не меняется. Цены на материалы и услуги, используемые в производстве (закупочные цены), не меняются[16].
5. Рассматривается производство только одного товара или нескольких, но с разными и неизменными характеристиками. То есть не возникает проблем распределения затрат на различные изделия, определения их цен, определения эффективности производства каждого из изделий.
6. Затраты зависят только от объема выпуска.
7. Объем производства равен объему продаж.
Реальное производство очень редко удовлетворяет всем перечисленным выше допущениям. Но, тем не менее, какие-то стандартные ситуации можно выделить. Так, по мнению Н.Чумаченко[17], менеджер должен различать как минимум шесть моделей функциональной зависимости затрат от выпуска:
A. Затраты растут, но несколько медленнее, чем объем производства, т. е. чем больше реализовано готовой продукции, тем больше относительная экономия затрат. Производство все более становится рентабельным.
Б. Затраты растут быстрее, чем объем производства, т. е. чем больше объем реализованной продукции, тем относительно выше величина затрат. Производство имеет тенденцию стать убыточным.
B. До определенного предела затраты постоянны, после чего прямо пропорциональны объему реализованной продукции.
Г. Затраты растут прямо пропорционально объему производства. Основная категория затрат в CVP-анализе.
Д. Затраты постоянны и не изменяются в зависимости от объема производства.
Е. Затраты растут скачками по мере увеличения объема производства.
Ж. Затраты убывают с ростом объема производства.
3. Затраты растут скачками и пропорциональны росту объема производства. Причем коэффициент роста с каждым отрезком затрат увеличивается.
Линии затрат для перечисленных случаев на графиках могут выглядеть так, как изображено на рис. 3.
Рис. 3. Возможные виды зависимости затрат от объема производства (затраты отмечаются по вертикали, объем производства — по горизонтали)
Но, тем не менее, методы CVP-анализа могут быть применены на практике. Существует метод, известный как чувствительный анализ, который позволяет применять их для реального производства. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится за точкой безубыточности. Ее значение показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка. По сути дела, чувствительный анализ определяет эластичность маржи безопасности по отношению к допускам CVP-анализа.
Другой важный вопрос: каким образом можно получить значения цен и затрат на будущие периоды. Уже действующее предприятие берет эти значения из собственной статистики затрат и поведения цен с учетом будущих изменений в рыночной конъюнктуре. Необходимо, в частности, учитывать сезонные колебания цен, действия конкурентов, появление товаров-субститутов (особенно на высокотехнологичных рынках). Вновь создаваемые предприятия не могут опираться на собственный опыт, следовательно, для них возможен лишь расчет по аналогии с уже действующими в этой отрасли предприятиями. При этом полезной окажется информация, получаемая из публичных отчетов предприятий, бизнес-карт отрасли, специализированных справочников. Наиболее сложным является создание фирмы, которая будет действовать на еще не существующем секторе рынка. Нужно также проводить прогнозную калькуляцию затрат и маркетинговые исследования рынка. Целесообразно применять в этом случае ценообразование по методу «издержки плюс», то есть цена получается добавлением к расчетной величине затрат фиксированной маржи. При таком ценообразовании сразу же известна величина маржинального дохода и, следовательно, легко определяется точка безубыточности.
Важный момент, имеющий отношение к влиянию структуры затрат на точку безубыточности — изменение соотношения постоянных и переменных затрат меняет положение точки безубыточности. При условии, что общая сумма затрат остается постоянной (значения общих затрат в точке А на рис. 4 равны: ТСОа = ТС1А), увеличение доли постоянных затрат сдвигает точку безубыточности вправо (за счет сдвига вверх начальной точки линии общих затрат и уменьшения угла наклона линий переменных и общих затрат:
FC0 < FC1 Qo' < Q1*).
Рис. 4. Сдвиг точки безубыточности при изменении структуры затрат
В этом примере наглядно демонстрируется, каким образом в современных концепциях экономического анализа объединяются междисциплинарные вопросы: в данном случае это вопросы маркетинга и бухгалтерского учета. Ведь расчетная сумма постоянных затрат в отчетном периоде зависит, помимо прочего, от величины амортизационных отчислений. А норма амортизационных отчислений, как мы знаем, зависит от полезного срока эксплуатации оборудования. Полезный срок эксплуатации оборудования, в свою очередь, определяется сроком жизни товара, который получается как результат маркетинговых исследований.