В результате изучения дисциплины студент
должен знать:
основные категории курса «Макроэкономика»;
взгляды представителей различных экономических школ на механизм функционирования национальной экономики;
основные инструменты макроэкономической политики;
механизм влияния инструментов макроэкономической политики на макроэкономические параметры национальной экономики;
уметь:
— анализировать макроэкономические процессы, происходящие в Республике Беларусь и за рубежом,прогнозировать развитие макроэкономических процессов и последствий макроэкономической политики в открытой экономике;
— использовать теоретические знания для принятия оптимальных решений в условиях экономического выбора;
— аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссиях по актуальным проблемам макроэкономики;
— решать задачи и тесты, закрепляющие учебный материал.
В числе эффективных педагогических методик и технологийпреподавания дисциплины, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
технологии проблемно-модульного обучения;
технологии учебно-исследовательской деятельности;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, «мозговой штурм», учебные дебаты и другие активные формы и методы);
игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх, и др.
Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности педагогам рекомендуется использовать рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы.
Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содействовать формированию следующих академических компетенций:
— владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач;
— владеть системным и сравнительным анализом;
— уметь работать самостоятельно;
— быть способным генерировать новые идеи;
— владеть междисциплинарным подходом при решении экономических проблем.
Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содействовать формированию следующих социально-личностных компетенций:
— обладать качествами гражданственности;
— обладать способностью к межличностным коммуникациям;
— понимать и воспринимать критические замечания и соответствующим образом модифицировать свою позицию в случае их обоснованности;
— ясно формулировать собственную позицию, находить и четко излагать аргументы в ее защиту.
Изучение дисциплины «Макроэкономика» будет содействовать формированию следующих профессиональных компетенций:
— разрабатывать и обосновывать социально-экономические показатели, характеризующие деятельность национальной экономики в целом;
— анализировать потенциальные источники информации для проведения экономических расчетов;
— формировать портфель финансовых инвестиций, включая международные финансовые активы;
— пользоваться глобальными информационными ресурсами;
— разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований, готовить задания для групп и отдельных исполнителей.
Междисциплинарные связи. Дисциплина «Макроэкономика» базируется на изучении курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Высшая математика», «Эконометрика и экономико-математические методы и модели» и др.
Дисциплина «Макроэкономика» служит теоретической и методологической основой изучения таких экономических наук как «Международная экономика», «Статистика», «Деньги, кредит, банки», «Финансы и финансовый рынок», «Национальная экономика Беларуси» и др.
Всего часов по дисциплине — 174, из них аудиторных — 86, в т.ч. лекций — 44, семинарских занятий — 42. Рекомендуемая форма контроля — экзамен и курсовая работа.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса | Объем часов | В том числе | |
Лекции | Семинарские занятия | ||
Тема 1. Введение в макроэкономику | |||
Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели | |||
Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели | |||
Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS—LM) | |||
Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика | |||
Тема 6. Денежно-кредитная политика | |||
Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса | |||
Тема 8. Стабилизационная государственная политика | |||
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике | |||
Тема 10. Экономический рост | |||
Тема 11. Социальная политика государства | |||
Тема 12. Трансформационная экономика | |||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика.
Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Основные агрегированные макроэкономические переменные. Экзогенные и эндогенные переменные. Реальные и номинальные величины. Потоки и запасы. Закрытая и открытая экономика. Роль ожиданий в экономике.
Модель круговых потоков. Субъекты кругооборота. Рынки товаров и услуг, ресурсов, финансовый рынок. Основные макроэкономические тождества.