ПО КУРСУ "МИКРОЭКОНОМИКА"
ПЕРВАЯ часть задания - освещение теоретического вопроса. Необходимо дать развернутый ответ на поставленный вопрос - он должен занять не менее 2-3 страниц текста. Количество используемых источников не ограничивается, но их все нужно перечислить в конце эссе. Приветствуется использование статистических данных. Графики и схемы, на которых наглядно представляются Ваши умозаключения, увеличивают балльную оценку. Варианты от 1 до 7.
1.Стадии жизненного цикла предприятия на примерах современных известных российских и зарубежных компаний. 3-7 примеров с обоснованием своей точки зрения и анализом ошибок, допущенных этими компаниями.
2.Описать неценовые факторы спроса на какой-либо товар (нефть, кетчуп, мебель, хлеб и т.д.). Проанализировать влияние этих факторов на примере нескольких российских компаний, производящих данный продукт (например, для мебели это будут Ikea, региональная мебельная фабрика и дядя Вася-слесарь). Построить на одном поле графики спроса на этот товар всех анализируемых фирм. Объяснить взаимное расположение кривых спроса на товар анализируемых фирм. Например, IKEA более раскрученный брэнд и имеет большее количество точек продаж, чем региональная мебельная фабрика или, тем более, дядя Вася. Поэтому кривая спроса на мебель от IKEA сместится вверх и вправо. Желательно оценить сильные и слабые стороны производителей иностранных, отечественных - столичных и региональных, возможно даже местных (например, мини-пекарни).
3.Опишите существующую конъюнктуру (соотношение и качество спроса и предложения) на российском рынке труда. Постройте кривые спроса и предложения на различные категории персонала или на труд работни ков различных профессий (разнорабочие, высококвалифицированные рабочие, офисные служащие, менеджеры, топ-менеджеры - для 5-10 категорий) . Оцените, в каких случаях ситуация близка к равновесной, а в каких наблюдается перекос рынка в какую-либо сторону. Сделайте выводы о дальнейшем развитии ситуации на рынке труда в отношении анализируемых категорий и профессий.
4.Сравните явные и альтернативные (вмененные) издержки торгового предприятия (например, торгового центра, магазина строительных то варов, кондитерского магазина и т.д.), производственного предприятия (например, обувной мастерской, авиазавода, макаронной фабрики и т.д.) и конторы по оказанию услуг (например, консалтинговое агентство, транспортная компания, ремонтная мастерская). Определи те взаимное расположение кривых постоянных, переменных и средних издержек каждой из анализируемых фирм. Проанализируйте полученные различия.
5.Приведите примеры предприятий, на которых предельные издержки возрастают равномерно, с ускорением и с замедлением. Определите, временное это явление или постоянное и чем оно вызвано в каждом конкретном случае - 3-5 примеров. Приведите примеры отраслей с ускоренно возрастающими предельными издержками.
6.Выделите отрасли с верхней границей краткосрочного периода от 1 года до 5 лет, от 5 лет до 30 лет и более 30 лет. Краткосрочный период определяется по длительности периода, в котором условно-постоянные издержки НЕ изменяются. Опишите взаимосвязь между длительностью краткосрочного периода, величиной постоянных расходов и удельным весом средних переменных издержек в себестоимости единицы продукции.
7.Постройте Ваш личный бюджет и проанализируйте его с микроэкономической точки зрения. Приведите примеры товаров, Ваш спрос на которые эластичен по цене, неэластичен по цене, но эластичен по другим факторам и просто неэластичен. Найдите в своем бюджете постоянные и переменные издержки. Постарайтесь оптимизировать Ваши затраты с помощью выделения необходимых направлений расходования и нецелевых, непроизводительных расходов.
ВТОРАЯ часть контрольной работы – расчетная, призванная проверить навыки решения задач с использованием основных микроэкономических показателей.
Вы – производитель товара А. Товар А является товаром народного потребления. Вы продаете свой товар только на рынке города, в котором работает Ваша фирма. Население города – Ч человек. При этом экономически-активное население составляет ЭАН% населения города, уровень безработицы – Б%. Спрос на товар А формируется исключительно занятым населением и описывается следующими утверждениями:
♣ При цене на товар А, равной 1 у.д.е.:
S1 % покупателей согласны купить n1 штук этого товара в месяц,
S2% согласны купить n2 штук,
S3% согласны купить n3 штук и
S4% не будут покупать этот товар вообще.
♣ При изменении цены на товар А от 1 до 2 у.д.е. функция спроса описывается следующим уравнением:
D = – a*P+b
♣ При изменении цены на товар А от 2 до 3 у.д.е. эластичность спроса по цене составляет E.
♣ При изменении цены на товар А от 3 до 4 у.д.е. величина спроса на товар уменьшается на k%.
♣ При изменении цены на товар А от 4 до 5 у.д.е. величина спроса на товар составляет m% от величины спроса при цене, равной 1.
Найдите величины спроса на товар А при цене от 1 до 5 у.д.е. и постройте график спроса на товар А.
Вычислите величины эластичности спроса на товар А по цене на протяжении всей кривой спроса. Сделайте выводы об эластичности спроса на данный товар и предположите, до какого уровня фирме выгодно повышать цену (на основании данных об изменении эластичности спроса).
Предельная полезность труда первого рабочего d1 штук продукции в час, второго – d2, третьего – d3, четвертого – d4, пятого и последующих – d5. При этом продолжительность рабочего дня составляет n часов, в месяце 21 рабочий день. Мощность одного станка составляет f единиц товара в месяц. Ставка заработной платы одного рабочего составляет r у.д.е в час, амортизация одного станка составляет z у.д.е. в месяц. Стоимость материалов на одну единицу товара А составляет t у.д.е., административные постоянные расходы производства составляют u у.д.е. в месяц.
Учитывая, что фирма хочет обеспечить себе рентабельность затрат, равную b%, построить график предложения товара А при цене от 1 до 5 у.д.е.
Найдите точку равновесия, равновесную цену на товар А и равновесный объем продаж товара А.
Примите кривую спроса за график количества произведенной продукции. Посчитайте и постройте графики для таких показателей, как выручка, общие, предельные, постоянные и переменные издержки – общие и средние.
Дайте пояснения к полученным данным, сделайте выводы о прибыльности, выгодности ведения бизнеса. Определите оптимальный объем производства и цену, по которой необходимо продавать единицу продукции. Посчитайте рентабельность оборота, издержек к данной точке. Определите запас финансовой прочности в абсолютном и процентном выражении. Укажите пути сокращения издержек фирмы.
Список рекомендуемой литературы.
Основная литература.
1. Экономика. Под редакцией А.С.Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 1999.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1, 2. - СПб.: Экономическая школа, 1997.
3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М.: Юнити, 1997.
Дополнительная литература.
1. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. - М.: Дело, 2000.
2. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. - М.: ИНФРА-М, 2000.
3. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2000.
4. Varian H. Microeconomic Analysis. W.W.Norton and Company. 5-rd ed., 1992.
5. Mas-Colell A., Whinston М., Green J. Microeconomic Theory, Oxford university press, 1995.
6. Kreps D. A Course in Microeconomic Theory, Harvester Wheatsheaf, 1990.
7. Gravelle H., Rees R. Microeconomics, Longman, 2 ed., 1996.
8. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб, 1998.
9. Чеканский А.Н., Фролова Н.М. Теория спроса, предложения и рыночных структур. - М.: ТЕИС, 1999.
10. Жан Тироль. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности:
11. в 2-х т.. - СПб: Экономическая школа, 2000.
12. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. - М.: Айрис-пресс, 2002.
13. Nicholson W. Microeconomic Theory. Basic Principles and Extensions. - The Dryden Press. 8-th ed., 2002.
14. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. - М. 2002.
Содержание
Курс лекций по курсу "Микроэкономика" 3
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСА "МИКРОЭКОНОМИКА". 3
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. 3
II. ВОСПРОИЗВОДСТВО.. 4
III. СОБСТВЕННОСТЬ. 4
IV. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 5
V. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. 6
VI. РЫНОК. 8
VII. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 14
VIII. ЭКОНОМИКА ФИРМЫ: ИЗДЕРЖКИ, ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. 16
Основные определения в соответствии с программой курса "Микроэкономика" 22
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "МИКРОЭКОНОМИКА" 41
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 42
ПО КУРСУ "МИКРОЭКОНОМИКА". 42
Список рекомендуемой литературы. 45