Цена продукции, ее сущность и функции

Цена - основной элемент рыночной экономики. Она от­ражает общественно необходимые затраты на производство товара, денежное выражение его стоимости. Процесс форми­рования цен называется ценообразованием.

Различают две формы ценообразования - рыночную, ос­нованную на изучении спроса и предложения, при которой формирование цен осуществляют субъекты хозяйствования, и государственную, при которой цены устанавливаются государ­ственными органами руководства и управления.

Развитие в лесном хозяйстве товарно-денежных отношений на основе рыночного механизма их регулирования требует со­вершенствования системы ценообразования. Ранее действующий затратный метод определения цены предприятия как суммы среднеотраслевой себестоимости и плановой нормы прибыли в новых условиях не пригоден. Цена товара на свободном рынке определяется в зависимости от спроса и предложения.

С ростом цен величина спроса, как правило, понижается и, наоборот, снижение цены расширяет круг потребителей товара и объем продаж. Эго хорошо видно из рис. 13.1, который от­ражает взаимосвязь объема спроса с уровнем цены товара.

Однако прямая зависимость между уровнем цены товара и размером спроса прослеживается не всегда. В некоторых видах продукции рост цен не оказывает существенного влияния на объем продаж. Это касается прежде всего товаров первой необходимости или тех, объем производства которых не может быть увеличен по объективным причинам. Разуме­ется, это исключение из общего правила.

Взаимосвязь уровня цены и объема продаж называется ценовой эластичностью, которая выражается ее коэффициен­том спроса и определяется как отношение темпов при­ роста спроса (продаж) к темпам изменения уровни цены.

Выявление зависимости величины спроса от уровня цен позволяет определить максимальный и минимальный уровень цен, при котором величина спроса существенно не изменяет­ся. Поэтому каждое предприятие прежде чем устанавливать тот или иной уровень цен, сначала тщательно изучает спрос и действующие цены на свою продукцию и лишь затем при­ступает к регулированию объема производства продукции и затрат на ее изготовление. При этом имеется в виду, что мини­мальный уровень цен не может быть ниже издержек производства и реализации продукции, в противном случае предприятие окажется в убытке. Поэтому цена устанавлива­ется выше минимальной, чтобы обеспечить не только покры­тие издержек производства, но и получить нужную норму прибыли, необходимую для образования фондов потребления и накопления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

На размеры цены влияют и внешние факторы, например, стоимость сырья, материалов и энергии, тарифы на транспорт­ные услуги и т.п. Увеличение их стоимости приводит к рос­ту издержек производства и, как следствие, цены.

Для оперативного реагирования на изменение цен и ук­репления собственных позиций на рынках сбыта товаров и услуг предприятие-поставщик вынуждено тщательно изучать уровень цен и качество продукции предприятий конкурентов и перспективы их развития. Борьба за потребителя требует постоянного совершенствования продукции, изучения и учета интересов потребителя к качеству и оформлению товаров, учета складывающегося на рынке соотношения спроса и предложе­ния. Ведущую роль в конкурентной борьбе за потребителя играет степень полезность предлагаемых товаров и услуг. Из этого следует вывод, что цена - это форма выражения цен­ности тек или иных благ, которая проявляется в процессе товарно-денежных отношений. Уровень цены товара опреде­ляется его полезностью, т.е. способностью удовлетворить те или иные потребности покупателя; качество и полезность товара проверяется рынком и рынок формирует окончатель­ную цену.

Таким образом, в условиях рыночной экономики цена товара выполняет следующие функции:

• информационную, позволяет доставщикам и потребите­лям иметь необходимые сведения для принятия решений по производству и потреблению тех тли иных товаров и услуг;

• стимулирующую, заставляет поставщиков снижать из­держки производства и повышать качество выпускаемой про­дукции;

• учетную, дает возможность учитывать и оценивать по­требленные ресурсы для производства и реализации продук­ции, а также эффективность принятых решений;

• распределительную, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения и выбор вариантов рационального раз­мещения производства.

В учетной функции цена призвана отразить общественно необходимые затраты на производство продукции, значитель­ный отрыв цен от уровня затрат нарушает эквивалентность обмена и тем самым дестабилизирует денежное обращение и денежную единицу. Кроме того, учетная функция цены отра­жает соотношения в ней себестоимости и прибыли. Цена яв­ляется базой для исчисления производственной программы предприятия, определения производительности труда, оценки эффективности производства и др.

В роли фактора сбалансирования спроса и предложения цена выступает в качестве связующего звена между произ­водством и потреблением, предложением и спросом. Она используется в качестве инструмента для завоевания лидирую­щего положения на рынке товаров и услуг, преодоления дис­пропорций между спросом и предложением.

Стратегия ценообразования имеет цель:

а) обеспечить высокий объем реализации и повысить свою долю на рынке сбыта;

б) максимизировать прибыль;

в) поддержать существу­ющий уровень продаж.

Цель достигается, прежде всего использованием ценовой стратегии проникновения, когда уровень цен устанавливает­ся ниже уровня цен конкурентов.

Потеря прибыли на единице товара в этом случае ком­пенсируется увеличением объема продаж, расширением своей доли на рынке. Также она достигается выбором цены, обеспечивающей максимальную прибыль на единицу товара и быстрое возмещение издержек производства и обращения. При наличии ха рынке многих конкурентов или падении спроса и для поддержания существующего уровня продаж необходимо снижать цену на продукцию или услуги и постоянно совер­шенствовать их качество.

При регулировании уровня цен может также применяться стратегия льготных цен для удержания потребителей на про­дукцию. Величина скидки должна быть такой, чтобы не ухудшились финансовые результаты предприятия. При обосновании цен необходимо учитывать не только реальные издержки производства и реализации продукции, но и налоговые ставки и начисления, которые в соответствии с действующим законодательством включаются в себестоимость продукции и услуг. Принимаются также во внимание специ­фика и внешний вид производимой продукции, длительность и особенность производственного цикла, организация рекламы, уровень инфляции, сертис1гикация продукции и производства.

Ценовая политика предприятии должна быть гибкой и кор­ректироваться с учетом положения фирмы на внутреннем и внешнем рынках и сложившейся ситуации во внешней среде.

Наши рекомендации