Особенности приватизации в РБ

Для Республики Беларусь одной из главных теоретических и практических проблем является определение наиболее рациональных путей разгосударствления экономики и приватизации собственности. Это важнейшая составная часть экономической реформы, к проведению которой республика приступила еще в 1990 г. Принимая решение об изменении экономической системы, государство сталкивается с двумя проблемами: выбором господствующей формы собственности на средства производства и способом координации и управления экономической деятельностью. Практически во всех государствах мира в качестве модели экономической системы принята смешанная. В этих странах существует и государственная, и частная собственность на средства производства, а экономическая деятельность основывается как на системе рынков, так и на государственном планировании и регулировании. В одних государствах преобладает рыночная система (США, Англия и др.), в других (Япония, Швеция, Германия, Италия) весьма развиты планирование и координация экономической деятельности как государственного, так и частного сектора. Например, в Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, а государство активно воздействует на обеспечение экономической стабильности и на перераспределение доходов. Экономику Японии называют «полуплановой корпорацией», где начиная с 50-х годов используется государственное планирование на основе разработки пятилетних планов. И хотя планы носят не директивный, а индикативный характер, они являются мощным фактором стабилизации, противодействуя банкротствам[8].

Республика Беларусь преобразует экономику из модели «командная экономика» в модель «смешанная экономика». По такому пути пошли страны СНГ, государства Восточной Европы, Китай. В них создается многоукладная экономика. Специалисты считают, что в Республике Беларусь должно функционировать около 800 тысяч субъектов хозяйствования.

Создание широкого слоя собственников — необходимое условие образования конкурентной среды и запуска рыночной системы в структуре смешанной экономики.

Главная цель приватизации — преодоление монополизма госпредприятий путем создания многоукладной экономики, развитие частной собственности и создание конкурентной среды, что послужит основой для повышения эффективности функционирования экономики в целом и успехов в социальной сфере.

Достижение главной цели приватизации само по себе не решает проблему повышения экономической эффективности, особенно в существующей нестабильной ситуации. Новым собственникам не под силу самостоятельно заниматься переоснащением своих предприятий, готовить квалифицированные кадры. Разрыв хозяйственных связей в наиболее важных секторах экономики имеет негативные последствия. Поэтому и разработана государственная программа разгосударствления и приватизации.

В 1993г. правительство Республики Беларусь начало сотрудничество с Международной финансовой корпорацией (МФК) по разработке юридических и административных основ для проведения приватизации. Разработан проект «Малая приватизация в Беларуси». Он осуществляется при финансовой поддержке агентства США по международному развитию. За два года под эгидой МФК в Бресте, Гродно, Орше, Минске, Кобрине, Сморгони, Новогрудке, Лиде, Барановичах было проведено 50 аукционов, приватизировано 180 объектов, что принесло местным бюджетам дополнительных средств более 830 млрд. рублей.

В 2002 г. в Республике Беларусь функционировало 29 044 малых предприятий, из которых 44,4% сосредоточено в торговле и общественном питании; 11,7% - в строительстве. В промышленности 20,8% малых предприятий произвели 7,2% общего объема продукции промышленности, здесь сосредоточено 37,7% численности работников[9].

С начала приватизации за период с 1991 по 2002 г. в РБ приватизировано 3667 предприятий, из которых 42,9% составляют акционерные общества, преобразованные из государственных предприятий, 19,7% — арендные предприятия, 37,4% — проданы на аукционе (по конкурсу). Отраслевая структура промышленного производства по формам собственности в 2002 г. представлена в табл.

Структура производства по формам собственности РБ[10]

  Показатели Вся промышленность % В том числе по формам собственности %
государственная частная иностранная
Число предприятий и производств 27,8 70,5 1,7
Объем промышленной продукции 41,4 57,1 1,5
Численность промышленно – производственного персонала 48,4 50,2 1,4

Привлечение иностранных инвестиций — одна из важнейших задач приватизации. Иностранные инвесторы получают возможность выйти на новые рынки развивающихся стран и регионов. Приобретая акции государственных предприятий, они могут организовать деятельность гораздо быстрее отечественных и быть поставщиками сырья и энергии для приватизируемых предприятий. Об этом свидетельствует опыт проведенной приватизации Мозырского нефтеперерабатывающего завода.

Создание частных предприятий формирует новый тип предпринимателя со свойственным ему рациональным поведением, компетентностью, способностью идти на риск, обладающего чувством ответственности за свои поступки. При проведении разгосударствления и приватизации следует большое внимание уделять разъяснительной работе среди населения.

Приватизация сокращает масштабы государственного регулирования экономики и расходы на содержание государственного аппарата. Наконец, приватизация несет выгоды потребителям. Конкуренция вынуждает фирмы бороться за лучшее качество товаров и услуг, снижать цены.

Процесс реформирования отношений собственности охватывает практически все отрасли экономики РБ, за исключением тех, где разгосударствление и приватизация запрещены законодательством.

В настоящее время среди приватизированных промышленных объектов преобладают предприятия легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промстройматериалов. Это Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат, Гомельский и Бобруйский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельстекло, Гомельобои, Минское производственное тонкосуконное объединение, Витебское производственное ковровое объединение и многие другие. Продукция этих предприятий хорошо известна далеко за пределами Республики Беларусь. Они конкурентоспособны в рыночной экономике[11].

Медленно идет приватизация в машиностроительном комплексе, на предприятиях химической промышленности. Ряд предприятий не могут быть реформированы в ближайшее время, так как не только не имеют средств для выкупа, но и сами нуждаются в значительной поддержке со стороны государства.

Несмотря на рост негосударственного сектора, в общем числе промышленных предприятий в Республике Беларусь имеется около 300 предприятий-монополистов. Они включены в государственный реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках страны. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» для противодействия монополизму крупных предприятий предусматривает право государства на принятие решения о принудительном разукрупнении предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке[12]. В настоящее время это право имеет Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь. Оно определяет круг предприятий, подлежащих реструктуризации, и устанавливает ее сроки. Если сроки не соблюдаются, назначается внешний управляющий, которому департамент по предпринимательству передает полномочия по реструктуризации. Реструктуризация предприятия рассматривается не только как разукрупнение крупных предприятий, но и как постоянный процесс реформирования, направленный на выведение предприятий из кризиса.

Наши рекомендации