Общие методические указания. 2. Общие методические указания 5

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………… 4

2. Общие методические указания……………………………………………...5

3. Тематический план по учебной дисциплине «Основы экономики»………8

4. Программа учебной дисциплины «Основы экономики»………………… 10

5. Методические указания и примеры решения задач по основным темам курса «Основы экономики»…………………………………………………… 16

6. Выбор заданий для домашней контрольной работы …...…………………

7. Задания к домашней контрольной работе …...………………………….

8. Вопросы для подготовки к зачету…………………………………….. ….

9. Рекомендуемая литература………………………………………………

Введение

Методические указания по Основам экономики составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, предназначенной для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 140448 - Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен

уметь:

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять организационно-правовую форму организаций;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

знать:

- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

- методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

- основы организации работы коллектива исполнителей;

- основы планирования, финансирования и кредитования организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- общую производственную и организационную структуру организации;

- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии.

По учебному плану изучение данной дисциплины предусматривает проведение обзорных лекций и практических работ в период экзаменационной сессии и межсессионных консультаций. Большая часть теоретического материала подлежит самостоятельному изучению студентами-заочниками, и в качестве одной из форм самостоятельной работы студентов предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы, включающей задания теоретического и практического характера. Практические работы предназначены для углубленного изучения теоретического материала и получения практических навыков и умений.

В качестве итогового контроля знаний предусматривается дифференцированный зачет.

Методические указания помогут студентам заочного отделения самостоятельно изучить курс «Основы экономики», выполнить домашнюю контрольную работу, подготовиться к зачету.

Методические указания состоят из общих методических указаний, программы дисциплины «Основы экономики», примеров решений задач, вопросов к домашней контрольной работе, перечня вопросов для подготовки к зачету.

В общих методических указаниях рассматриваются вопросы для изучения курса «Основы экономики» и формы контроля усвоения знаний учащимися.

Общие методические указания

Основы экономики является общепрофессиональной дисциплиной.

Основной вид учебных занятий учащихся заочного отделения - самостоятельная работа над учебным материалом. По курсу основы экономики она слагается из следующих элементов: изучение материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольных заданий, индивидуальные консультации, посещение учебных занятий, сдача зачета по всему курсу.

Контрольные задания. При изучении курса основ экономики студент должен выполнить контрольную работу, к выполнению которой можно приступить только тогда, когда будет изучена определённая часть курса и тщательно проработаны решения примеров, приведенных в методических указаниях. Вариант работы соответствует порядковому номеру студента в списочном составе группы.

Для ответа на теоретические вопросы студент должен изучить специальную литературу, учебники, пособия. Для понимания материала и полноты ответа литература прорабатывается по всему разделу, но в ответ включаются только сведения, требуемые по вопросу. Студент имеет право использовать дополнительную литературу, не указанную в списке рекомендуемой литературы, но имеющую прямое отношение к вопросам контрольной работы. После проработки литературы даётся ответ на вопрос. Текст должен быть написан разборчиво, сокращение слов не допускается. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена, для замечаний рецензента надо оставлять широкие поля, примеры с условиями задач переписываются в том же порядке, а каком они указаны в задании. Работа должна быть датирована, подписана студентом и представлена на рецензирование.

Если контрольная работа не зачтена, то её нужно выполнить второй раз в соответствии с указаниями рецензента и выслать на повторное рецензирование вместе с незачтённой работой. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не засчитывается.

При выполнении контрольных работ следует строго придерживаться следующих требований:

1. Номера и условия задач выполняются в том порядке, в каком они указаны в задании.

2. Решения задач и ответы на вопросы должны быть полными и исчерпывающими. При решении задач нужно приводить весь ход решения.

3. После выполнения заданий приводится список используемой литературы.

4. Работа должна быть датирована, подписана студентом и представлена в колледж для рецензирования в сроки, указанные в индивидуальном учебном графике.

5. После получения прорецензированной работы студент обязан выполнить указания рецензента. Исправления нужно выполнять в этой же тетради после рецензии, а не в рецензируемом тексте.

Консультации. Если у студента возникают затруднения при изучении курса, следует обращаться за консультацией к преподавателю, рецензирующему контрольные работы. График консультаций имеется на заочном отделении.

Лекции. В помощь студентам читаются лекции в период экзаменационной сессии.

Темы лекций:

1. Экономическая сущность основных средств (фондов). Состав и классификация основных средств. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели использования основных средств. Пути улучшения использования основных средств предприятия.

2. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Элементы оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств.

3. Понятие о себестоимости продукции работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Калькулирование. Виды себестоимости продукции. Классификация затрат себестоимости. Факторы и пути снижения себестоимости.

Дифференцированный зачет. К сдаче зачета допускаются студенты, которые выполнили домашнюю контрольную работу.

Тематический план по учебной дисциплине

«Основы экономики»

Наименование тем Объем часов по очной форме обучения
максимально из них практических
Введение  
Раздел 1.Отрасль в условиях рынка    
Тема 1.1 Отрасль в системе национальной экономики    
Тема 1. 2. Материально-технические и экономические ресурсы отрасли    
Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия)    
Тема 2.1.Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике    
Тема 2.2Производственная структура организации (предприятия)        
Тема 2.3Производственный и технологический процессы      
Раздел 3. Экономические ресурсы организации (предприятия)    
Тема 3.1 Имущество и капитал    
Тема 3.2 Основные и оборотные средства      
Тема 3.3Организация, нормирование и оплата труда      
Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации    
Тема 4.1.Маркетинг, функции и этапы его организации    
Тема 4.2.Качество и конкурентоспособность продукции    
Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности предприятия    
  Тема 5.1 Себестоимость продукции    
Тема5.2 Ценообразование в рыночной экономике    
Тема 5.3.Прибыль и рентабельность  
Раздел 6. Планирование деятельности организации    
Тема 6.1. Бизнес-планирование    
Тема 6.2. Методика расчета основных технико-экономических показателей работы предприятия    
Всего:

Программа учебной дисциплины «Основы экономики»

Введение

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различной собственности

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка

Роль и значение электроэнергетики в системе рыночной экономики. Перспективы развития электроэнергетики.

Формы организации производства: концентрация специализация, кооперирование, комбинирование производства, их сущность, виды, экономическая эффективность. Факторы, влияющие на экономическую эффективность каждой из форм организации производства в электроэнергетике.

Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Формы обеспечения ресурсами. Плата за природные ресурсы.

Трудовые и финансовые ресурсы электроэнергетики, показатели их эффективного использования, отраслевой рынок труда. Производственный персонал предприятий электроэнергетики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы перспективы развития электроэнергетики в РФ?

2. Перечислить основные формы организации производства и факторы, влияющие на каждую из форм в электроэнергетике.

3. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

4. Трудовые и финансовые ресурсы электроэнергетики, показатели их эффективного использования, отраслевой рынок труда.

5. Производственный персонал предприятий электроэнергетики.

Литература:[1] с.12 – 16; 17 – 24; 28 - 32

[2] с.12 – 14; 20 – 21; 26; 29 – 32; 35 – 38

Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия)

Предприятие: цель деятельности, основные экономические характеристики.

Организационно-правовые формы предприятий.

Производственная структура предприятия. Элементы производственной структуры. Факторы, определяющие производственную структуру.

Организация основного производства — основа технологического процесса. Составные части технологического процесса. Организация ремонтного, энергетического, транспортного, инструментального хозяйства. Организационная структура службы энергетического хозяйства промышленного предприятия.

Непроизводственная инфраструктура предприятия.

Организация энергохозяйства. Производственный процесс на предприятии; понятие, содержание и основные принципы рациональной организации. Структура производственного процесса.

Производственный цикл, его длительность.

Технологический процесс, его элементы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой предпринимательская деятельность?

2. Перечислить основные формы собственности в Российской Федерации.

3. Назовите основную цель деятельности коммерческой организации.

4. Перечислить типы некоммерческих организаций.

5. В чём значимость предприятия как основного звена рыночной экономики?

6. Особенности создания акционерного общества.

7. Дать краткую характеристику основных типов товарищества.

8. Каковы отличия между открытым и закрытым акционерным обществом?

9. Дать краткую характеристику унитарному предприятию.

10. Чем ограниченная ответственность отличается от неограниченной?

Литература: [1] с.33 – 50

[2] с.88 – 94

Раздел 3. Экономические ресурсы организации (предприятия)

Имущество организации: понятие, состав.

Капитал предприятия. Источники формирования капитала. Уставный капитал - основа создания и функционирования организации. Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ. Основной и оборотный капитал.

Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника.

Производительность труда. Показатели производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Народно — хозяйственные, отраслевые и внутрипроизводственные резервы роста производительности труда.

Нормированиетруда на предприятии: цели и задачи. Основные виды норм затраттруда.

Сущность заработной платы. Принципы организации оплаты труда на предприятии. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. Доплаты и надбавки. Формы организации и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Структура собственного капитала предприятия.

2. Понятие уставного капитала, источники его формирования.

3. Какие категории рабочих входят в производственно – промышленный персонал?

4. Как определяется среднесписочная численность работников?

5. Какие направления выбытия работников вы знаете?

6. Дать понятия «трудоёмкости» и «выработки».

7. Назовите основные принципы оплаты труда.

8. Что содержит тарифно-квалификационный справочник?

9. Дайте определения понятиям «Тарифная ставка», «Тарифная сетка», «Тарифный коэффициент».

10. Основные формы оплаты труда в тарифной системе, условия их применения

Литература: [1] с.82 – 86; 89 – 92; 102 – 109

[2] с.161 – 163; 171 – 172

Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации

Маркетинг, его основы. Понятия и концепции маркетинга. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность. Функции маркетинга и этапы его организации

Качество продукции. Показатели качества продукции. Система качества.

Государственные и международные стандарты.

Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения. Показатели конкурентоспособности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение маркетинга.

2. В чем отличие целей предприятия от целей маркетинга?

3. Охарактеризовать виды маркетинга.

4. Соотнести эпохи развития маркетинга и концепции маркетинг

5. Функции маркетинга и этапы его организации.

6. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения. Показатели конкурентоспособности.

Литература: [1] с.51 – 53

[2] с.136 – 138; 143 – 151; 190 – 193

Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности предприятия

Понятие о себестоимости продукции работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.

Виды себестоимости продукции. Факторы и пути снижения себестоимости. Формирование ценовой политики и установление цен на товары.

Методы ценообразования. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. Тарифы на электрическую энергию.

Прибыль организации предприятия – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Выручка, доходы и прибыль предприятия.

Планирование прибыли и ее распределение на предприятии.

Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Методика расчетауровня рентабельности предприятия и продукции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дать определение себестоимости продукции.

2. Пояснить классификацию затрат по экономическим элементам и раскрыть их суть.

3. Какие затраты относятся к прямым, а какие к косвенным?

4. Что такое переменные и постоянные издержки?

5. Назовите основные источники снижения себестоимости продукции.

6. Приведите примеры основных и накладных издержек.

7. Назовите какие затраты связаны с реализацией продукции.

8. Какие расходы относятся к общехозяйственным?

9. В чём появляется экономическая сущность прибыли?

10. Назовите источники формирования прибыли на предприятии.

11. Что влияет на величину прибыли?

12. Назовите источники формирования убытков.

13. В чём сущность рентабельности?

14. Как рассчитывается рентабельность производства?

Литература: [1] с.56 – 60; 64 – 76

[2] с.200 – 204; 208 – 213

Раздел 6. Планирование деятельности организации.

Виды внутрифирменного планирования.

Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана.

Кредитование организации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды внутрифирменного планирования и принципы его организации.

2. Типы бизнес-планов.

3. Структура бизнес-плана.

4. Кредитование организации и его виды.

Литература: [1] с.156 – 165; 167 – 171

[2] с.119 – 130

Методические указания и примеры решения задач по основным темам курса «Основы экономики».

Наши рекомендации