II. Закон спроса и потребительский выбор
МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОМЕЖУТОЧНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
Типовые задачи к разделам учебной программы
I. Базовые экономические понятия
Студент располагает двумя вечерами для подготовки к тестированию по микроэкономике и высшей математике. Имеются два варианта распределения оценок по 100-бальной шкале:
Баллы по микроэкономике | Баллы по высшей математике | |
А | ||
Б |
Чему будут равны альтернативные издержки повышения оценки по высшей математике с 68 до 72 баллов, выраженные в баллах по микроэкономике?
Фирма продает два типа теннисных мячей, покупая их по 3 и по 2 ден. ед. за штуку. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 ден. ед. Чем определяется ее форма и местоположение?
Робинзон и Пятница оказываются на необитаемом острове. Их основное занятие – собирать кокос и ловить рыбу. Робинзон может за один час собрать 10 кокосов или поймать 2 рыбы. Пятница за то же время может поймать 10 рыб или собрать 30 кокосов. Как следует распределить обязанности между Робинзоном и Пятницей, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно? Сколько рыбы будет поймано и сколько кокосов собрано, если Робинзон и Пятница будут работать по 3 часа в день?
Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего выпуска (штук) за год:
Варианты | Столы | Стулья |
А | ||
Б |
Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях?
Студент обучается в университете, получая стипендию 120 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, прилагая равные усилия и зарабатывая 1000 руб. в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в университете?
II. Закон спроса и потребительский выбор
Покупатель делает выбор между двумя товарами А и В. Предельная полезность каждого из них показана в табл.:
Товар А | MUa | Товар В | MUb |
Сколько единиц каждого товара следует приобрести покупателю, чтобы максимизировать полезность? При этом расход денежных средств покупателя может составить 18 руб. Цены товаров А и В соответственно 4 и 2 руб.
36.
Потребитель имеет доход 100 ден. ед. в месяц. Весь этот доход должен быть израсходован на покупку двух товаров: А и Б. Товар А стоит 2,5 ден. ед., товар Б – 5 ден. ед. Нарисуйте бюджетную линию. Какой будет бюджетная линия, если доход потребителя возрастет до 120 ден. ед.? Какой будет бюджетная линия при доходе 100 ден. ед, но снижении цены товара А до 2 ден. ед.?
Покупатель регулярно приобретает хлеб (2 ден. ед. за буханку) и молоко (3 ден. ед. за 1 литр). Каждую неделю он покупает такое количество этих продуктов, что их предельная полезность составляет соответственно 60 и 50 ютилей. Можно ли считать, что покупатель имеет наилучший, т.е. максимизирующий полезность, набор хлеба и молока? Если нет, то каким образом ему следует перераспределить свои расходы между этими двумя товарами?
Потребитель покупает аудио- и видеокассеты по цене 2 и 4 ден. ед соответственно. При этом потребитель может затратить на покупку 20 ден. ед. Предельные полезности при покупке этих товаров показаны в таблице.
Количество | MU аудио | MU/P аудио | MU видео | MU/P видео |
В какой количественной комбинации должен купить потребитель данные товары, чтобы максимально полезно использовать свои 20 ден.ед.?
Состояние равновесия для потребителя устанавливается при следующей структуре его товарных закупок: овощи – 2 кг по 3 ден. ед. за 1 кг; фрукты – 4 кг. по 5 ден. ед. за 1 кг. Определите предельную норму замещения фруктов овощами.
Наташа потребляет в месяц 2 кг. мяса по цене 15 руб. за 1 кг и 5 кг хлеба по цене 2 руб. за 1 кг. Чему равна предельная норма замены мяса хлебом в состоянии равновесия?
Студент каждую неделю покупает газеты и журналы. В таблице показана полезность, которую он получает от потребления различного их количества. Цена газеты – 2 ден.ед., журнала – 5 ден.ед. Предположим, что за неделю он покупает пять газет и три журнала.
Количество | TU газет | MU газет | MU/P газет | TU журналов | MU журналов | MU/P журналов |
Сколько денег тратит студент на покупку этого количества газет и журналов? Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?
Какова предельная полезность от потребления газет и журналов? Каково отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров? При какой комбинации товаров общая полезность окажется максимальной?
Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна 20 – 3х, где х- количество яблок (шт). Предельная полезность апельсинов равна 40 – 5у, где у – количество апельсинов (шт). Цена одного яблока составляет 1 руб., цена одного апельсина – 5 руб. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?
Начертить три кривых безразличия, используя данные таблицы, характеризующей товарные наборы («одежда» – на оси х, «продукты» – на оси у)
хА | уА | хВ | уВ | хС | уС |
А) Оцените полученные кривые безразличия с точки зрения их наибольшей и наименьшей полезности.
Б) Проведите линию бюджетных ограничений по касательной к кривой безразличия с наиболее высокой полезностью комбинаций товаров.
В) Что означает точка касания двух кривых на вашем графике?
В набор потребителя входят два товара: пиво и раки. Общая полезнось характеризуется следующими данными:
Количество пива | ||||||
Общая полезность | ||||||
Количество раков | ||||||
Общая полезность |
Цена одной кружки пива равна 10 долл., цена одного рака – 50 центов.
Общий доход потребителя, который он тратит на пиво и раков, равен 25 долл. Какое количество кружек пива и раков покупает рациональный потребитель в состоянии равновесия?
Предельная полезность масла для француза зависит от его количества:
MUb = 40 – 5Qb,
Предельная полезность хлеба равна:
Mubr = 20 – 3Qbr.
Цена килограмма масла равна 5 франкам, цена батона хлеба – 1 франку. Общий доход потребителя составляет 20 франков в неделю. Какое количество хлеба и масла потребляет француз?
Студент, занимаясь 11 часов в день, может улучшить свою успеваемость. Он должен распределить свое время между тремя предметами: экономической теорией, линейным программированием и историей. Дополнительные баллы, которые он может получить, посвящая время тому или иному предмету, следующие:
Часы занятий | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й |
Дополнит.баллы: | ||||||||
Экон. теория | ||||||||
Лин. программирование | -4 | -10 | ||||||
История |
Каким образом рациональный студент распределит свое время между предметами?
Доход Кати составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит 0,1 руб., а пачка сигарет – 5 руб. Чему будет равен наклон линии бюджетного ограничения Кати, если она тратит доход полностью на спички и сигареты?
В положении равновесия Дима потребляет 2 кг. помидоров по цене 3 руб. за 1 кг. и 4 кг. груш по цене 5 руб. за 1 кг. Чему равна для него предельная норма замены помидоров грушами?
Вы делаете выбор между двумя товарами А и В, причем предельная полезность каждого из них показана ниже. Сколько единиц каждого товара вам следует купить, чтобы максимизировать полезность, если ваш доход равен 9 ден. ед., а цены товаров А и В равны соответственно 2 и 1 ден. ед.?
Определите величину общей полезности, которую вы получите. Теперь предположите, что при прочих равных условиях цена товара А упала до 1 ден. ед. В каких количествах вы купите товары А и В?
Данные в таблице характеризуют кривую безразличия покупателя. Начертите эту кривую, откладывая количества товара А по вертикали, а товара В - по горизонтали. Исходя из того, что цены товаров А и В составляют соответственно 1,5 и 1 ден.ед., а покупатель намерен потратить 24 ден.ед, добавьте к графику соответствующую бюджетную линию. В какой комбинации купит потребитель товары А и В? Соответствует ли ваш ответ правилу равновесия: MRS = Pb/Pa?
Единицы товара А | Единицы товара В |
Для Саши потребление буханки хлеба ценой 2 руб. приносит удовлетворение в 10 ютилей. Какое количество ютилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 5 руб., если он находится в состоянии равновесия?
Полезность от просмотра кинофильма меняется в соответствии с функцией вида TU = 50q – 10q2
где q – время просмотра (в часах). Через сколько часов зритель достигнет точки насыщения
Полезность дополнительных занятий по экономике в зависимости от времени задана уравнением TU = 95q + 18q 2 – 0,2q 3 , где q – время занятий (в минутах). Через сколько минут с начала занятия начинает действовать убывание предельной полезности?
Опираясь на две комбинации цены и количества, известные вам для товара А, начертите кривую спроса на А.
Единицы А | МU товара А | Единицы В | MU товара В |