Административные и экономические методы государственного регулирования экономики и их инструменты.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности.
В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.
I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.
Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.
Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство для обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.
2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.
Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.
Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло.
Из экономических мер наиболее часто используются:
а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;
б) средства денежно-кредитной политики;
в) прогнозирование, планирование и программирование экономики;
г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.
Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении.
Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика государства: сущность, цели, инструменты, виды, достоинства и недостатки.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1. процентные ставки по операциям; Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке.
3. операции на открытом рынке; которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу.
4. рефинансирование банков; Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
5. валютное регулирование; Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
6. установление ориентиров роста денежной массы; Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.
7. прямые количественные ограничения, которые касаются фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.