Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Методические материалы для изучения курса по специальности
030501 – «Юриспруденция» (специализация – гражданско-правовая)
очная и заочная форма обучения
Вологда-2007
Трудовое право: Методические материалы для изучения курса по специальности – 030501 «Юриспруденция» (специализация – гражданско-правовая) очная и заочная форма обучения – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. 79 с.
Подготовил: Миронов Д.В. – старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин;
Рассмотрена и одобрена на заседании методической секции кафедры гражданско-правовых дисциплин « 22 » июня 2007 года, протокол № 5
Вологодский института права
и экономики ФСИН России, 2007
Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям.
|
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с тематическим планом изучения курса «Трудовое право» по специальности 030501 – «Юриспруденция» и имеют целью оказание практической помощи студентам в подготовке к семинарским, практическим занятиям по данному курсу, а также самостоятельному получению и закреплению знаний.
Приступая к изучению «Трудового права», следует предварительно ознакомиться с рабочей программой по данному курсу, нумерация тем в которой соответствует нумерации тем семинарских занятий в настоящих методических рекомендациях.
Целью проведения семинарских занятий является закрепление материала, изученного в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы, овладение навыками его практического применения, а также осуществление текущего контроля успеваемости студентов.
В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен опираться на положения Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов.
При ответе на вопрос семинарского занятия, необходимо теоретические положения излагаемого материала подтверждать ссылками на соответствующие нормативные акты, с указанием их названия и даты принятия. Практические занятия со студентами имеют целью закрепление теоретических знаний по российскому трудовому праву, полученных в ходе самостоятельного изучения предмета. Решение конкретных задач призвано оказать помощь студентам в приобретении навыков применения норм трудового права при решении практических вопросов.
Освещая вопрос семинарского занятия, по которому в литературе имеются различные точки зрения, студенту необходимо раскрыть их и высказать свою точку зрения на данный вопрос.
В процессе решения студенту необходимо приобрести навыки практического применения норм права к той или иной ситуации, указанной в условии задачи. Для этого следует внимательно изучить соответствующие нормативные акты и обосновать их применение для ответа на поставленные в условии задачи вопросы.
Решение конкретных задач призвано оказать помощь студентам в приобретении навыков применения норм трудового права при решении практических вопросов, встречающихся в работе правоохранительных органов.
Решения задач должны содержать четкую юридическую квалификацию, основания применения нормативных актов в каждом конкретном случае. При необходимости следует дать толкование правовой нормы. Решение каждой задачи должно быть конкретным, а не состоять из общих рассуждений. Ссылки на закон должны быть обоснованными. Следует обязательно указать источник, по которому дается ссылка на правовую норму.
При ответе необходимо не только ссылаться на закон, подзаконный акт, но и теоретически обосновывать предлагаемые решения.
Односложные ответы (типа: «ДА» - «НЕТ», «МОЖНО» - «НЕЛЬЗЯ», «ВПРАВЕ» - «НЕ ВПРАВЕ») без развернутой аргументации, опирающейся на нормативный материал, оцениваются неудовлетворительно.
В ходе решения задачи преподаватель вправе задавать отвечающему дополнительные вопросы, вытекающие из условия задачи либо относящиеся к рассматриваемой учебной теме. Проработка контрольных вопросов, как и само решение задачи, осуществляется студентами самостоятельно, в процессе подготовки к практическому занятию.
Для работы на практических занятиях каждый студент должен иметь тетрадь для практических занятий, в которой выполняются письменные задания.
При составлении документов следует обращать внимание не только на его содержание, но также на его форму и необходимые реквизиты. Составлять документы следует аккуратно, не внося исправления, используя официальный стиль изложения.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
СЗ РФ – Собрание законодательства РФ;
Ведомости СССР (РСФСР, РФ) – Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ);
САПП – Собрание актов Президента и Правительства РФ;
СП РСФСР – Собрание постановлений Правительства РСФСР;
БНА (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств (СССР, РСФСР, РФ);
РГ – Российская газета;
БВС (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ);
Семинар № 1. Понятие трудового права
Вопросы для подготовки:
1. Понятие, предмет и метод трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права.
2. Система трудового права.
3. Источники трудового права.
4. Основные принципы трудового права.
Отвечая первый вопрос, необходимо раскрыть, что понимается под отраслью трудового права, чем отличается наука трудового права от отрасли трудового права. Дать определения труда, технической и общественной организации труда. Определить предмет и метод трудового права, показать основные отличия трудового права от смежных отраслей права. Необходимо обратить внимание на способы правового регулирования труда.
Отвечая на второй вопрос, следует дать понятие системы трудового права и раскрыть институты, входящие в общую и особенную части системы трудового права.
При подготовке к третьему вопросу студенты должны уяснить понятие источников трудового права. Дать классификацию источников: по степени их важности и субординации; по системе трудового права, ее институтам, органам, принявшим нормативный акт; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности. Определить для себя действие нормативных актов в пространстве.
При изучении четвертого вопроса студенты должны знать определение принципов трудового права и уметь раскрыть их основное содержание.
Вопросы для самоконтроля
1. Как определяется понятие «предмет трудового права»?
2. Что такое метод трудового права?
3. Что понимают под принципами трудового права? Перечислите их.
4. Какие общественные отношения составляют предмет трудового права?
5. Что такое система трудового права?
6. Содержание правового статуса субъекта трудового права?
7. Классификация источников трудового права?
Задачи.
Задача № 1.
Преподаватель Рожнев заключил договор о возмездном оказании услуг с Институтом повышения квалификации. По этому договору он был обязан читать лекции, проводить семинарские занятия с группами слушателей в соответствии с расписанием, составленным институтом. Также он был обязан подготовить учебно-методический комплекс по своей дисциплине. Оплата его труда зависела от отработанного учебного времени. Он отработал весь учебный год, но при уходе в отпуск отпускные ему выплачены не были.
В каких отношениях с институтом находился преподаватель Рожнев?
Задача № 2.
В региональном соглашении, заключенном между правительством, объединением работодателей и объединением профсоюзов субъекта федерации, предусмотрен размер минимальной оплаты труда, равный 4100 рублей, в то время как по РФ он установлен в размере 1100 рублей.
Вправе ли субъект федерации принимать подобные решения?
Задача № 3.
Менеджеру по продажам Танцюре организация включила в договор условия о том, что он при выполнении заданий работодателя сам организует свой труд, контроль работодателя будет производиться через сдачу отчетов в конце недели, заработная плата будет рассчитываться в процентах от проданных изделий и минимальный ее размер не устанавливается. Кроме этого, он несет полную материальную ответственность с упущенной выгодой.
Трудовой или гражданско-правовой договор заключил менеджер по продажам?
Задача № 4.
Иванов заключил трудовое соглашение с Петровым, по которому, он должен был поклеить обои, побелить потолок, а также убирать и охранять квартиру во время нахождения гражданина Петрова в зарубежной командировке в течение шести месяцев.
Какова природа заключенного договора между Ивановым и Петровым?
Задача № 5.
Безработный Блинов явился в территориальный центр занятости для получения предложения о трудоустройстве в состоянии алкогольного опьянения, за что директор центра занятости объявил ему выговор и лишил пособия по безработице сроком на месяц.
В каких отношениях Блинов находится с центром занятости?
Задача № 6.
С маляром Сидоровым завод заключил трудовое соглашение по окраске забора заводского участка с оплатой по окончании работ. Через месяц по окончании работы Сидоров потребовал кроме оговоренной оплаты оплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск.
Правомерно ли его требование? В каких отношениях с заводом находился Сидоров?
Задача № 7.
К родителям приехали на праздник пятеро детей и за столом заспорили на кого распространяется трудовое законодательство. Отец – механик электростанции, мать работает в совхозе надомницей по пошиву мешков, сын Михаил – капитан речного корабля, дочь Ирина – работает продавцом в палатке своего мужа, дочь Марина – свободный художник, рисует и продает свои картины, сын Виктор военнослужащий, а сын Иван член рыболовецкого колхоза, работает в нем рыбаком, а его жена домохозяйка.
На кого из перечисленных лиц распространяется трудовое законодательство?
Семинар № 2. Трудовые правоотношения
Вопросы для подготовки:
1. Понятие трудовых правоотношений.
2. Содержание трудовых правоотношений.
3. Виды трудовых правоотношений.
4. Общие и отличительные черты трудовых и гражданско-правовых отношений.
При подготовке к первому вопросу студентам необходимо дать понятие трудовых правоотношений, указать виды общественных отношений в сфере трудового права и определить субъектов трудовых правоотношений.
При изучении второго вопроса студентам необходимо определить круг основных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Определить правовой статус работника и работодателя. Уяснить для себя различия между понятием и содержанием трудового правоотношения и трудового договора.
В третьем вопросе необходимо указать и раскрыть содержание правоотношений, которые тесно связаны с трудовым правоотношением (правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству; организационно-управленческие правоотношения; социально-партнерские; правоотношения по повышению квалификации; по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде; по материальной ответственности; по разрешению трудовых споров).
При изучении четвертого вопроса необходимо определить основные отличия трудовых правоотношений от смежных отношений в сфере гражданского права.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое правовой статус работника?
2. Что такое правовой статус работодателя?
3. Основания возникновения трудовых отношений?
4. Права и обязанности работника?
5. Права и обязанности работодателя?
6. Что такое специальная трудовая правосубъектность?
Задачи.
Задача № 1.
Учащийся девятого класса Ядренцев в возрасте 15 лет был трудным подростком, часто не посещал школу и учиться не хотел. Мать попросила директора организации, в которой работала сама, принять его на работу. Но тот сказал ей, что в соответствии с трудовым законодательством не имеет права это сделать.
Вправе ли директор отказать в приеме на работу Ядренцеву? Когда физическое лицо приобретает трудовую правосубъектность?
Задача № 2.
Издательство «Юрист» заключило договор с профессорами юридического института Пановым и Васильевым об издании написанной ими рукописи. Редактирование учебника было поручено старшему редактору издательство Полысаевой.
В каких правоотношениях состоят с издательством указанные лица?
Задача № 3.
Индивидуальному предпринимателю Бунакову от ООО «Глобус» поступило предложение организовать и вести бухгалтерский учет в ООО «Глобус». Бунаков подписал трудовой договор и занял должность главного бухгалтера в ООО «Глобус».
Дайте оценку данной ситуации.
Задача № 4.
Профсоюзный комитет ООО «Салют», работающий на общественных началах, обратился к руководству ООО с предложением начать переговоры о заключении коллективного договора. Однако директор ООО отказался от переговоров, пояснив, что профком не проходил государственную регистрацию, не обладает правами юридического лица и, следовательно, не является субъектом трудовых отношений.
Дайте оценку действий директора.
Задача № 5.
Учителей средней общеобразовательной школы принимает на работу и увольняет с работы департамент образования. В соответствии с уставом организации директор завода избирается и увольняется с работы общим собранием коллектива работников.
Назовите стороны трудового правоотношения в указанных случаях.
Семинар № 3. Правовой статус профсоюзов
Вопросы для подготовки:
1. Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов.
2. Основные права профсоюзов и их классификация.
3. Гарантии прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников.
При подготовке к первому вопросу студенты должны изучить Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», определения и виды профсоюзных органов.
При изучении второго вопроса необходимо определить основные права профсоюзов, связанных с трудовой деятельностью работников. Знать содержание защитной функции профсоюзов. Уяснить влияние профсоюзов на социальное законодательство.
Отвечая на третий вопрос, следует дать понятие судебной защите прав профсоюзов и знать виды юридической ответственности за нарушение прав профсоюзов.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое правовой статус профсоюза?
2. Классификация прав профсоюза?
3. Этапы становления профсоюзного движения в России?
4. Этапы становления профсоюзного движения за рубежом?
5. Гарантии деятельности профсоюза?
6. Виды общественных отношений с участием профсоюза?
7. Виды ответственности профсоюза?
Задачи.
Задача № 1.
ОАО «Объединенная угольная компания» решило ликвидировать одну из своих шахт, расположенную в небольшом городке Завидаевске. Но по представлению областного комитета профсоюза работников угольной промышленности правительство области объявило о приостановлении на четыре месяца решения об увольнении работников, поскольку ликвидируемая шахта была в Завидаевске единственным более или менее крупным предприятием и быстро трудоустроить всех уволенных не представлялось возможным. Руководство ОАО категорически не согласилось с решением правительства и заявило, что если бы из областного бюджета были выделены необходимые средства, то массовые увольнения можно было бы приостановить.
Дайте правовую оценку создавшейся ситуации.
Задача № 2.
На своем заседании выборный профсоюзный орган первичной профсоюзной организации государственного предприятия принял решение о смещении с занимаемой должности начальника цеха за нарушение прав профсоюзов по участию в решении вопросов об оплате труда и за невыполнение колдоговорных обязательств по выполнению мероприятий по охране труда в его цехе, поскольку в колдоговоре он указан в качестве ответственного за их осуществление.
Законны ли требования выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации? Если да то на основании чего?
Задача № 3.
На общем собрании работников ЗАО «Парус» ряд работников поставили вопрос о создании профсоюза. В процессе обсуждения возник ряд вопросов, без четкого ответа на которые работники не могли прийти к единому решению. Так, не совсем ясно было, что такое профсоюз и чем он может и должен заниматься на производстве в современных условиях.
Какими методами профсоюз добивается защиты прав работников?
Подготовьте аргументированные ответы на вопросы работников.
Задача № 4.
В ходе судебного рассмотрения иска Семиной о восстановлении на работе было установлено, что ее увольнение по подп. а) п.6 ст. 81 ТК РФ было вызвано тем, что она отсутствовала на работе 3 дня, объяснив это плохим самочувствием. В медицинское учреждение она не обращалась, в качестве доказательства своих слов просила вызвать свидетелей, соседей по коммунальной квартире. Суд не принял во внимание просьбу Семиной, указав на то, что единственным доказательством болезни Семиной является больничный лист. В прошлом Семина имела ряд замечаний за опоздания на работу. Увольнение Семиной не было согласовано с профсоюзным комитетом.
Дайте обоснованное заключение по данному спору.
Семинар № 4. Социальное партнерство в сфере труда
Вопросы для подготовки:
1. Понятие, принципы и стороны социального партнерства.
2. Система и формы социального партнерства. Представители работников и работодателей.
3. Органы социального партнерства. Ответственность органов социального партнерства.
При подготовке к ответу на первый вопрос студенты должны уяснить для себя, что представляет собой социальное партнерство, знать основные нормативные акты, регулирующие данную сферу и определить основные принципы и стороны социального партнерства.
При изучении второго вопроса следует обратить внимание на систему и форму социального партнерства, а также знать полномочия представителей работников и работодателей в сфере социального партнерства
Отвечая на третий вопрос, студенты должны знать органы социального партнерства, а также виды и основания юридической ответственности.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете термины «бипартизм» и «трипартизм»?
2. Уровни социального партнерства?
3. Представители работников в системе социального партнерства?
4. Представители работодателей в системе социального партнерства?
5. Полномочия органов местного самоуправления как субъектов социального партнерства?
6. Правовые основы социального партнерства в РФ?
7. Полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулирования социально-трудовых отношений?
Задачи.
Задача № 1.
Из первичной профсоюзной организации ОАО «Нива» выделился новый профсоюз – профсоюз работников «Путь», который зарегистрировался как территориальная организация. Первичная профсоюзная организация ОАО «Нива» считает, что профсоюз работников «Путь» не имеет право участвовать в ведении переговоров о заключении коллективного договора ОАО «Нива».
Кто прав в этой ситуации?
Задача № 2.
В первичную профсоюзную организацию обратились работники не являющиеся членами профсоюза с просьбой представлять их интересы при заключении нового коллективного договора. Руководитель профсоюза согласился, но поставил условие о заключении договора, в котором будет оговорена сумма за предоставленные услуги по представлению интересов.
Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.
Задача № 3.
На общем собрании членов профсоюза были приняты следующие решения: исключать из членов профсоюза, если работник уже состоит членом другого профсоюза; освободить от уплаты членских взносов несовершеннолетних работников; принять на оплачиваемую должность заместителя председателя профсоюза руководителя организации.
Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.
Семинар № 5. Коллективные договоры и соглашения
Вопросы для подготовки:
1. Понятие и стороны коллективного договора.
2. Содержание, структура и порядок заключения коллективного договора.
3. Понятие и стороны соглашения.
4. Реализация коллективных договоров и соглашений.
5. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Ответственность за нарушение обязательств по коллективному договору и соглашениям.
При подготовке к ответу на первый вопрос студенты должны уяснить для себя, что представляет собой коллективный договор, знать основной нормативный акт, регулирующий все основные вопросы коллективных договоров. Определить субъектов коллективного договора.
При изучении второго вопроса следует обратить внимание на принципы, на основании которых происходит заключение коллективного договора. Дать определение коллективным переговорам, порядку их ведения и разрешения разногласий, возникающих при этом. Знать примерный перечень вопросов, входящих в содержание коллективного договора.
Отвечая на третий вопрос, студенты должны знать определение соглашения и их участников, а также уметь найти сходства и отличия между генеральным, региональным, отраслевым и территориальным соглашениями.
При подготовке к двум последним вопросам студентам нужно выяснить ответственность представителей работодателя за уклонение от участия в переговорах и за нарушение и невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
Вопросы для самоконтроля
1. Нормативные акты, определяющие правовые основы коллективно-договорного регулирования?
2. Коллективные переговоры?
3. Действие коллективного договора и контроль за его выполнением?
4. Этапы заключения соглашения?
5. Порядок внесения изменений в коллективные договоры и соглашения?
Задачи.
Задача № 1.
Иванов работает инженером в конструкторском бюро ОАО «Прага». Работодатель заключил с Ивановым договор подряда.
В ОАО «Прага» действует коллективный договор, заключенный между работодателем и трудовым коллективом.
Распространяется ли действие коллективного договора на Иванова?
Задача № 2.
В коллективном договоре ООО «Юг» предусмотрено награждение передовиков производства зарубежной путевкой на два лица. Для нарушителей трудовой дисциплины в качестве меры взыскания предусмотрено 100 %-ное лишение премии, за повторное нарушение – штраф в размере 50% заработка.
Оцените правомерность коллективного договора?
Задача № 3.
В связи с началом работы по заключению коллективного договора в акционерном объединении в профорганах двух профессиональных союзов, созданных в этом объединении, возникли вопросы, связанные с проведением коллективных переговоров, в частности, должен ли каждый профсоюзный орган в отдельности вести переговоры от имени объединяемых и представляемых им работников или необходимо создать совместную комиссию?
От имени кого ведет переговоры эта комиссия?
Подготовьте аргументированные ответы на поставленные вопросы.
Семинар № 6. Понятие занятости и трудоустройства
Вопросы для подготовки:
1. Понятие занятости, безработного и подходящей работы.
2. Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство.
3. Государственная служба занятости, ее права и обязанности.
4. Социальные гарантии при потере работы и безработице.
При подготовке первого вопроса студентам необходимо изучить основные положения Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ», Положения о Федеральной службе по труду и занятости, необходимо дать понятие занятости, определить категории занятости граждан. Раскрыть основные права граждан в области занятости и уметь разъяснить гарантии государства в области занятости.
При изучении второго вопроса студенты должны уяснить понятие трудоустройства и знать правовую организацию трудоустройства. Необходимо обратить внимание на общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. В заключении необходимо раскрыть две основные стадии трудоустройства.
При подготовке к ответу на третий вопрос студенты должны обратить внимание на отдельные виды трудоустройства, дать их краткую характеристику. Определить порядок квотирования рабочих мест для инвалидов и предоставления льгот и компенсаций высвобождаемым работникам.
При изучении четвертого вопроса необходимо определить, кто считается безработным, и кто не признается безработным. Дать определение подходящей и неподходящей работы. Раскрыть виды социальных гарантий граждан. Знать порядок определения размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты.
Вопросы для самоконтроля
1. Как устанавливается квотирование и бронирование рабочих мест для молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью на федеральном и региональном уровнях?
2. Каким образом организовано привлечение и использование иностранной рабочей силы на федеральном и региональном уровнях?
3. Формы занятости?
4. Виды безработицы?
5. Признаки подходящей работы?
6. Экономические и социальные предпосылки безработицы?
7. Общественные работы?
Задачи.
Задача № 1.
Гражданин Балдыжев в течение года после увольнения с постоянной работы занимался частнопредпринимательской деятельностью в сфере торговли (зарегистрировал индивидуальное частное предприятие и торговал продуктами питания в ларьке) и имел постоянный доход, который облагался всеми необходимыми налогами. Но со временем торговля перестала приносить прежнюю прибыль, и Балдыжев, передал управление предприятием супруге, но, не перерегистрировав его, решил изменить род деятельности. Он обратился в центр занятости с целью поиска новой постоянной работы и предоставил все необходимые документы, в том числе справку налоговой инспекции о своем доходе за прошедший год, для назначения ему пособия по безработице.
Может ли Балдыжев быть зарегистрирован в качестве безработного и рассчитывать на получение пособия, но безработице?
Задача № 2.
Гражданка Ефимова, проработавшая в НИИ«Тяжмашбумтранс» более 20 лет и качестве бухгалтера-экономиста, была уволена по сокращению штатов. Обратившись в службу занятости, она получила предложение поступить на работу в фирму «Солнцедар», расположенную и том же районе города, на должность главного бухгалтера с окладом почти вдвое выше прежнего, но по срочному трудовому договору на год. Ефимова сочла предложенную работу неподходящей, так как прежний ее трудовой договор был бессрочным.
Можно ли считать подходящей предложенную Ефимовой работу?
Задача № 3.
Гражданин Иноземцев обратился в районный центр занятости с целью поиска работы. Предоставив все необходимые документы, через 11 дней он был признан безработным, и ему было назначено соответствующее пособие. Однако через два месяца выяснилось, что Иноземцев является инвалидом III группы и получает пенсию по инвалидности. Служба занятости прекратила выплату пособия, мотивировав это тем, что Иноземцев получает пенсию по инвалидности, и, кроме того, обратилась в суд с иском о взыскании уже выплаченных сумм.
Какое решение должен принять суд?
Задача № 4.
Студент пятого курса Колокольников, обучающийся по очной форме в негосударственном образовательном учреждении «Академия экономики и менеджмента», обращался в различные организации с целью поиска работы по специальности, но везде получал отказы. Тогда он обратился в городской центр занятости с просьбой признать его безработным и подыскать ему подходящую работу.
Какое решение должен принять центр занятости? Какие категории граждан не могут быть признаны безработными?
Задача № 5.
Ранее не работавший и не имеющий специальности Свидельский обратился в районный центр занятости, где был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. Там ему предложили получить профессию фрезеровщика в учебном комбинате и выдали соответствующее направление. Свидельский отказался, заявив при этом, что с 3-м разрядом, который там дают после окончания обучения, работу он не найдет никогда. Через два дня инспектор центра предложила ему временную работу, связанную с ремонтом городских улиц. Свидельский обещал подумать, но через 10 дней пришел в центр занятости и объявил, что такая работа его не устраивает, и потребовал признать его безработным. Инспектор сказала ему, что в соответствии с законодательством безработным он признан, быть не может. Свидельский обжаловал решение службы в прокуратуру.
В роли прокурора дайте мотивированный ответ заявителю.
Задача № 6.
Освобожденный из мест лишения свободы Дзобашев пришел в центр занятости и попросил подыскать ему подходящую работу, объяснив, что решил «завязать» и согласен на любое предложение. На приеме у директора центра ему было заявлено, что «бывших бандитов мы работой не обеспечиваем», да и на работу его все равно никто не возьмет, Дзобашев решил пожаловаться прокурору, но прежде обратился за консультацией к юристу общественной организации «Честный путь».
В роли юриста дайте оценку действиям директора центра занятости. Какие категории граждан, особо нуждающихся и социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, определены действующим законодательством?
Семинар № 7. Трудовой договор
Вопросы для подготовки:
1. Понятие и содержание трудового договора.
2. Общий порядок заключения трудового договора (контракта).
3. Виды трудовых договоров.
4. Переводы на другую работу.
5. Основания прекращения и порядок расторжения трудового договора.
При подготовке к первому вопросу студентам необходимо дать понятие трудового договора, определить круг основных прав и обязанностей работника и работодателя, составляющих содержание трудового договора и ответственность сторон за нарушение договора. Также необходимо выяснить основные отличия трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров (договора подряда, поручения, авторского договора).
При ответе на второй вопрос следует указать общие и специальные условия заключения трудового договора, основания и порядок установления испытательного срока, а также перечислить документы, необходимые для заключения трудового договора.
При подготовке к третьему вопросу студенты должны перечислить основные виды трудовых договоров (срочные, на неопределенный срок, на определенный срок, сезонные и т.д.), а также раскрыть содержание этих договоров.
При ответе на четвертый вопрос следует дать понятие переводов и перемещений, указать сроки временных переводов, а также определить основные отличия переводов от перемещений.
При изучении последнего вопроса студенты должны указать основания расторжения трудового договора по инициативе работника и работодателя, а также разъяснить особенности прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Вопросы для самоконтроля
1. Роль и функции трудового договора?
2. Что вы знаете о видовом отличии трудовых договоров?
3. Чем отличается перевод от перемещения?
4. Какие существуют юридические гарантии охраны прав некоторых категорий работников?
5. Каков порядок оформления увольнения работника, выдачи выходного пособия, трудовой книжки?
6. Перечень обязательных условий трудового договора?
7. Перечислите гарантии при заключении трудового договора?
Задачи.
Задача № 1.
На прием к адвокату пришел гражданин Кузнецов и попросил разъяснить ему, считается ли он принятым на работу и может ли требовать оформления трудовой книжки. Кузнецов пояснил, что работает в ООО «Пирожок» грузчиком, с ним заключен договор, названный «Соглашение на выполнение подрядных работ», в соответствии с которым он является на работу к восьми часам каждый день, кроме субботы и воскресенья. Его рабочий день длится девять часов, в течение дня он выполняет погрузочно-разгрузочные работы в пекарне по мере возникновения необходимости в них, подчиняясь при этом директору ООО.
В роли адвоката дайте мотивированный ответ гражданину Кузнецову.
Задача № 2.
Гражданин Василевский, увидев объявление о приеме на завод слесарей, пришел в отдел кадров предприятия трудоустраиваться. От него потребовали следующие документы: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, ИНН, медицинскую справку из поликлиники о состоянии здоровья, справки от психиатра и нарколога, справку о регистрации по месту жительства, характеристику с последнего места работы.
В качестве помощника прокурора района определите законность требований отдела кадров.
Задача № 3.
Приказом по заводу водитель Ивушкин был уволен по собственному желанию. Ивушкин обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что заявление об увольнении он не подавал. Представитель завода пояснил в суде, что Ивушкин, поссорившись со своим непосредственным начальником, пришел в отдел кадров и устно заявил, что больше работать не собирается. На следующий день, а также в последующие дни он на работу не вышел, и был уволен. По данному факту Ивушкин разъяснил, что из-за конфликта на работе у него обострилась гипертоническая болезнь, он получил больничный лист, поэтому и не приходил на работу.
Какое решение должен принять суд?
Задача № 4.
Викторова была принята на работу инженером. В течение года она не справилась с рядом производственных заданий, хотя в целом к работе относилась добросовестно.
Может ли она быть уволена? Если да, то на каком основании и с соблюдением какой процедуры?
Задача № 5.
Слесарь Саламбеков 20 декабря 2001 г, был замечен на работе в нетрезвом состоянии, за что приказом от 10 января 2002 г, ему объявлен выговор. 27 марта он опоздал на работу на два часа, и приказом от 6 апреля ему опять объявил и выговор. 12 мая Саламбеков отказался выполнять производственное задание и грубо оскорбил мастера. Приказом от 20 мая он был уволен с работы по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Саламбеков не согласился с увольнением и подал иск в суд.
Составьте перечень документов, которые должен предъявить в суд представитель работодателя, чтобы подтвердить законность увольнения Саламбекова при условии, что он является членом профсоюза.
Задача № 6.
Гражданин Спицын был уволен с работы по п. 5 ст. 81 ТК РФ, так как в течение года на него было наложено три дисциплинарных взыскания. При рассмотрении в суде его иска о восстановлении на работе выяснилось, что никаких письменных объяснений по поводу совершенных проступков от Спицына администрация не требовала. Кроме того, за третий (последний) проступок ему был объявлен выговор, а через неделю после этого за этот же проступоконбыл уволен.
Подлежит ли Спицын восстановлению на работе? Если да, то на основании каких норм права?
Задача № 7.
Бухгалтер Тараканова по просьбе подруги заведующей складом Мухиной допустила умышленное искажение финансовых документов организации, чем причинила материальный ущерб на сумму 1900 рублей.
Может ли она за этот проступок быть уволена. Если да, то на основании какой нормы права?
Задача № 8.
Работник ОАО «Краска» Махмудов был уволен с работы по п. 2 ст. 81 ТК РФ. Через 10 дней после увольнения он обратился в центр занятости по месту жительства по поводу трудоустройства. Инспектор центра занятости потребовал от гражданина предоставить сведения о его религиозных убеждениях, принадлежности к политическим партиям и членстве в профсоюзе. Считая такие требования незаконными, Махмудов обратился с жалобой к руководителю центра занятости.
Какое решение по жалобе и на основании каких нормативных актов должен принять руководитель центра занятости?
Задача № 9.
16-летний Соколов был принят на работу в ресторан «Астория» официантом с испытательным сроком – 1 месяц. Условие об установлении испытания указано в трудовом договоре и приказе о приеме на работу.
Оцените правомерность действий работодателя с точки зрения действующего законодательства.
Задача № 10.
Карасев был принят на работу в качестве водителя с испытательным сроком – 3 месяца. 15 марта – последний день испытания. Следующий день Карасев отработал в режиме полного рабочего дня. 17 марта он был уволен как не прошедший испытание. Карасев обратился с исковым заявлением о восстановлении на работе в суд.
Какое решение примет суд?
Задача № 11.
При приеме на работу Михайлову был установлен испытательный срок – 2 месяца. Но за день до окончания срока испытания работодатель издал приказ о продлении испытательного срока еще на один месяц.
Проанализируйте сложившуюся ситуацию с точки зрения действующего законодательства.
Семинар № 8. Рабочее время и время отдыха
Вопросы для подготовки:
1. Понятие, нормы продолжительности и виды рабочего времени по трудовому праву.