Виды косвенных и бюджетных издержек
Издержки | |
косвенные | бюджетные |
Дорожные затраты и шум Преступность Пожары Загрязнение воды Загрязнение воздуха Мусор Нанесение ущерба природе Разрушение социально-культурного наследия Болезни и автокатастрофы | Строительство дорог, полицейские службы, общественный транспорт, транспортные терминалы и порты Полицейские службы, система правосудия Пожарная охрана Надлежащее водоснабжение и канализация Полицейские службы, автоинспекция Система сбора и утилизации мусора, полицейские службы Полицейские службы, парковые и рекре- ационные объекты, лесное хозяйство, регулирование рыболовства и охоты Организация работы музеев и исторических объектов, полицейские службы Больницы и другие объекты здравоохранения, санитарные службы и контрольные инспекции за качеством продуктов, полицейские службы, системы правосудия |
В процессе менеджмента следует изучить то, какие из всех представленных в табл. 13.2 издержек наиболее сильно коррелируют с эффективностью туристской деятельности. Вполне возможно, что некоторые статьи издержек для какой-то категории туристов будут отсутствовать. Например, посетители какой-либо страны не создадут издержек в области регулирования охоты и рыболовства или лесного хозяйства. В связи с этим подсчет бюджетных издержек, связанных с туризмом, предполагает определение доли всех категорий этих издержек, указанных в табл. 13.2, которые приходятся на посетителей.
После определения валовых экономических выгод для страны (личных доходов, занятости, коммерческих доходов и их поступлений в государственную казну (см. 13.2.2) и издержек необходимо произвести примерную оценку чистого дохода от отдельных типов посетителей (см. табл. 13.3, пример условный).
Таблица 13.3
Пример сопоставления выгод и издержек
Для туристского региона в зависимости от различных сегментов
Туристского рынка за год
Сегмент рынка (услов-ный) | Количество посетителей | Государственный доход, $ США | Бюджетные издержки, $ США | Соотношение поступлений и бюджетных издержек |
№1 | 100 000 | 2 000 000 | 1 000 000 | 2,0 |
№2 | 200 000 | 6 000 000 | 1 500 000 | 4,0 |
№3 | 500 000 | 10 000 000 | 4 000 000 | 2,5 |
№4 | 400 000 | 4 000 000 | 2 500 000 | 1,6 |
Как видно из таблицы, самые большие поступления в государственный бюджет отмечаются в сегменте № 3, но он же и самый дорогой в отношении бюджетных издержек. Все затраты настолько высоки, что соотношение государственных поступлений и бюджетных издержек составляет 2,5, что намного ниже, чем для сегмента № 2. Если у нас есть только 500 000 $ США для привлечения въездных посетителей, то наиболее выгодным будет использование средств для сегмента № 2, т.е. мы получим, в итоге, 4 $ США на каждый затраченный доллар.
Приведенный пример относится только к въездным посетителям. Аналогично производятся расчеты и по другим рыночным туристским сегментам — например, по внутренним посетителям.
Детализацию и конкретизацию различных аспектов экономического управления туристским предприятием можно провести в рамках курса «Экономика туризма».
Социальная эффективность
Менеджмента туризма
Если экономическую эффективность можно выразить количественно — оценить ее в денежном выражении, то систему общих и частных показателей социального плана измерить очень сложно или же просто невозможно. Речь идет прежде всего об удовлетворенности работников и способности их адаптации к условиям внутренней и внешней среды. Таким образом, фирма достигает своей цели за счет эффективного использования трудового потенциала своих сотрудников посредством интеграции их деятельности, морали, социального климата, повышения взаимного доверия между ними и т.д. Эти и многие другие компоненты социальной эффективности изучаются в других курсах. Применительно к менеджменту туризма целесообразно рассмотреть два аспекта. Поскольку большая часть требований к социальной эффективности связана с системой управления трудовыми ресурсами, то главная задача менеджмента состоит в том, чтобы создать эффективную туристскую структуру, позволяющую обеспечить комфортные условия труда и повысить уровень жизни своего персонала за счет его профессионального развития и управления его деловой карьерой.
Формирование эффективной