Вопрос 11 рыночный спрос и предложение: их сущность и факторы, влияющие на их. Эластичность спроса и предложения: понятие, коэффициент эластичности, виды, формы
Эластичность –степень реагирования одной переменной величины на изменение другой, связанной с первой величиной.
Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
Виды эластичности:
1. Эластичность спроса по цене;
2. Эластичность спроса по доходу;
3. Эластичность предложения по цене;
4. Перекрестная эластичность спроса по цене;
5. Точечная эластичность спроса;
6. Дуговая эластичность спроса;
7. Эластичность соотношения цен и заработной платы;
8. Эластичность технического замещения;
9. Эластичность прямой линии.
Формы эластичности.Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:
1. Эластичность спрос. Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большой степени, чем цена.
2. Неэластичный спрос. Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена.
3. Единичная эластичность спроса. Она возникает и том случае, когда на каждый 1 % изменение цены количество спроса изменяется на 1 %.
4. Совершенно эластичный спрос. Ситуация, при которой величины спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна.
5. Совершенно неэластичный спрос.Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальный линией спроса
Рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Цена на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения.
Спрос - это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Спрос определяет что покупать на рынке и каком количестве.
Закон спроса выражает:
а) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
б) постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.
Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость
Движение кривой спроса внутри осей координат осуществляется под влиянием неценовых факторов:
· изменение в денежных доходах населения;
· изменение в структуре населения;
· изменение цен на товары-заменители;
· изменение потребительских предпочтений под воздействием моды и рекламы.
Кроме этого на спрос влияют такие факторы как:
а) денежный доход и рост населения;
б) размеры рынка;
в) льготы потребителя;
г) субъективные вкусы потребителей;
д) наличие товаров субститутов (заменителей).
Но тем не менее при прочих равных условиях на рынке существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса.
Предложение - количество товаров и услуг, которые производитель желает продать на рынке.
Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Цена и объем продаж товаров изменяются одновременно. На предложение влияют такие факторы как технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары. Но наиболее важным фактором, влияющим на предложение является цена товара. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товара называется кривой предложения.
Предложение - это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
В предложении выделяются 5 групп товаров и услуг: Сырье; Товары производственного назначения; Труд; Капитал; Товары потребительского назначения: o изделия длительного пользования; o изделия краткосрочного пользования; o услуги: кафе, рестораны, туризм, бытовые услуги