Требования к оформлению контрольной работы. Корпоративная социальная ответственность

Корпоративная социальная ответственность

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Направление подготовки 080100 –Экономика

Профиль подготовки − Финансы и кредит

Квалификация − бакалавр

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. Т.Р. Тэор

Подготовлено на кафедре

маркетинга и управления проектами

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

ãСПбГИЭУ, 2012

Содержание

1. Общие положения............................................................................. 4

2. Методические указания к изучению дисциплины....................... 4

3. Методические указания к выполнению контрольной
работы................................................................................................. 5

4. Контрольные задания....................................................................... 6

5. Требования к оформлению контрольной работы....................... 13

6. Список литературы........................................................................... 13

Приложение 1. Содержание дисциплины ....................................... 16

Приложение 2. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине................................................................ 19

Приложение 3. Пример оформления титульного листа контрольной работы..................................................................................... 21

Общие положения

Цель дисциплины состоит в том, чтобы способствовать формированию системы цивилизованных рыночных отношений, где бизнес развивался бы устойчиво, эффективно решал свои экономические задачи, при этом был законопослушным и соответствовал этическим ожиданиям, которые существуют в обществе.

Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

Методические указания к изучению дисциплины

Для студентов заочной формы обучения изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» и выполнение контрольных работ предполагает большой объем самостоятельной работы. Студенту необходимо ознакомиться с содержанием дисциплины (Приложение 1) и перечнем контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине (Приложение 2), чтобы получить системное представление о логике и структуре изучаемого курса.

Начать изучение дисциплины следует с определения понятия корпоративной социальной ответственности. Особое внимание необходимо обратить на последние научные исследования и практические рекомендации в этой области, на то, как теоретические концепции влияют на современный бизнес. Знакомство с работами отечественных и зарубежных ученых по этой тематике, опубликованных в учебной литературе, периодических изданиях и Интернете так же представляется необходимым условием успешного изучения дисциплины.

Методические указания к выполнению контрольной работы

Цель работы – при выполнении практических заданий закрепить знания и умения, полученные на лекционных и практических занятиях. Контрольная работа состоит из теоретического вопроса (задание № 1), решения практической задачи (задание № 2), проблемной ситуации (задание № 3), по которой студенту следует принять самостоятельное решение, дать всесторонний анализ и представить рекомендации.

Таблица 1

Таблица выбора варианта контрольной работы

Две последние цифры номера зачётной книжки Вариант контрольных заданий
задание № 1 задание № 2 задание № 3

Следует отметить, что процесс работы над контрольной работой является важным этапом подготовки к зачету.

Контрольные задания

Задание № 1 Теоретический вопрос.

1. Раскройте понятие «социальная ответственность бизнеса».

2. Охарактеризуйте целевые аудитории КСО.

3. Назовите основные аргументы за и против социальной ответственности бизнеса.

4. Сформулируйте три основные современные точки зрения на социальную ответственность предприятия

5. Какие факторы влияют на формирование положительной репутации. Раскройте влияние каждого фактора более подробно.

6. Сформулируйте принципы построения и управления репутацией.

7. Под воздействием каких факторов формируется корпоративная культура? Какое влияние оказывает корпоративная культура на ценности? Как корпоративные ценности влияют на корпоративную культуру?

8. Что такое миссия фирмы и почему она имеет такое важное значение? Дайте определение стратегического видения.

9. Рассмотрите социальные программы внутренней направленности.

10. Рассмотрите корпоративные социальные программы внешней направленности.

11. Какие основные направления КСО выделяют согласно ПРООН (Программа Развития ООН)?

12. Рассмотрите основные варианты реализации направления «охрана здоровья и безопасные условия труда» в России и за рубежом.

13. Расскажите об основных вариантах проведения социально ответственной реструктуризации в развитых странах.

14. В чем заключается суть понятия «добросовестная деловая практика»?

15. Какова основная цель социально ответственного инвестирования? Перечислите основные стратегии социально ответственного инвестирования.

16. Рассмотрите инструменты реализации социальных программ.

17. Расскажите об основных направлениях социально ответственного инвестирования. Как Вы можете охарактеризовать развитие социально ответственного инвестирования в России.

18. Рассмотрите роль благотворительности в современном обществе.

19. Дайте определение спонсорской деятельности и объясните, как компания пользуется ею в стратегическом плане, чтобы создать позитивные ассоциации. Определите сильные и слабые стороны различных видов спонсорства.

20. В чем заключается сходство и различие между маркетингом специальных мероприятий, маркетингом спортивных соревнований и благотворительным маркетингом?

21. Какие виды нефинансовой отчетности могут быть использованы компаниями?

22. Раскройте понятие «устойчивое развитие».

23. Каким образом компании могут регулировать этические проблемы в своей деятельности и поведении своих сотрудников?

24. Расскажите, каким образом можно мотивировать и стимулировать этичное поведение сотрудников.

Задание № 2. Практическое задание.

Дать характеристику особенностей корпоративной социальной ответственности в следующих странах:

1) США

2) Великобритания

3) Франция

4) Германия

5) Италия

6) Австралия

7) Китай

8) Япония

9) Любая скандинавская страна на выбор (или можно выбрать Финляндию)

Задание № 3. Проблемная ситуация.

1) Вы − торговый агент фирмы "Цептер". Ваши обязанности заключаются в реализации персональных продаж посуды Цептер на дому у клиента. Вы знаете, что цена на посуду Цептер является неоправданно завышенной, а в рекламе преувеличиваются свойства товара. Во время демонстрации товара покупатель спрашивает Вас, какое воздействие эта посуда оказывает на здоровье человека. Что Вы ему ответите?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

2) Вы − генеральный директор пивоваренной компании «Балтика». В одном из самых прибыльных для компании регионов собираются ввести ограничения на продажу пива возле учебных заведений. Вы знаете, что употребление пива действительно вредно подросткам. Вам известна статистика о совершении преступлений подростками в состоянии опьянения. С другой стороны принятие этого ограничения способно принести Вашей компании существенные убытки. Как Вы поступите?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

3) Ваша компания выпускает шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Вы знаете, что можно увеличить объем сбыта, если на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять постоянно. Как Вы поступите?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

4) Вы директор фирмы, специализирующейся на производстве автомобильных двигателей. Научно-исследовательский отдел фирмы разработал новую модель двигателя. Двигатель прошел основные тесты на безопасность, но не получил еще окончательного утверждения. Сотрудники отдела маркетинга компании получили информацию, что конкуренты делают аналогичный двигатель. Выяснилось также, что конкурирующий двигатель превосходит ваш двигатель по некоторым параметрам. Конкуренты имеют все шансы выйти на рынок раньше, так как их двигатель уже прошел все испытания и в настоящее время конкуренты получают сертификат Государственного комитета по контролю за качеством товаров. У Вас есть возможность ускорить процесс сертификации, используя свои личные связи. Вы знаете, что если Вы этого не сделаете, то упустите крупные заказы от автомобильных компаний. Как Вы поступите?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

5) Ваша компания производит жевательную резинку. Вы − вице-президент по маркетингу. Вам предстоит выбрать одну из трех рекламных кампаний, в общих чертах разработанных рекламным агентством для вашего нового товара. Первая кампания (А) построена на честной информации и принципах «мягкой продажи». Вторая кампания (Б) − использует сексуально-чувственные мотивы и преувеличивает выгоды товара. Третья кампания (В) − запутанная, кричащая, вызывающая раздражение, но которая наверняка привлечет к себе внимание аудитории. Предварительные тесты показали, что по своей коммуникативной эффективности ролики располагаются в следующем порядке: В, Б, А. Как Вы поступите?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

6) Вы − управляющий службой сбыта в компании, торгующей энциклопедиями. Ваша компания, как и конкурирующие фирмы, использует методы прямого маркетинга (личные продажи). Вы знаете, что конкуренты используют такой способ продаж: коммивояжер проникает в дом под предлогом проведения опроса. Окончив опрос, он переключается на выполнение своей коммерческой задачи. Метод этот является чрезвычайно эффективным и применяется большинством конкурентов. Как Вы поступите?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

7) Ваша компания производит моющие средства. Научно-исследовательский отдел компании придумал новую формулу средства для мытья посуды. По уровню эффективности и экономичности новое средство превосходит все продукты, имеющиеся на рынке. Однако формула средства содержит такое сочетание ингредиентов, которое может оказать вредное воздействие на воду и почву. Это вредное влияние выявили только исследователи вашей компании, широкой общественности они не известны. Внедрение этого продукта на рынок позволило бы вашей компании значительно увеличить рыночную долю и превзойти конкурентов. Будете ли Вы выпускать продукт?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

8) Вы − директор компании, специализирующейся на разработке программных продуктов. Вы узнали, что один из ведущих инженеров-программистов не удовлетворен уровнем заработной платы и собирается увольняться. Также Вам стало известно, что его приглашают работать в конкурирующую компанию, где ему предлагают зарплату на 30 % выше. Вы не хотели бы отпускать хорошего специалиста и к тому же опасаетесь, что он может передать коммерческую информацию конкурентам. Менеджер по персоналу предлагает следующие варианты решения проблемы: а) повысить заработную плату программиста на требуемые 30 %; б) повысить зарплату на 10 %, пообещав, что в будущем будут еще повышения; в) пообещать, что повысят зарплату, но обмануть. Какое решение Вы примите?

Вопросы:

1. В чем состоит этическая проблема?

2. Как, по Вашим оценкам, поступит большинство субъектов, принимающих решение?

3. Как можно оценить этичность поведения субъектов?

4. Какие мотивы могут воздействовать на субъекта в описанной ситуации?

5. Какие барьеры могут препятствовать этичному поведению субъекта?

6. Как можно стимулировать этичное поведение субъекта?

7. Какие санкции могут быть применены в случае принятия безнравственного решения?

Требования к оформлению контрольной работы

Работа должна быть набрана на компьютере и распечатана. В виде исключения контрольная работа может быть исполнена в рукописном варианте.

Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с примером, приведенным в Приложении 3. Страницы должны быть пронумерованы (первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится), проставлена дата выполнения, личная подпись студента, срок предоставления работы на кафедру – не позднее недели до начала сессии.

Таблицы, формулы, графические материалы, сноски к примененным в работе цитатам, текстам законов, других научно-литературных источников, приложения оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001.

В конце работы должен наличествовать список литературы составленный по правилам, закрепленным ГОСТ 7.1–2003.

Список литературы

Основная литература:

1. Анопченко Т.Ю. и др. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Кошевая И.П., Канке А.А.Профессиональная этика и психология делового общения. М.: Форум: Инфра-М, 2010.

3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М.: Форум: Инфра-М, 2009.

4. Кузнецов И.Н. Бизнес-этика. М.: Дашков и К°, 2009.

5. Мацусита К. Миссия бизнеса / Пер. с англ..- 3-е изд..- М.: Альпина Паблишерз, 2011.

6. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учеб. пособие для студентов управленческих и экономических специальностей вузов. М.: Проспект, 2008.

7. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Дашков и К, 2008.

8. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие/ Международная академия бизнеса и управления; Институт современных коммуникационных систем и технологий. − М.: Дашков и К, 2010.

9. Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: Стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. − М.: Либроком, 2011.

Дополнительная литература:

1. Алехина И. Имидж и этикет в бизнесе. М.: Дело, 2005.

2. Андреева И.В., Бетина О.Б., Жлудова О.А. Бизнес-этикет. СПб.: Вектор, 2006.

3. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011

4. Галумов Э. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005

5. Гросс К., Стоун Д. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных женщин. М.: Эксмо, 2005.

6. Гросс К., Стоун Д. Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных мужчин. М.: Эксмо, 2005.

7. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. М.: Феникс, 2004.

8. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008

9. Кузин. Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М.: Ось-89, 2002.

10. Кузнецов И.Н. Деловой этикет от «А» до «Я». М.: Альфа-Пресс, 2005.

11. Симхович В.А. "Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса" М.: Дикта, 2011.

12. Соколянский В.В., Бородин В.А. Этика бизнеса : учебное пособие. М.: МГИУ, 2006.

13. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.

14. Спивак В.А. Организационная культура. М.: Эксмо, 2006.

15. Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса: Глобальная и управленческая перспектива. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес» 2002.

16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: ЮНИТИ, 2005.

17. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ «РОН»,, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины

Наши рекомендации