Экономическая природа фирмы. Основные формы предприятия.
Фирма -это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию.Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые.
Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:
Классический контракт— это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Отношенческий, или имплицитный, контракт — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.
Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов:Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее. Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.
Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации. Сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту).
Все существующие экономические теории с известной долей условности можно вслед за О. Уильямсоном разделить на две большие группы: технологические(подходят к фирме как к конкретизации теории производства и рассматривают ее через призму производственных функций, Х-эффективности и других производственных связей.)и организационные(рассматривает фирму прежде всего как сеть контрактов, как организацию, как институт.)
Теория агентов концентрирует свое внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах) контрактов ,а теория трансакционной экономики — на уже реализованных соглашениях , выражающихся в различных управленческих структурах.
Основные формы предприятия
Акционерное общество (АО) — общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Существует два вида АО: открытое и закрытое: В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Число акционеров ЗАО в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» не должно превышать 50 человек. Размер уставного капитала ЗАО — не менее 100-кратного МРОТ. В открытом акционерном обществе (ОАО) акционеры могут отчуждать (продавать, передавать) принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число акционеров ОАО ничем не ограничено. Размер уставного капитала ОАО — не менее 1000-кратного МРОТ. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Индивидуальный предприниматель — это индивидуальная деятельность без регистрации юридического лица, т.е. Вы, будете вести предпринимательскую деятельность от своего собственного имени, и отвечать по долгам своей предпринимательской деятельности будете всем своим имуществом. Некоммерческое партнерство — основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.