Загрязнение окружающей среды
Почти любое производство наносит вред окружающей природной среде. Уже сейчас мировая общественность — движение зеленых — обеспокоена проблемой уничтожения химических и ядерных отходов, опасным уровнем содержания ртути в водах мирового океана, загрязнением почвы и продуктов питания химическими веществами, попаданием в окружающую среду бутылок, пластмассовых упаковок и других упаковочных материалов, которые не разлагаются.
Многие компании, особенно имеющие большие отходы, часто жалуются на высокую стоимость исполнения обязательств экологической направленности и перевода производства на новые экологически безопасные технологии. С другой стороны, более бдительные менеджеры быстро адаптировались к повышенному вниманию общественности к состоянию окружающей среды, которое создало новые маркетинговые возможности для фирм.
Большинство компаний реагируют на обеспокоенность общественности состоянием окружающей среды производством экологически более чистых товаров, упаковочных материалов, которые поддаются переработке или биохимическому разложению, модернизацией очистных сооружений и рациональным использованием энергии. Появляются рыночные ниши для товаров, производство которых экологически безопасно, и за преимущества таких "чистых" товаров начиная с косметики, туалетных принадлежностей и заканчивая легковыми автомобилями, потребители, не равнодушные к охране окружающей среды, готовы переплачивать. Однако большинство потребителей мира склонно искать компромисс между преимуществом "чистоты" продуктов и качеством товаров, их функциональностью при решении о покупке. Поэтому, несмотря на то, что в ближайшие десятилетие повысятся требования к охране окружающей среды, фирмы должны найти золотую середину при удовлетворении ожиданий массового потребителя, соединив преимущества экологической "чистоты" товаров и их функциональных качеств.
Государственное регулирование использования природных ресурсов
В большинстве стран на промышленность больше оказывают силовое давление, чем убеждают стать экологически безопасной. Экологическое законодательство за последнее время стало более строгим и деловые круги ожидают дальнейшего ужесточения стандартов предельно допустимых уровней загрязнения в ближайшем будущем. Спад в экономиках ведущих стран мира в 90-х годах заставил правительства осознать важность добровольных соглашений с производителями. Идея заключается в том, чтобы помочь предприятиям придерживаться стандартов защиты окружающей среды с наименьшими затратами.
В большинстве развитых западных стран, с такими хорошо организованными отраслями, как добыча и переработка нефти, химическая промышленность, фармацевтика и производство продуктов питания, можно достичь совместных соглашений и воплотить планы государства по контролю за состоянием окружающей среды. На этом, однако, все не заканчивается. Труднее всего заключить договоры с предприятиями малого бизнеса и наименее организованным сектором — частными хозяйствами. Для промышленных и коммерческих организаций вряд ли исчезнут проблемы охраны окружающей среды и вмешательства государства. Маркетологи должны быть наготове и быть сверхактивными в поисках новых решений мировых проблем по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Вместо того чтобы противостоять экологическому законодательству, специалистам по маркетингу следует оказывать посильное содействие разрешению мировых проблем ресурсов и энергии.
Научно-техническая среда
Научно-техническая среда складывается из таких факторов как ускорение научно-технического прогресса, увеличение ассигнований на проведение научных исследований и разработок, основное направление: незначительные усовершенствования и усиление контроля за безопасной деятельностью компаний.
Сегодня научно-техническая среда является, возможно, самым главным фактором, определяющим наше существование. Новые технологии породили такие чудеса, как антибиотики, трансплантацию органов и портативные компьютеры. Именно новые технологий дали нам такие удобства, как автомобили, телевидение и кредитные карточки. Но благодаря научно-техническому прогрессу появились и такие ужасные вещи, как ядерная бомба, нервно-паралитический газ и автоматическое оружие. Наше отношение к новым технологиям зависит от того, на что мы больше обращаем внимание — на приносимую ими пользу или на связанные с ними опасности.
Научно-техническая среда — силы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым возникают новые товары и маркетинговые возможности
Каждая новая технология приходит на смену старой. Производство транзисторов привело в упадок индустрию электронных ламп, изобретение ксерокопирования нанесло ущерб выпуску копировальной бумаги, рост автомобильной промышленности замедлил рост железнодорожной сети и т.д. Когда старая индустрия не замечает новых технологий или вступает с ними в борьбу, она неизбежно терпит поражение. Новые технологии создают новые рынки и маркетинговые возможности.