Поведение потребителей с позиции теории предельной полезности
Полезность (ютиль) – это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое потребителем от потребления набора товаров и услуг. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) – это совокупная полезность от потребления всех единиц блага. В отличие от нее предельная полезность выступает как прирост общей полезности. Предельная полезность (MU) – это дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги.
Общую полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Например, потребитель покупает 10 яблок. Их общая полезность равна десяти ютилям (U10), если покупается 11-е яблоко, то общая полезность возрастает и равняется одиннадцати ютилям (U11). Предельная полезность, т.е. удовлетворение от потребления дополнительного 11-го яблока, определяется:
U11-U10 U11- U10
MU = ------------------= ----------------
11-10 1
Каждый потребитель пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется, поскольку его денежный доход ограничен, а товары, которые он желает приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наиболее предпочтительный с его точки зрения набор товаров и услуг.
Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар. Такое поведение называется правилом максимизации полезности. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Правило максимизации полезности можно выразить математически:
По мере насыщения потребителя в приобретении какого-либо товара субъективная полезность этого товара для потребителя сокращается. Например, если потребность в приобретении первого телевизора очень высока, то второго и третьего соответственно будет ниже. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности.
В связи с действием этого закона, приведенное ниже правило максимизации полезности необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цен. Ибо при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара (очередного телевизора), но и при одновременно снижающейся его цене можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара.
Понижение цены товара приводит к двум различным следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения». «Эффект дохода»:если цена продукта (например, клубники) падает, то реальный доход (покупательная способность) потребителя данного товара увеличивается. Он может на тот же денежный доход купить больше клубники. Это явление называется «эффектом дохода». «Эффект замещения»:снижение цены продукта (клубники) означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на клубнику будет стимулировать потребителя к замещению клубникой других товаров (например, бананов, яблок и т.п.). Клубника становится более привлекательным товаром по отношению к другим. Это явление называется «эффектом замещения».
Таким образом,сторонники теории предельной полезности объясняют поведение потребителя с помощью эффектов дохода и замещения и с помощью закона убывающей предельной полезности.
Метод бюджетных линий и кривых безразличия. Бюджетная линияпоказывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Например, если продукт А(апельсины) стоит 15 руб., а продукт В(яблоки) стоит 10 руб., то при доходе в 120 руб. потребитель мог бы приобрести эти товары в разных комбинациях.
Бюджетную линию можно изобразить графически (рис.). Наклон бюджетной линии (АВ)зависит от отношения цены товара В(10 руб.) к цене товара А(15 руб.):
Наклон бюджетной линии, равный 2/3, свидетельствует о том, что потребитель должен воздержаться от приобретения двух единиц продукта А(вертикальная ось) по 15 руб. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 30 руб., необходимых для покупки трех единиц продукта Впо 10 руб. (горизонтальная ось).
Расположение бюджетной линии зависит от ряда факторов, главными из которых являются величина денежного дохода и цена продукта. Влияние денежного дохода:увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо;уменьшение денежного дохода перемещает ее влево. Влияние изменения цены:снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает график вправо.И наоборот, рост цен на продукты Аи Вприводит к перемещению графика влево. Кривая безразличия –это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность для потребителя.
Вернемся к примеру с продуктами А(апельсины) и В(яблоки). Допустим, что потребителю безразлично, в каком сочетании их приобретать: 12 апельсинов и 2 яблока; 6 апельсинов и 4 яблока; 4 апельсина и 6 яблок; 3 апельсина и 8 яблок. Если, исходя из этих комбинаций, мы построим график, то получим кривую равных полезностей, т.е. кривую безразличия (рис. ).
Все наборы из двух продуктов одинаково полезны для потребителя. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-то количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое «семейство» кривых безразличия называется картой безразличия(рис.). Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия.
Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю, т.е. любая комбинация продуктов Аи В, показанная точкой на кривой III, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В,показанная точкой на кривой I. Однако доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, называемый равновесное положение потребителя,необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия (рис.).
Рис.
Кривая безразличия III, обеспечивая большую полезность, чем кривые безразличия Iи II, не доступна для потребителя, т.к. находится выше бюджетной линии. Точки А и Кпоказывают доступные потребителю комбинации продуктов А и В, но они соответствуют меньшим совокупным полезностям, т.к. расположены ниже бюджетной линии. Равновесное положение потребителя достигается только в точке Д, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия II. Достигнув ее, потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, т.к. это будет означать потерю полезности. Таким образом, подход к объяснению потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании потребительского бюджета и кривых безразличия.