Методология государственного регулирования цен
Ценовое регулирование необходимо рассматривать как составную часть целостного механизма государственного регулирования экономики. Опыт развитых стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что степень и конкретные проявления ценового регулирования разнообразны и определяются в первую очередь уровнем социально-экономического развития и приоритетными задачами развития страны.
В зависимости от способа воздействия на процесс ценообразования все методы государственного регулирования цен с достаточной долей условности можно подразделить на прямые (директивные, административные) и косвенные. Условность такого деления заключается в том, что любое регулирование уже несет в себе элементы администрирования. Итак, рассмотрим эти методы с учетом уровня регулирования на макро- и микроуровнях.
1. Макроэкономическое регулирование (косвенные методы) проводится по следующим направлениям:
а) выработка принципов и концепции политики цен и ценообразования:
определение целей и задач ценовой политики в условиях становления и развития рыночных отношений, обеспечение и защита рыночного конкурентного ценообразования; установление направлений, сфер, форм и методов государственного регулирования цен, взаимодействие с другими сферами экономики;
определение роли и функций органов исполнительной власти (федеральных и субъектов Федерации) в реализации государственной политики цен и ценообразования; согласование принципов и концепции политики цен на федеральном уровне и с субъектами Федерации; координация деятельности представительных, исполнительных, судебных органов власти при принятии решений, воздействующих на цены;
б) законодательное и нормативно-правовое обеспечение ценовой политики и государственного регулирования цен. Это разработка и принятие законодательных актов и других нормативно-правовых документов, гарантирующих стабильные отношения агентов рынка, отношений собственности и прав субъектов хозяйствования, граждан и органов управления, способствующих формированию конкурентной среды и рыночного ценообразования, договорно-контрактные отношения, регулирующие налоговую, амортизационную и земельную политику, а также отношения в области труда и социальной защиты населения;
в) проведение гибкой монетарной политики с целью преодоления инфляции и стабилизации цен (сфера кредитно-денежных, финансовых, отношений, влияющих на общий уровень цен и стабилизацию):
разработка комплекса скоординированных и взаимоувязанных мер, направленных на преодоление инфляции и стабилизацию цен;
обеспечение согласованных действий Правительства, представительной власти и Центрального банка РФ в осуществлении денежно-кредитной и финансовой политики; придание банкам главной роли в краткосрочном регулировании экономики и завершение формирования современной рублевой резервной банковской системы; прекращение льготного кредитования бюджетного дефицита; создание действенного контроля и гибкого механизма денежной и кредитной эмиссии;
развитие фондового рынка ценных бумаг и использование операций на открытом рынке для регулирования совокупного спроса;
переход к процентной политике, стимулирующей инвестиции и увеличение производства товаров и услуг личного потребления (эффективный спрос);
переход к платежно-расчетным отношениям, при которых банк не отвечает по обязательствам предприятий, предприятия не отвечают по обязательствам банка;
г) эффективная бюджетная политика, содействующая стабилизации цен и их социальной направленности (бюджетная система в части ее воздействия на цены):
переход от пассивной к эффективной бюджетной политике поддержки и финансирования мер, сулящих быструю отдачу и стабилизацию;
сокращение и поддержание бюджетного дефицита в умеренной доле к ВНП;
усиление в налоговом регулировании стимулирования производства, целенаправленности поступлений и прогрессивности дифференциации ставок налога; предоставление финансовой помощи в виде бюджетных дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и гарантий банкам по ссудам поддержания гарантированного уровня цен;
д) регулирование валютного курса и режима обращения иностранной валюты на территории России (сфера взаимодействия внутреннего и внешнего ценообразования):
воздействие на эффективность и цены экспорта и импорта, а также на цены взаимосвязанных внутренних товаров; порядок обмена и хождения иностранной валюты и соотношение рублевых цен и цен в инвалюте. 2. Микроэкономическое регулирование (косвенные методы) включает:
а) формирование и поддержание конкурентного ценообразования и ограничение монополизации цен (конкурентные товары, группы товаров, сферы производства, потребления):
создание системы выявления и контроля (мониторинга) за монополистическим (олигополистическим) ценообразованием, регулирующего механизма функционирования конкурентного ценообразования, уровня «жесткости» конкуренции; контроль монопсонии и олигопсонии; создание новых конкурирующих предприятий и производств; ведение в РФ Государственного реестра монополистов, осуществление контроля за их ценами; поддержка малого и среднего бизнеса; помощь первоначальному накоплению; осуществление земельной реформы, формирование рыночной цены земли и природных ресурсов, рентных платежей, отражение их в ценах продукции перерабатывающих производств; регулирование деятельности товарных и фондовых бирж, систематическое наблюдение за биржевыми ценами, хеджирование сделок и цен;
определение степени внешнеэкономической открытости и защищенности российского хозяйства;
б) формирование, содействие и защита договорно-контрактного ценообразования (нормативно-правовое и судебно-арбитражное регулирование ценообразования в актах купли-продажи):
формирование федеральной контрактной системы и переход к закупкам продукции (услуг) на государственные нужды по контрактным взаимовыгодным рыночным ценам; государственное посредничество при межотраслевых соглашениях, договорах об уровне цен;
создание законодательства, регулирующего договорно-контрактные отношения, в том числе и ценообразование;
перестройка системы арбитража и суда в соответствии с требованиями регулирования рынка и цен;
в) использование государственного предпринимательства для воздействия на формирование цен с целью структурной перестройки экономики и воздействия на спрос и предложение (избирательное воздействие на рынок и цены отдельных товаров и групп товаров):
расширение товарного влияния на рынке; государственные (муниципальные) программы производства товаров, услуг;
государственные (муниципальные) инвестиционные программы;
государственный (муниципальный) коммерческий заказ на выпуск товаров, осуществление инвестиций по договорным ценам;
поддержка научно-технических инновационных программ и работ посредством субсидирования применяемых цен;
г) регулирование цен во внешнеэкономическом обороте (применительно к отдельным товарным группам экспорта-импорта):
регулирование цен, обусловленных межправительственными соглашениями;
таможенная политика, направленная на регулирование открытости и протекционной защищенности отдельных отраслей и производств российской экономики; государственное лицензирование и квотирование экспорта и импорта;
д) развитие системы страхования предпринимательского риска (правовое регулирование сделок государственными организациями):
поддержка развития страхового дела и правильного применения цен, а также страхование возможного риска, вызванного изменением цен;
разработка методов и правовых норм оценки предпринимательского риска и его отражение в цене; правовое регулирование использования страхования (хеджирования) для стабилизации рыночных цен. 3. Методы прямого (административного) регулирования — это: а) установление фиксированных цен на отдельные группы и
виды товаров (избирательно отдельные товары, группы и/или виды товаров):
определение фиксированных цен на отдельные группы и виды товаров и услуг в пределах рыночного соотношения спроса и предложения (ограниченная номенклатура); замораживание (блокирование) цен на ограниченный период (как показывает практика, это в основном краткосрочные периоды длительностью от одного до шести месяцев); соглашение по ценам на определенный срок между потребителями и производителями товаров (при посредничестве государства или без него);
фиксированные цены с нормированием потребления или производства (исключительная номенклатура товаров и услуг, имеющих особую социальную значимость);
б) субсидирование цен на конкретные, отдельные виды товаров (избирательно в исключительных случаях на отдельные товары, группы и/или виды товаров):
по ставкам на единицу натурального товара; в процентах к обороту; разницы в ценах.
Эти методы могут применяться как к фиксированным ценам, так и к плавающим ценам, складывающимся при равновесии спроса и предложения;
в) применение акцизного налогообложения на конкретные, отдельные виды товаров (избирательно в соответствии с законодательством):
по ставкам на единицу натурального товара; в процентах к обороту; в виде разницы в ценах.
Аналогично субсидированию цен акцизное налогообложение может применяться как к фиксированным ценам, так и к плавающим ценам, образующимся в результате равновесия спроса и предложения;
г) установление предельных цен на конкретные группы или виды товаров (избирательно в исключительных случаях):
в расчете на единицу продукта или его эффективную единицу; в расчете на единицу основного потребляемого сырья или материала, основного комплектующего изделия;
д) целенаправленная социальная защита малообеспеченных слоев населения и социальные гарантии (сфера охвата социальной политики в соответствии с законодательными актами):
целенаправленные социальные субсидии малообеспеченным категориям населения;
поддержание фиксированных цен, предельных цен по отдельным видам потребительских товаров и услуг первой необходимости;
бесплатное предоставление (гарантированное) населению некоторых товаров и услуг, имеющих особую социальную значимость;
индексация денежных доходов и сбережений населения с
учетом роста цен;
поддержание ценовых паритетов;
согласование потребительских цен с профсоюзами, потребительскими обществами и другими организациями потребителей;
е) экологическая политика в части цен, налогов и платежей (сфера экологического регулирования окружающей среды):
переход к рыночной системе цен и платежей за землю, природные ресурсы;
поэтапное введение штрафных платежей, санкций за вредные выбросы и загрязнения и другой ущерб, причиняемый окружающей среде, соответствующих полному возмещению потерь, причиненных населению и окружающей среде;
ж) применение нормативов при определении цен реализации товаров (исключительное применение в строго определенной среде):
предельных нормативов рентабельности к себестоимости при определении цены на конкретные товары; предельных нормативов рентабельности к фондам по предприятиям, применяемых при формировании цен на выпускаемую ими продукцию;
з) индексация цен (в ограниченной области, четко определенной законодательно или постановлениями Правительства):
установление фиксированного (предельного) темпа роста цен; индексация фиксированных цен на товары, услуги в зависимости от изменения цен на основную сырьевую составляющую или комплектующие изделия;
индексация установленных государством или муниципальным органом цен с целью поддержания принятого паритета по отношению к ценам на смежные товары-субституты или цены на товары, формирующие издержки индексируемых цен; одновременная индексация цен и доходов;
и) использование фондов регулирования цен (бюджетного, специального) для поддержания разницы в ценах потребителя и производителя (в сфере действия фондов): с использованием бюджетных субсидий; с использованием фондов регулирования цен; к) мониторинг, прогнозирование (определенные показатели и номенклатура товаров):
статистическое наблюдение за ценами и создание соответствующего банка данных;
анализ, проведение экспертиз и прогнозирование цен; л) контроль за ценами (сфера государственного регулирования):
контроль за соблюдением законодательства по ценам и ценообразованием;
координация деятельности государственных и муниципальных органов регулирования цен.