Задачи и структура логистической информационной системы
Логистические информационные системы переводят организацию управленческих процессов в компании на более высокий уровень посредством рационального использования технического обеспечения системы. С помощью информационных систем становится возможным решать следующие задачи, связанные с управлением информационными потоками:
Ø увеличить скорость обработки информации и за счет этого более быстро принимать решение;
Ø увеличить объем обрабатываемой информации и за счет этого при принятии решения анализировать большее количество вариантов и выбирать наиболее рациональное решение;
Ø минимизировать ошибки при сборе и обработке информации;
Ø планировать ресурсное обеспечение логистических процессов и управлять взаимодействием субъектов в системе на основе своевременной, достоверной, полной и точной информации;
Ø снизить трудозатраты менеджеров за счет электронного обмена информацией, сведя к минимуму движение документов на бумажных носителях.
В функционировании информационных систем большое значение имеют:
Ø международные телекоммуникационные сети (Internet, Relcom);
Ø международные стандарты электронного обмена данными (EDI, EDIFACT);
Ø спутниковые системы связи и навигации (Inmarsat-C, Euteltracs, Prodat, GPS);
Интеграция информационных систем поставщиков, перевозчиков, экспедиционных компаний и потребителей обеспечивает:
Ø обмен информацией между участниками доставки товара;
Ø контроль доставки товара в режиме реального времени;
Ø быстрое принятие согласованных решений в случае возникновения непредвиденных ситуаций во время доставки;
Ø оперативное управление транспортно-логистическими операциями;
Ø оценка эффективности выполненной доставки товара.
Материально-технологическую базу логистической информационной системы составляют технологическое оборудование и программное обеспечение. Программное обеспечение интегрирует модули, отражающие функциональный цикл логистики: получение заказов; обработка заказов; транспортировка; распределение; управление запасами.
Логистическая транспортная информационная система является компонентом интегрированной информационной системы, состоящей из модулей, которые наращиваются и объединяются при постановке дополнительных задач перед информационной системой.
Основной целью управления информационной потоками в логистической системе является контроль плановой реализации процессов складирования и транспортирования, при которых товарно-материальная ценность (груз) сохраняет свои потребительские свойства в течение всего жизненного цикла.
Для управления логистическим процессом транспортирования необходима рациональная организация всех информационных потоков: от момента подачи заявки на доставку до отчета по выполненной перевозке. Доступность недорогих и производительных персональных компьютеров и наличие развитого программного обеспечения позволяют создать разнообразные информационные системы Планирования и контроля перевозок, учитывающие специфику деятельности конкретных предприятий практически в любых условиях.
Ряд специализированных компаний поставляет средства для автоматизации решения задач организации и контроля транспортного процесса.
Активно на рынке транспортных услуг действует компания «Автокомпас», предлагая заказчикам из различных регионов России комплексное решение: распределение заказов по парку подвижного состава, планирование маршрутов и контроль работы автомобилей на линии. Рабочая программа выполнена в Microsoft Access и поэтому легко интегрируется в любой набор уже имеющихся у потенциальных клиентов программных продуктов и дорабатывается под конкретные разнообразные пожелания. Немаловажно и то, что эта программа известна практически каждому пользователю MS Office - это значит, что требуется минимальный инструктаж диспетчерского персонала.
Для контроля качества выполнения заданий и количественной оценки реальных пробегов автомобилей и расхода топлива в систему интегрируются недорогие GPS - регистраторы с бесплатным и недоступным извне съемом информации, позволяющие комплексно анализировать режим перемещений автомобилей при работе по маршруту.
Российско-британская компания "ИНТЕРСТАТУС", работающая на российском рынке транспортно-экспедиторских услуг, имеет свою компьютерную сеть, связанную с Internet и с сетями своих партнёров и основных клиентов. Она предлагает специализированный программный продукт для транспортных, экспедиторских и складских предприятий KOMALOG®. Компания «ИНТЕРСТАТУС» является официальным дистрибьютором комплекса программ «Автомобильный транспорт», разработанных Институтом проблем транспорта РАН на основе программных продуктов PCMILER.
Компания «Инфотранс» (г. Самара) предлагает автоматизированную информационную систему АИС «Экспедитор». АИС «Экспедитор» реализована в среде СУБД Oracle и решает в едином информационном пространстве следующие задачи для службы грузоперевозок, склада и бухгалтерии: обработка заказов на доставку, автоматизация планирования и документооборота, построение оптимального маршрута, оперативный контроль перевозок.
Данная разработка ориентирована как на экспедиторские и автотранспортные компании, так и на логистические службы предприятий. В рамках одной системы возможно создание следующих автоматизированных рабочих мест: менеджера по работе с клиентами; менеджера по таможенному оформлению; диспетчера по грузовым перевозкам; менеджера склада; экономиста; бухгалтера; руководителя. Базовая конфигурация АИС «Экспедитор» рассчитана на обработку 40-50 заказов в день.
Активно действуют фирмы, предлагающие 1С: совместимые программные продукты. Это является дополнительным конкурентным преимуществом с учетом широты распространения программ 1С по сравнению с аналогичными программами. Наиболее известные продукты компании «ИКС Технологии» (предлагает конфигурацию «ИКС: Автотранспортное предприятие») и внедренческого центра 1С - РАРУС (предлагает программу «1С - РАРУС: Автотранспорт»).
Оба этих продукта не являются самостоятельными программами и предназначены только для совместного использования с компонентой «Бухгалтерский учет» системы 1С: Предприятие». Документооборот диспетчерской службы основан на путевом листе, имеющем утвержденные формы № 4С, №4П и другие. На их основе формируются отчеты по эксплуатационным показателям работы автотранспорта, расхода топлива и другие. Предусмотрен также учет деятельности ремонтной службы, склада запчастей и смазочных материалов. Рассчитаны эти программные продукты для применения на автотранспортных предприятиях. Типовое решение «1С - Рарус: Автохозяйство 1.0» оптимально для автопредприятий с автопарком от 100 до 500 автомобилей.
Комплекс задач по выписке и обработке путевых документ, учёту и управлению обслуживанием и ремонтом автомобилей, учету зарплаты водителей решает система, предлагаемая фирмой Транс Си (г. Санкт-Петербург).
Использование информационных технологий в диспетчерском управлении автомобильными перевозками стало неотъемлемой частью современного бизнеса, т.к. контроль хода транспортного процесса с использованием средств оперативной связи повышает надежность доставки, позволяет своевременно реагировать на возникающие проблемы и повышает привлекательность услуг для клиентов.
На автомобильном транспорте нашли применение следующие основные типы средств и систем оперативной связи: радиосвязь; сотовая связь; спутниковая связь.
Из них наиболее перспективны в настоящее время сотовая и спутниковая связь. При сопоставимых ценах в расчете на одну машину они обладают разными потребительскими свойствами.
Спутниковая связь позволяет осуществлять постоянное (или с задаваемым интервалом) наблюдение за движением транспортных средств по карте автомобильных дорог на мониторе компьютера диспетчера. Для приема и хранения информации в текстовом виде не обязательно присутствие диспетчера и водителя. Водитель также имеет возможность послать сигнал тревоги с внеочередным определением местонахождения автомобиля простым нажатием специальной кнопки.
Сотовая связь удобна тем, что можно осуществлять не только речевую связь, в том числе и одновременно нескольких абонентов, но также и передавать текстовые сообщения SMS (что заметно дешевле) одному или группе абонентов. Водитель может использовать сотовый телефон не только для служебных, но и личных целей (при условии регламентации режима и оплаты пользования). Недостатком сотовой связи является то, что для контроля местоположения автомобиля требуется специальный выход на связь (несколько раз в день). Если местоположение автомобиля определяется на основе сообщения водителя, то это не всегда может соответствовать действительности.
Для контроля времени простоя автотранспортных средств в пунктах получения и сдачи товара компания «Optima» (г. Москва) предлагает систему бесконтактной регистрации на основе технологий SmartPass с использованием электронных меток (тегов) на автомобилях и стационарных считывателей, передающих информацию в автоматизированную систему.
Пример 1. Транспортная компания ООО «Фортуна Транс» осуществляют коммерческую деятельность на рынке транспортных услуг. Специализируется компания на перевозке продуктов питания: охлажденное мясо курицы; замороженное мясо курицы; рыбные и морепродукты; масложировая продукция (майонезы, маргарины и т.д.).
Среди клиентов компании такие крупные заказчики как: птицеперерабатывающее региональное предприятие ООО "Приосколье-М"; компания по реализации морепродуктов ЗАО "Русское Море"; ОАО "Московский Жировой Комбинат". А также ООО «Фортуна Транс» является коммерческим посредником между производственными предприятиями и ведущими оптовыми складами таких оптово-розничных сетей: ДИКСИ; Х5; АШАН; Метро Кеш энд Керри; Гиперглобус и др.
Компания имеет собственный автопарк, состоящий из грузовых автомобилей: газели (до 1,5 тн); Валдай и ЗИЛы (до 5тн); КАМАЗы (до 7т); тягачи марки MAN (до 20т), а также привлеченный транспорт по договору субподряда. Организационная структура ООО «Фортуна Транс» представлена на рисунке 4.9.
Генеральный директор |
Коммерческий отдел -заместитель генерального директора; -менеджеры. |
Отдел транспорта и логистики -диспетчеры; -механики; -водители. |
Отдел финансового контроля -главный бухгалтер; -бухгалтеры; -кассир. |
Отдел маркетинга -начальник отдела; -специалист по маркетингу. |
Рис. 4.9. Организационная структура ООО «Фортуна Транс»
Рассмотрим организацию грузоперевозок, которая проходит в девять этапов.
1 этап. Заключение договора транспортных услуг. На начальном этапе, когда уже проведены переговоры, руководством фирмы принимается решение о заключении договора с заказчиком.
2 этап. Прием заявки на транспорт. Прием заявок осуществляется следующими способами:
1) В устной форме по телефону. Такие заявки подлежат обработке и переводу в письменную форму, а также утверждения у заказчика.
2) Письменная заявка по факсу. Заявки этого типа подлежат обязательному утверждению у заказчика и последующему предоставлению оригинального варианта с синей печатью организации.
3) Письменная заявка по электронной почте. Обработка этих заявок происходит тем же путем, что заявки по факсу.
Как правило, каждый заказчик при подписании договора оговаривает свою форму заявки, что обязательно прописывается в договоре. Все заявки заказчиков приходят в период с 16 до 17 часов, и должны быть утверждены до 18 часов дня, предшествующего дню погрузки.
Обработка заявок осуществляется в несколько этапов:
1) выделение необходимого количества единиц транспорта;
2) обзвон водителей, проверка технического состояния автомашин;
3) занесение данных в форму заявки;
4) подтверждение заявки по телефону (факсу, электронной почте);
5) если необходимо, внесение корректировок данных, согласованных с заказчиком;
6) подтверждение измененной заявки.
Диспетчер фирмы обязан подать сведения об выделенных автомашинах в течение одного часа после приема заявки от заказчика.
3 этап. Задание водителю. После подтверждения необходимого количества единиц транспортных средств, диспетчер раздает задание водителям на следующий день и сообщает водителям информацию: время загрузки; адрес загрузки; адрес разгрузки; количество точек на маршруте. Перед рейсом водитель проходит обязательный медицинский осмотр, главный механик фирмы выдает ему путевой лист.
4 этап. Сопроводительная документация. Сопроводительную документацию водителю выписывает фирма-заказчик. На адресе загрузки водителю выдают следующие документы: маршрутный лист (в нем указан маршрут для водителя с указанием последовательности адресов разгрузки); товарная накладная формы ТОРГ-12; товарно-транспортная накладная; счет-фактура.
От фирмы у водителя всегда имеются при себе следующие документы, необходимые для перевозки груза заказчика: копия договора транспортных услуг с заказчиком; доверенность на перевозку груза; доверенность на управление автомобилем; путевой лист.
5 этап. Выполнение задания водителем. Роль водителя в процессе доставки заключается в следующем:
ü контроль процесса погрузки товара в автомобиль;
ü экспедирование груза;
ü контроль температуры в кузове и температуры товара;
ü контроль разгрузочного процесса автомобиля;
ü отметить маршрутный лист, ТОРГ-12 и ТТН у грузополучателя;
ü сдать необходимые экземпляры грузополучателю;
ü сдать необходимые экземпляры на склад заказчику;
ü сдать необходимые экземпляры на фирму.
6 этап. Контроль задания водителя диспетчером. Задача диспетчера проконтролировать работу водителя на этапе прибытия к заказчику, загрузки и выгрузки товара. В нее входят такие виды контроля, как: контроль доставки груза (главное – сохранность груза); своевременная доставка груза и контроль опозданий; своевременная сдача возврата продукции, при ее наличии; контроль своевременной сдачи сопроводительной документации, ее правильное оформление; своевременное выявление недостачи, порчи продукции заказчика.
7 этап. Поступление первичной документации на фирму. Для того чтобы первичная документация своевременно обрабатывалась и счет заказчику выставлялся без задержек, водители сдают необходимые документы на фирму раз в неделю. В список документов обязательных для сдачи входят: маршрутный лист; товарная накладная (ТОРГ-12); товарно-транспортная накладная (ТТН); путевой лист.
8 этап. Обработка поступившей первичной документации. После того, как собраны документы за отчетную неделю, они передаются в отдел финансового контроля бухгалтеру, осуществляющему обработку первичной документации. Задача бухгалтера на этом этапе проверить наличие всех экземпляров документов и проверить правильность заполнения документации (наличие печатей грузополучателей на маршрутном листе, товарной накладной и товарно-транспортной накладной, наличие подписи водителя о принятии и сдачи груза, наличие подписей грузополучателя о принятии груза). По завершению проверки документов составляется реестр грузоперевозок. После составления реестра происходит сверка с заказчиком.
9 этап. Выставление счета на оплату заказчику. После того, как реестр данных по машинам сверен, бухгалтером выставляется счет заказчику на оплату за предоставленные транспортные услуги.
Информационное обеспечение автомобильных грузоперевозок ООО «Фортуна Транс» происходит за счет следующих систем: пакеты прикладных программ Microsoft Office, в том числе MS Word и MS Excel; 1С: Бухгалтерия, Зарплата и кадры. Использование программы 1С для обработки данных, например, по водителям или учета заявок на транспорт будет проходить не совсем корректно. Внедрение информационной системы в транспортной фирме является эффективным способом повышения работоспособности фирмы, увеличения управляемости, облегчения работы сотрудников. Обработка данных должна отвечать следующим основным целям и задачам:
v Понимание бизнес-процессов и причинно-следственных связей событий. Сюда входит комплекс элементов управления предприятия, которые зачастую являются ежедневной рутинной работой: выписка путевых листов; их обработка с определенной периодичностью; выписка актов различного назначения; подготовка итоговой отчетности.
v Анализ эффективности, согласованности, прибыльности деятельности фирмы.
v Оптимизация работы транспортной компании.
Для выхода на качественный уровень работы информационная система должна органично вписываться в уже сложившуюся систему управления транспортной компании. Для ООО "Фортуна Транс" была предложена система автоматизированного управления со следующей структурой:
1. В фирме должен быть справочник автомобилей. В него заносятся данные о каждом транспортном средстве организации: норма расхода топлива; данные об установленных на транспортные средства автозапчастей; грузоподъемность, данные ПТС, свидетельства о регистрации; данные об установленном дополнительном оборудовании (сигнализация, аптечка, огнетушитель и др.).
2. Справочник, который должен содержать информацию о каждом сотруднике предприятия. Это работники отдела транспорта и логистики (водители, главный механик, диспетчер). В справочник вносятся следующая информация: дата рождения, паспортные данные, место жительства, гражданство; закрепленный автомобиль за каждым водителем; контактные телефоны, табельный номер; медицинская справка, пропуск.
3. Справочник запчастей для транспортных средств фирмы. В него вносятся данные о поступивших запчастях в фирму.
4. База данных клиентов, куда вносятся данные о сторонних организациях, оказывающие услуги для фирмы (название, реквизиты, тарифы на обслуживание).
Введение в ООО "Фортуна Транс" информационной системы помогает решить ряд задач: выписка и учет путевых листов грузовых автомобилей; учет запчастей; учет заявок на запчасти; учет аккумуляторов и резины; планирование техобслуживания; табель рабочего времени.
Важное значение в информационном обеспечении компании имеет глобальная навигационная система (GPS). Любой транспортной компании важно контролировать местонахождение своих единиц транспорта. Система мониторинга автотранспортных средств помогает решить следующие задачи:
v обладать наиболее точной информацией о местонахождении транспортного средства;
v контролировать в режиме реального времени состояние и маршрут транспортного средства;
v вести статистику и проводить анализ перемещения и состояния автомобиля и перевозимого груза за любой период;
v иметь возможность поддерживать связь с контролируемым объектом (водителем);
v обеспечить автоматизированный контроль за рейсами и оперативное управление грузовыми перевозками
v проводить координацию экипажей транспортных средств и организация их взаимодействия;
v максимально оптимизировать и обезопасить процесс перевозки.
Особенность системы GPS – возможность поддержания связи с контролируемым объектом с помощью голосовой связи, соединения GPRS, сообщений SMS. Спутники вычисляют координаты транспортного средства, оснащенного средством передачи сигнала, например, навигатором. Информация об объекте передается в режиме реального времени и сохраняется в базе данных компьютера. Российский аналог GPS – это Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). Использование навигационной спутниковой системы даст ряд преимуществ: контроль расхода ГСМ; контроль рейса водителя; контроль местонахождения транспортного средства; контроль состояния транспортного средства. На основе данных навигации возможно составление отчетов и прочих документов, используемых на предприятии, что упрощает работу сотрудникам отдела транспорта и логистики.
Пример 2. Информационное обеспечение ООО «Фри Лайнс Компани».Специализированная группа компаниизанимается ее информационным обеспечением, регулируя внутреннюю и внешнюю МИС, т.е. выполняет такие функции, как маркетинговые исследования, анализ продаж, планирование, экономический анализ, исследование операций и системный анализ и т.п. Все действия компании согласуются через отдел маркетинга, что представлено на рисунке 4.10.
Отделы привлечения и ведения | Услуги по предоставлению потенциальным и существующим клиентам информации о компании через выбранный комплект каналов распространения | Отдел маркетинга | Передача договоров с контрагентами и назначение счетов в их адрес на оплату | Планово-экономичес-кий отдел, Бухгалтерия |
Банковские выписки; информация об оплатах, подписанные договора | ||||
Отдел международной логистики | Договора и другие юридические документы на проверку и утверждение | Юридичес-кая служба | ||
Новостные материалы по логистике для наполнения содержания сайта. Экспертные мнения для СМИ. | Утвержденные тексты договоров и других юридически значимых документов | |||
Отдел внутрироссийс-кой логистики | Услуги по предоставлению потенциальным клиентам информации о компании через выбранный комплект каналов распространения | Секретариат | ||
Информация по входящим звонкам | ||||
Отдел импортного оформления и сертификации | отчеты руководителю | Руководи-тель компании | ||
Новостные материалы по таможенной очистке грузов и таможенному законодательству для наполнения содержания сайта. Экспертные мнения для СМИ. | постановка задач, разработка плана работы, оценка работы отдела | |||
Отдел ВЭД | Разработка и печать полиграфической продукции для представительств за рубежом. Наполнение содержания сайта зарубежного представительства | Запросы на развитие корпоративной программы (КП), обслуживание ПК, пополнение и развитие персонала | Администра-тивный отдел | |
Заказы на полиграфическую продукцию для представительств. Перевод материалов для сайта | Развитие КП, обслуживание ПК, развитие персонала | |||
Рис. 4.10. Взаимодействие подразделений компании с отделом маркетинга
На рисунке 4.11 изображен интерфейс МИС, на которой видно в левой части снимка экрана возможности выборки данных, и по запросу видно как отображается искомая информация.
Рис. 4.11. Скриншот интерфейса МИС ООО «Фри Лайнс Компани»
Основные этапы проектирования маркетинговой информационной системы:
- изучение организации маркетинга на предприятии, распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
- определение потребности менеджеров в маркетинговой информации;
- идентификация источников информации, определение процедур и инструментов ее получения и анализа;
- разработка плана предстоящих исследований, проектирование формата заключительного отчета и системы предоставления полученных результатов заинтересованным лицам;
- разработка мероприятий по созданию и поддержанию банка данных, системы обеспечения и оценки функционирования МИС. В целом маркетинговая информационная система дает множество преимуществ, таких, как организованный сбор информации, широкий кругозор, сохранение важной информации, избежание кризисов, координация плана маркетинга и пр. Специалисты в области маркетинга считают, что дальнейшее развитие МИС приведет к ее трансформации в систему поддержки маркетинговых решений, являющуюся более гибкой, более простой в использовании, в основу функционирования, которой положены интерактивные процедуры, и ориентированной на принятие не стандартных творческих решений.
Система поддержки принятия решений (СППР) (от англ. Decision Support System, DSS) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др. Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР или ИСППР. Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления.
СППР принципиально отличается от традиционных систем аналогичного назначения тем, что она ориентирована на конкретного пользователя, на его знания, его опыт и интуицию, его систему ценностей. В основу системы положено признание того факта, что процесс принятия решений носит субъективный характер. Под этим понимается следующее: если в одной и той же информационной среде различные пользователи принимают одинаковые решения, то такие решения будем называть объективными, т.к. они не зависят от индивидуальных особенностей их принимающего лица; напротив, если разные пользователи, обладающие одинаковой информацией, будут принимать не совпадающие между собой решения, то такие решения условимся считать субъективными, т.е. зависящими от личности пользователя. При этом в стороне остается вопрос о том, какой процент потенциальных пользователей поддерживает то или иное решение, равно как и вопрос о том насколько принимаемое решение хорошо или плохо. По существу это означает, что пользователь является полностью самостоятельным и действует на основании своих собственных знаний, опыта и интуиции. Естественно, что при этом не исключено привлечение любых экспертов и консультантов по его усмотрению.
Таким образом, система СППР помогает пользователю найти решения, которые именно ему представляются наилучшими, но которые без ее помощи было бы трудно, или даже невозможно отыскать из-за очень большой сложности решаемой задачи.
Еще одна принципиальная особенность системы СППР связана с тем, что современные математические методы не позволяют осуществлять оптимизацию и ранжирование непосредственно на основе полной совокупности критериев, и требуют предварительного сведения ее к единой числовой оценке (свертка). Различных формальных способов свертки достаточно много, и то, какой из них будет выбран, может существенно (а порой и нежелательно) повлиять на результаты оптимизации и ранжирования. Кроме того, свертка совокупности критериев в один обедняет процесс принятия решений в содержательном и информационном плане.
Одним из достоинств системы СППР является также то, что она не требует от пользователя никакой специальной подготовки. Необходимо иметь в виду, что пользователь, будучи весьма компетентным в своей области, вовсе не должен разбираться в том, какие алгоритмы свертки использованы в системе поддержки решений. А это значит, что решения, принятые разработчиком в процессе создания системы, могут оказывать на выбор альтернатив влияние, не контролируемое пользователем. Этот принципиальный недостаток традиционных систем поддержки решений, опирающихся на формальные методы свертки, в системе СППР сведен к минимуму. Достигается это за счет того, что пользователь в диалоге с системой сопоставляет между собой возможные значения совокупностей показателей, в соответствии с которыми он хочет принимать решения, и определяет их относительные предпочтительности. В результате таких сопоставлений в системе формируется функция предпочтений пользователя (ФП), на основе которой в дальнейшем выполняются операции оптимизации и ранжирования. Таким образом, формальная свертка критериев заменяется неформальной процедурой выявления предпочтений, результаты которой не зависят от разработчика и отражают индивидуальный подход пользователя к задаче.
Даже если компания имеет совершенную систему обеспечения маркетинговой информации, не стоит забывать о сторонних публикациях данных. Опубликованные источники поставляют разнообразную маркетинговую информацию по многим вопросам в отношении населения, экономических условий, производства, продажи, оптовой торговли и т.д. Объемы и надежность такой информации, очень разные по отраслям и странам мира. Однако с каждой маркетинговой проблемы почти всегда можно найти какую-либо опубликованную информацию. Некоторые компании (информационные или неинформационные) способны предоставлять полезную информацию фирмам, которые имеют общие информационные потребности, стремясь продать информационный продукт или оказать услуги, чтобы получить дополнительные доходы.
Растет доля маркетинговой информации, которая поставляется фирмами, специализирующимися на сборе и анализе информации, которую предлагают впоследствии многим заказчикам в виде стандартизированного информационного продукта или единственному потребителю на конкретный заказ. Например, для понимания поведения потребителей в Интернет, поскольку на данный момент о компании узнают именно через этот канала, разработана специальная система анализа пользователей.
Как правило, для принятия управленческих решений на фирме используется вся имеющаяся вторичная информация. И только если ее не хватает, то проводится дополнительный целенаправленный сбор необходимой первичной информации.
Информационный процесс в маркетинге охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению рыночных данных. Создание и использование информационного банка подчинено задачам управления маркетингового и имеет целью обеспечить знание рыночных процессов для принятия оптимальных решений.
Маркетинговую деятельность необходимо рассматривать как часть информационного процесса. Цель использования маркетинговой информации (например, изучение спроса на предлагаемый вид продукции, оценка покупательной способности потребителей, исследование рынков сбыта) состоит в уменьшении неопределенности в процессе принятия управленческих решений. Это требует сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи разнообразной по характеру информации:
· научно-техническая информация о грузоперевозках, технологиях, оборудовании и машинах, применяющихся в транспортировке, включая их стоимость и цены на услуги;
· экономическая информация о субъектах логистического комплекса, включая потенциал, складские объемы, экономические показатели по доходам, прибыли;
· экономическая информация о конкурентах и потенциальных потребителях, их платежеспособности;
· правовая информация, состоящая из законодательных актов, норм, обеспечивающих проведение предпринимательской деятельности в целом по стране, регионах, в других странах;
· информация о состоянии и перспективах подготовки и повышения квалификации руководящих кадров и рядовых сотрудников.
Источниками такой информации могут быть информационные услуги фирм, специализирующихся на распространении маркетинговой информации на технических носителях и предоставляющих возможность интерактивного доступа к банкам экономических данных, а также такие источники, как выставки, семинары, рекламные проспекты, статистические сборники, коммерческие обзоры, тематические справочники.
МИС необходимы для постоянного, как стратегического, так и оперативного планирования всей производственной, маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы, основанной на достоверной, репрезентативной маркетинговой информации. Практика показала необходимость разделения функций отдельных отделов и служб в целях выделения специализированной службы по организации маркетинговой деятельности, на которую в первую очередь возлагаются задачи по проведению маркетинговых исследований и использованию МИС.
Выводы
Маркетинговая информационная система как совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначена для обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. Маркетинговая информационная система предназначена для раннего обнаружения возможных трудностей и проблем, выявления благоприятных возможностей, нахождения и оценки стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности, оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга. Развитая информационная система включает подсистемы: внутренней информации, внешней информации и информации маркетинговых исследований.
Особенностью системы маркетинговой информации является представление в адаптированном виде внешних маркетинговых данных, таких как общее состояние экономики, науки и техники, законодательства, культуры, коммерческой среды, демографические и социальные особенности населения, каналы сбыта, конкуренты и поставщики из всех стран, присутствующие на рынке.
Исследование существующего предложения программного обеспечения для маркетинга приводит к достаточно очевидному выводу: маркетинговую информационную систему лучше строить самостоятельно, пытаясь минимизировать усилия по ее проектированию и внедрению, формализуя информационные запросы менеджеров и определив структуру основных информационных модулей системы.
Логистическая транспортная информационная система является компонентом интегрированной информационной системы, состоящей из модулей, которые наращиваются и объединяются при постановке дополнительных задач перед информационной системой.
Основными целями логистической транспортной информационной системы являются обеспечение качества услуг по доставке товара и снижение стоимости транспортных услуг.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Почему возрастает необходимость комплексного изучения спроса покупателей?
2. Какую возможность получает предприятие путем непрерывного слежения за состоянием и степенью удовлетворения потребительского спроса?
3. Что образует систему маркетинговой информации?
4. Какая совокупность информации необходима для выполнения маркетинговых мероприятий?
5. Каким образом можно определить маркетинговую информационную систему?
6. Почему и в связи с чем происходит эволюция маркетинговых информационных систем?
7. Для чего и для кого предназначена маркетинговая информационная система?
8. Какие подсистемы включает в себя развитая информационная система?
9. Что относится к внутренней и внешней информации?
10. Какова особенность системы маркетинговой информации при учете внешних маркетинговых данных?
11. Обозначьте классификацию информационных систем, используемых в деятельности современных предприятий.
12. Перечислите известные мам CRM-системы, используемые предприятиями на российском рынке.
13. С чего начинается выбор программного обеспечения МИС? Обоснуйте свой ответ.
14. На примере знакомой вам транспортной компании разработайте обоснование внедрение маркетинговой информационной системы.
15. Проанализируйте Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Выделите самые важные аспекты для применения в деятельности логистической компании.
Тесты
Принципиальным преимуществом самостоятельного построения маркетинговой информационной системы является возможность учета специфики предприятия, как отраслевой, так и организационной.
а) да б) нет
2. Существующее в настоящее время на российском рынке программное обеспечение можно условно разделить на три группы. Проставьте соответствие:
1. | Программное обеспечение «для маркетологов» | а) | Sales Expert «Клиент Коммуникатор» |
2. | Программы класса CRM | б) | «1С» |
3. | Маркетинговые информационные системы в рамках существующих на предприятиях учетных программных продуктах | в) | «Касатка» «Бэст-маркетинг» Marketing Expert |
3. Какие задачи становится возможным решать с помощью логистических информационных систем?(Несколько вариантов ответов)
а) увеличить скорость обработки информации;
б) увеличить посещаемость торгового зала предприятия;
в) увеличить объем обрабатываемой информации и выбирать наиболее рациональное решение;
г) увеличить приверженность торговой марки конкретного товара в целевых группах потребителей.