ТЕМА 15. В каких аспектах индустриализация 1928–1941 гг. улучшила и ухудшила положение страны и общества по сравнению с периодом нэпа?
Рекомендуемые вопросы для рассмотрения:
1. Основные черты (признаки) социалистической (командно-административной) экономики.
2. Индустриализация
3. Коллективизация.
4. Пензенский край в 1928–1941 гг. (административно-территориальное деление, социально-экономическое развитие).
При рассмотрении вопроса про индустриализацию необходимо рассмотреть ход развития индустрии отдельно в первой, второй и третьей пятилетках (а не дать в общем виде очерк промышленности, как в некоторых учебниках). При изложении истории коллективизации необходимо охарактеризовать причины, ход и последствия объединения крестьянских хозяйств в колхозы.
Общий ход индустриализации и коллективизации дан в рекомендованных учебниках и учебных пособиях. Красочно-эмоциональное изложение индустриального развития СССР в 1930-е гг. дал итальянский историк Дж. Боффа (см. список литературы).
При ограниченном количестве исторической научной литературы в ч/з филиала следует стремиться активно использовать электронные ресурсы. Так, подробный фактический материал по ходу преобразований в промышленности содержится в очерке И. В. Караваевой «Эволюция теории и практики социалистической индустриализации» в сборнике «Экономическая история СССР: Очерки» (электронная система «Знаниум» - см. список литературы). Ход и этапы коллективизации охарактеризованы в учебном пособии С. Л. Анохиной (электронная система «Знаниум» - см. список лит-ры).
Издание «Пензенская энциклопедия» есть во всех библиотеках города, в том числе и в нашем читальном зале. Только не надо переписывать из статей энциклопедии всё подряд (ваша тема охватывает период 1928–1941 гг.; следовательно, материал по развитию сельского хозяйства и промышленности Пензенской области после 1941 г. будет не совсем уместен). Любознательным и творческим студентам можно рекомендовать попробовать поискать материал по развитию пензенской промышленности в годы первых пятилеток в монографии пензенских историков Т. Н. Кузьминой и Н. А. Шарошкина (см. список литературы).
ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕЧАНИЕ: знаком * обозначены издания, имеющиеся в библиотеке Пензенского филиала Финуниверситета.
Основная литература:
1) *Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учеб. пос. / Под ред. М.Н. Чепурина. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004;
2) *Воейков Е. В. История экономики России IX–XX вв.Учебное пособие. Пенза: Издательство ГУМНИЦ ПГУ, 2013;
3) Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917–1941 гг. М.: Международные отношения, 1994;
4) *Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Уч. пос. / Под ред. Я.А. Пляйса; Фин. Акад. при Правительстве РФ. М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2011;
5) *Пензенская энциклопедия / Гл. ред. К.Д. Вишневский. Пенза, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001 (статьи «Коллективизация», «Кузнецкая электростанция», «Промышленность», статьи по истории отдельных промышленных предприятий).
Дополнительная литература: 1) Советская деревня глазами ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1918–1939. Документы и материалы. В 4-х т. Т. 3. Кн. 1. 1930–1931 / Под ред. А. Береловича, В. Данилова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003; Кн. 2. 1932–1934. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. 2) Кузьмина Т. Н., Шарошкин Н. А. Индустриальное развитие Поволжья. 1928 – июнь 1941 гг.: достижения, издержки, уроки. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005.
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. http//repository.vzfei.ru (доступ по логину и паролю):
1. Анохина С. Л. Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Уч. пос. / Под ред. Я.А. Пляйса; Фин. Акад. при Правительстве РФ. М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2013.
2. Экономическая история СССР: Очерки / Рук. авт. колл. Л.И. Абалкин. М.: ИНФРА-М, 2009.
ТЕМА 16. Варианты антикризисных программ в Европе и США в 1930-е гг.: общее и особенное.
Рекомендуемые вопросы для рассмотрения:
1. Экономический кризис 1929–1933 гг.
2. Преодоление кризиса в Англии, Франции и Германии в 1933–1939 гг.
3. Экономическая программа «Нового курса» Ф. Рузвельта в США
К числу факторов, повлиявших на возникновение кризиса, можно отнести а) монополизацию промышленности (что усилило неравномерность развития секторов экономики); б) застой в сельском хозяйстве Европы и Америки в 1920-е гг., связанный с конкуренцией Канады, Аргентины, Австралии; в) узкий внутренний рынок, обусловленный низкой покупательной способностью основной массы населения после Первой мировой войны; г) отсутствие государственного регулирования экономики. В учебной и научной литературе причины «Великой депрессии» чётко не выделяются, если не считать общих туманных рассуждений о неравномерности экономического развития капиталистических стран и общей неизбежности периодических экономических кризисов. Проявления в экономике этого сильнейшего кризиса обычно вполне прилично изложены в учебниках и не вызывают затруднений студентов при их переписывании. Чаще всего излагается материал по США; с учётом формулировки темы следует привести данные по спаду производства и в Германии.
При изложении материала по Европе оптимальный вариант – работа одновременно с двумя учебниками: 1) институтский под ред. Поляка и Марковой, который дают в библиотеке; 2) автора Тимошиной (см. список лит-ры), который есть в ч/з. Отдельные моменты хорошо изложены у Поляка-Марковой, другие – у других авторов. Можно поработать с изданием «Всемирная история» (том IX), там есть не только интересный текст, но и ещё масса иллюстраций, но придётся посетить областную или ещё какую-нибудь библиотеку, так как в ч/з филиала этого издания нет.
Для «продвинутых» студентов – список доп. литературы. Только выберите материал по кризису и экономическим реформам, не отвлекаясь на подробное изложение сюжетов о фашизме, Народном фронте, внешней политике и т.д.
В третьем вопросе следует рассмотреть основные мероприятия «Нового курса» в США. Использование дополнительной литературы, (например, статьи Корольковой или воспоминания Шервуда о реформах Рузвельта) существенно украсит Ваш реферат, если, конечно, эта литература будет использована правильно, то есть для раскрытия содержания экономических реформ, а не для выписывания нескольких фраз общего характера для введения или заключения.
Основные экономические реформы лучше излагать по отдельным смысловым блокам: финансовая сфера, промышленность, сельское хозяйство (тем более, что в большинстве учебников «Новый курс» изложен именно таким образом). В институтском учебнике «История мировой экономики» материал по США и Германии изложен не самым лучшим образом; более удачно информация по теме реферата излагается в учебнике Тимошиной и статье Корольковой (см. список лит-ры). Можно поработать с изданием «Всемирная история» (том IX), там есть не только интересный текст, но и ещё масса иллюстраций, но придётся посетить областную или ещё какую-нибудь библиотеку, так как в ч/з филиала этого издания нет.
Также следует выделить общие черты и особенности французского, английского, американского и немецкого вариантов выхода из кризиса.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕЧАНИЕ: знаком * обозначены издания, имеющиеся в библиотеке Пензенского филиала Финуниверситета.
Основная литература:
1) *Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учеб. пос. / Под ред. М.Н. Чепурина. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2006;
2)*История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2010;
3) Королькова Е. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта: предпосылки, логика, результаты // Вопросы экономики. 1992. № 11;
4) *Конотопов М. В., Сметанин С. И. Экономическая история: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003 (С. 240–245, 274–276);
Дополнительная литература:
1) Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца. Т. 1. М., 1958;
2) Мальков В. Л., Наджафаров Д. Г. Америка на перепутье: 1929–1938. М., 1967;
3) *Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт – человек и политик. М., 1969;
4) Смирнов В.П. Франция в XX веке: Пособие для студентов. М.: Дрофа, 2001;
2) История Франции. В 3-х т. / Отв. ред. А.З. Манфред. Т. 2. М., 1973.
5) Всемирная история. Т. IX. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1962 (глава 9).